Booking.com

Итальянские фильмы

Разместить рекламу на «Италия по-русски»

Сегодня мы поговорим об итальянских фильмах, известных режиссёрах, актрисах и, конечно же, о зрителях. Согласитесь, для любого из нас, неважно, изучали ли вы итальянский язык или нет, итальянские фильмы были всегда чем-то особенным. Накал страстей, ироничное повествование о серьёзных вещах…

История развития итальянского кинематографа

В декабре 1895 года прошёл первый показ фильма Братьев Люмьер; скоро вся Европа «заболела» киноискусством. Не отставала в этом и Италия. В следующем году прошли показы фильмов в Риме, Милане, Неаполе, Болонье

Известно, что сам Папа Leone XIII благословил итальянский кинематограф. Не знаю, зависел ли его  успех всего лишь от слов Папы, но итальянский кинематограф действительно удачен: талантливые режиссёры, актёры.

Всем, безусловно, понятно, что первые фильмы, как нам сейчас это может показаться, были примитивными, в основном, относились к документальным.

Итальянский кинематограф развивался активно как и любой другой европейской стране в начале двадцатого века, но пришла Первая Мировая Война, а в вместе в ней и кризис во всём искусстве. Вдобавок, скоро в Италии к власти пришли фашисты, а это означало лишь одно – диктатуру всего и, в первую очередь, искусства. Это как нельзя лучше иллюстрирует лозунг Муссолини La cinematografìa è l'arma più forte.

А 1 января 1939 года итальянский кинематограф получил ещё один «подарок»: в стране значительно сократился ввоз иностранных фильмов. С одной стороны, это могло бы положительно повлиять на динамику развития фильмов в Италии, мол, теперь зрители будут ходить только на отечественное кино, но с другой стороны это означало, что Италия была отрезана от всего остального мира, не могла черпать новые идеи, следить за тенденциями в этом виде искусства...

В это же время в итальянском кино возник термин telefoni bianchi, он символизировал небольшой период в итальянском киноискусстве (1936-1943). Такое название этот период получил в честь белых телефонов, которые использовались активно в качестве реквизита во многих фильмах того времени.

Телефон - символ целой эпохи. Фото hitparadeitalia.it

Затем, как вы знаете, на смену этому периоду пришёл Неориеализм – удивительная пора итальянского кинематографа!

У Неореализма была задача изобразить жизнь своей страны, проиллюстрировать жизнь бедных людей, у которых, на первый взгляд, совершенно обычная жизнь. Как говорили известные режиссёры того времени, не нужно truccare la realtà (разрисовывать реальность), нужно её показать такую, какая она есть в действительности, без фальши и прикрас. Режиссёры для этого приглашали сниматься в фильмах непрофессиональных актёров, обыкновенных людей, которые, по мнению режиссёров, могли в некоторых случаях более естественно показать ту жизнь, в которой они «варятся» каждый день.

К режиссёрам-неореалистам относятся  Luchino Visconti, Roberto Rossellini, Vittorio De Sica, Giuseppe De Santis, Pietro Germi, ну и, конечно же, Federico Fellini.

Федерико Феллини

Безусловно, Федерико Феллини – одна из значимых фигур в итальянском кинематографе.

Феллини со своими  шедеврами, такие как Le notti di Cabiria, La dolce vita, La strada, является одной из значимых фигур итальянского кино в мире.

Его уникальный стиль, слияние успешного художественного партнерства с писателем и сценаристом Cesare Zavattini и композитором  Nino Rota подарили миллионам зрителям всего мира незабываемые впечатления.

Некоторые сцены из его  самых известных фильмов превратились в символы целой эпохи, как, например, знаменитая сцена с Анитой Экберг из "Сладкой жизни", которая купается  в фонтане Треви.

Нельзя не отметить и фильмы-эксперименты Феллини, как, например, 8 ½. Именно с этим фильмом начинается новый этап его уже выдающейся карьеры: Fellini Satyricon, Amarcord, Il Casanova di Federico Fellini, E la nave va.

Фильм "Дорога" Федерико Феллини. Фото oddfilms.com


Пьер Паоло Пазолини

Безусловно, особняком в мире  итальянского киноискусства стоит Пьер Паоло Пазолини. Выдающийся режиссёр, автор и писатель творил такие фильмы, которые многие не понимали, считая их абсолютно безнравственными.  Его работы не раз критиковались за  аморальность, крикливость и даже вульгарность. Пазолини, который никогда не скрывал своей гомосексуальности, является одним из наиболее влиятельных деятелей культуры тех лет, несмотря на то, что его позиции считается экстремальными, и его работы часто подвергаются дискриминации.

Первые фильмы Пазолини (в том числе, ослепительные короткометражки Che cosa sono le nuvole?  La ricotta) не оставляют никого равнодушным, в первую очередь, благодаря глубоко чрезвычайной лирике и поэзии каждого кадра, который проникает в сердце зрителя и остаётся там надолго. Из его фильмов хотели бы отметить Accattone (1961), a Mamma Roma, (1962).

Пьер Паоло Пазолини. Фото en.wikipedia.org


А мы продолжаем путешествовать по истрии итальянского кинематографа.

Следующая у нас на очереди - commedia all'italiana – наверное, один из любимых жанров многих. Ну кто из нас не смотрел добрую старую итальянскую комедию?

Один из самых известных фильмов жанра итальянской комедии  - Divorzio all'italiana (1961) с Марчелло Мастроянни и Стефания Сандрелли, которые считаются одними из два важных актеров итальянского кино. Этот фильм также получил Оскара в 1963 году за лучший оригинальный сценарий.

Среди последних шедевров "классической" итальянской комедии отметим Lo scopone scientifico di Luigi Comencini, C'eravamo tanto amati e La terrazza di Ettore Scola.

Кадры из фильма "Развод по-итальянски". Фото blitzquotidiano.it

В итальянской киноколлекции есть также фильмы на политическую и социальную темы. Франческо Рози снял фильм Salvatore Giuliano, который повествует о судьбе сицилийского бандита. В фильме Le Mani saulla citta’ снова поднимаются темы, затронутые уже в предыдущем фильме: власть, закон и беззаконие.

Большой популярностью у итальянских зрителей пользовались также poliziesco all'italiana" – детективные фильмы, в которых полицейские раскрывали серьёзные и запутанные преступления  в крупных городах Италии: Риме, Неаполе, Милане.

Мода на вестерны также не могла обойти стороной итальянское киноискусство. Известным режиссёром в этом жанре был Серджо Леоне, он снял такие вестерны как atrilogia del dollaro: Per un pugno di dollari (1964), Per qualche dollaro in più (1965) e Il buono, il brutto, il cattivo (1966). Здесь была как нельзя лучше музыка Эннио Мариконе. Романтичная, лиричная, но в тоже время тревожащая зрителя своим тоном, который как бы предупреждает об опасности.

Итальянское кино сегодня

Наверное, многие из нас смотрели фильм Gabriele Salvatores Io non ho paura (2003), а также Marco Tullio Giordana I cento passi (2000).

Каждый из этих фильмов обязательно затронет уходящую эпоху и характерные темы для Италии – мафиози в Сицилии или традиционную итальянскую семью. Вот такой он, фильм в Италии сегодня. Традиционные мотивы являются тем самым лакомым кусочком, которые привлекают зрителя, он с ностальгией вспоминает известные итальянские фильмы прошлого. Итальянское кино продолжает развивать те темы и мотивы, которые вывели его на мировую арену, но уже в другом формате. Если сейчас каждого из нас попросить назвать характерные эпизоды, с которыми он связывает кино в Италии, то думаю, что ответы будут примерно приблизительными – итальянская парочка, итальянская семья, развод по-итальянски, мафиози.

Это ли не прелесть, ведь, допустим, от русского кино тоже ждут каких-то конкретных реалий, которые свойственны только  нашей стране?

Однако Тарантино считает по-другому, он как-то заявил: "Итальянские фильмы, которые я видел за последние 3 года, совершенно одинаковы: в них рассказывается о мальчике, который растёт, о девочке, которая тоже растёт, о паре, которая переживает кризис, родителях, каникулах… Что произошло? Я так любил итальянские фильмы 60-х и 70-х гг., но сейчас, как я понял, всё закончилось?

Это настоящая трагедия".

Не знаю, можно ли с ним согласиться в том, что итальянское кино сегодня не развивается…

Итальянские фильмы, получившие Оскар

В 1948 году Американская Академия Киноискусства добавила ещё одну номинацию Оскар – «За лучший иностранный фильм». Италия становилась обладательницей этой престижной номинации 13 раз!

Однако за всю историю Италия может похвастаться не только премиями в этой категории. Достаточно вспомнить Софию Лорен, которая получила в своё время Оскар за лучшую женскую роль, Эннио Мориконе признали автором лучшей музыки к фильму…
Неудивительно, что в год открытия этой номинации лучшим иностранным фильмом стал именно итальянский: Sciuscia di Vittorio De Sica. Дело в том, что американцы после Второй Мировой Войны просто с ума сходили от Неореализма, а вот и он, в итальянских шедеврах киноискусства! Однако Витторио Де Сика, как мы знаем, на одной статуэтке не остановился: в 1950 году лучшим иностранным фильмом признали Ladri di biciclette. Однако впереди его ждали ещё две премии Оскар!

Точно такое же количество статуэток выиграл и звезда итальянского киноискусства – Фредерико Феллини. Многие считали, что его успех заключался во вдохновении, которое он черпал от Музы, постоянно находившейся с ним рядом. Звали её Джульетта Мазина.
В семидесятых годах победу одержал фильм Элио Петри под названием Indagine su un cittadino al di sopra di ogni sospetto, в котором идёт речь о руководителе полиции, превратившегося в наёмного убийцу.

Затем в итальянском киноискусстве около двух десятилетий не было слышно радостных поздравлений и торжеств: казалось, что Оскар отвернулся от них, а Фортуна покинула итальянских режиссёров на неопределённое время. Итальянское киноискусство находилось в кризисе: снимались, в основном, итальянские кинокомедии, были другие, вроде бы серьёзные  интересные фильмы, но они не удостаивались серьезного внимания зрителей и критиков на мировой киноарене…

В 1990 году Джузеппе Торнаторе получил Оскар за фильм Nuovo Cinema Paradiso. В 1999 году известный режиссер Роберто Бениньи был удостоен Оскара за свой фильм La vita e’ bella.

Перечислим все фильмы-победители в номинации  «Лучший иностранный фильм»:

  • 1948 Sciuscià Vittorio De Sica
  • 1950 Ladri di biciclette Vittorio De Sica
  • 1951 Le mura di Malapaga René Clément
  •  1957 La strada Federico Fellini
  • 1958 Le notti di Cabiria Federico Fellini
  • 1964 8½ Federico Fellini
  • 1965 Ieri, oggi, domani Vittorio De Sica
  • 1971 Indagine su un cittadino al di sopra di ogni sospetto Elio Petri
  • 1972 Il giardino dei Finzi-Contini Vittorio De Sica
  • 1975 Amarcord Federico Fellini
  • 1990 Nuovo cinema Paradiso Giuseppe Tornatore
  • 1992 Mediterraneo Gabriele Salvatores
  • 1999 La vita è bella Roberto Benigni

Кинодивы Италии

Здесь мы поговорим о некоторых известных актрисах итальянского кино, которых мы полюбили за внешние черты, харизму и просто талант.

Анна Маньяни (1908 – 1973) (Anna Magnani)

Анна училась актёрскому мастерству в Академии искусств в Риме. Её путь к восхождению на кинематографический Олимп был непрост. Начинала она работать к кабаре и в ночных клубах. Зрителю она известна по фильму Roma citta’ aperta 1945 года. Затем снялась ещё во многих популярных итальянских фильмах.

Анна получила Оскар за лучшую женскую роль, снявшись, однако не в итальянском, а американском фильме - La rosa tatuata (1955).

Анна Маньяни. Фото en.wikipedia.org

Джульетта Мазина (1920 -1994) (Giulietta Masina)

Муза Феллини не могла не сняться в его фильмах «Дорога» и «Ночи Калабрии». За последний фильм, кстати, она была удостоена Золотой Пальмовой ветви на Каннском фестивале за лучшую женскую роль.

Режиссёр и Муза. Фото allposters.xom

Джина Лоллобриджида (1927) (Gina Lollobridgida)

Она начинала свой путь к славе не на съёмочной площадке, а на подиумах. Джина была известной моделью, в 1947 году она стала третьей на конкурсе Мисс Италии.

В 1953 году она снялась в фильме Коменчини Pane, amore e fantasia. Джину заметили и в Голливуде. Там она снялась в пяти фильмах.

Моника Вити (1931) (Monica Vitti)

Моника также обучалась в Академии искусств в Риме. Сначала она играла только в театрах, но вскоре её пригласили в кино.

Моника была возлюбленной и по совместительству Музой итальянского режиссёра Микеланджело Антониони. В 1984 году Моника получила приз за лучшую женскую роль в фильме «Флирт» Роберто Руссо на Фестивале в Берлине.

София Лорен (1934) Sofia Loren

Эта итальянская актриса, вероятно, одна из самых известных.

В возрасте 17 лет София решила себя попробовать в качестве фотомодели. На конкурсе Мисс Италия её заметил кинопродюсер Карло Понти (её будущий муж и отец двух детей). Успех к Софии пришел в 1954 году с фильмом L’oro di Napoli.

Снявшись в нескольких фильмах в Голливуде, она вернулась в Италию и предстала зрителю уже как драматическая актриса. В 1960 году она получила Оскара за лучшую женскую роль в фильме Витторио де Сика La ciocaira.

София Лорен. Фото mazeofthougjts.wordpress.com

Зрители в Италии

Согласитесь, ну какое же это кино без зрителей?

Несколько лет тому назад компания Censis-liberal  провела опрос среди итальянских киноманов и просто посетителей кинотеатров, и вот что показало это исследование:

Что ты делаешь после просмотра фильма в кинотеатре?

  • Обсуждаю фильм, размышляю над темами, которые были в нём затронуты- 39,2%
  • Возможно (не всегда!) размышляю над просмотренным – 26,9%
  • Говорю о фильме ( без особого увлечения) - 23,8%
  • Не обсуждаю фильм  - 9%
  • 1% опрашиваемых не ответило на этот вопрос


Как часто ты ходишь в кино?

  • Никогда или почти никогда – 54,2%
  • Пару раз в году – 21,3%
  • Один раз в месяц – 10%
  • Два, три раза в месяц – 10,1%
  • Минимум один раз в неделю – 4%
  • 0,4% опрашиваемых не ответило на этот вопрос

Почему ты ходишь в кино?

  • Чтобы развлечься – 59,5%
  • Чтобы подумать над увиденным – 16,3%
  • Чтобы испытать эмоции – 7,9%
  • Чтобы побыть вместе с друзьями, второй половинкой – 7,3%
  • Т.к. нет других особо важных дел – 3,5%
  • Поход в театр стоит меньше чем на другие развлечения - 0,7%
  • Другие причины – 0,7%
  • 4,2% опрашиваемых не ответило на этот вопрос

Как ты выбираешь фильм?

  • Жанр – 40,5%
  • Рецензии, отзывы – 15,9%
  • Актёры – 13,9%
  • Трейлеры – 11%
  • Советы знакомых, родственников – 7,9%
  • Режиссёр – 4,8%
  • Месторасположение кинотеатра – 2,2%
  • Необходимость (мало выбора) – 1,1%
  • Другие причины – 2,2%
  • 0,4% опрашиваемых не ответило на этот вопрос

Вот такие они, режиссёры, актёры и зрители в Италии...

Источник: портал "Италия по-русски"

Наверх страницы

Отели в Италии