Его день празднуется 26 декабря.
Хорошее длится от Рождества до Санто-Стефано. Старая итальянская пословица подчеркивает, что между праздником рождения Христа и праздником святого Стефана - минимальное расстояние на календаре.
В действительности, второе торжество следует за первым. Потому что сразу после празднования пришествия Иисуса в мир Церковь поместила так называемые "Comites Christi", спутников Христа, то есть тех, кто следовал или предшествовал ему, как в жизни, так и в смерти. 26 декабря католики празднуют День святого Стефана (Санто-Стефано), 27-го - святого Иоанна Евангелиста, любимого ученика Мессии, а 28-го - святых невинных, то есть детей, ставших жертвами резни, устроенной Иродом в неудачной попытке предотвратить рождение Назарянина.
Такой порядок объясняется тем, что Стефан - первый, кого постигла та же участь, что и Христа, и очень похожим образом. Именно поэтому он получил прозвище Протомученик, от слова protos, что в переводе с греческого означает "первый". Он тоже, по образу и подобию Учителя, совершал чудеса, вызывавшие подозрение властей. Деяния апостолов описывают его как великого проповедника, способного ежедневно обращать легионы в верующих. Вскоре власти Иерусалима сочли его общественно опасным и обвинили в подрыве закона Моисеева.
Стефан предстал перед Синедрионом, верховным советом Палестины, который предложил ему оправдаться, но Стефан отверг обвинения и произнес зажигательную речь, в которой обвинил судей в бесчувственности и черствости сердца. Синедрион не осуждает его, потому что это не входит в его полномочия, но группа смутьянов насильно захватывает его, тащит на площадь и забивает камнями. Но он подставляет другую щеку, даже заходит так далеко, что просит Бога простить его мучителей, потому что они не ведают, что творят. Параллель с мученичеством Христа не может быть более совершенной.
И если Деяния апостолов сообщают об этом событии со всей строгостью, то народная легенда идет гораздо дальше, делая камень не только орудием смерти святого, но и орудием его рождения. В итальянских народных традициях рассказывается, что когда Младенец Иисус появился на свет, молодая женщина по имени Стефания захотела навестить Марию. Но ее не пропускают, потому что в присутствие Богородицы допускаются только женщины с детьми. Тогда хитрая девушка кладет на колени камень, завернутый в шаль, и делает вид, что держит на руках ребенка. После встречи камень чудесным образом чихает, затем оживает и превращается в маленького Стефана. Правда это или нет, но история очень хорошо продумана. Настолько, что до нас дошла двойная связь между мучеником и камнями, поскольку Стефан является покровителем каменщиков и камнерезов.
Но с другой стороны, жизнь святых часто находится на грани возможного, потому что без чудес святость не существует. И о чудесных подвигах Стефана даже после его смерти сохранилась полная биография. Его реликвии растут по экспоненте, настолько, что это подпитывает процветающий рынок подделок. В определенный момент сама Церковь уже не знала, какие из них настоящие, а какие поддельные. Лишь отмечается, что части его тела находятся в Венеции, Константинополе, Анконе, Равенне и Франции. Но прежде всего в Риме, где в XVIII веке его череп почитался в базилике Сан Паоло фуори ле Мура, рука - в Сан Луиджи дей Франчези, еще одна рука - в Сант Иво алла Сапиенца.
Но настоящее чудо Санто Стефано "совершил" в 1659 году в Неаполе, в церкви Санта Мария ад Аньоне, где хранится безымянная кровавая реликвия. У каноников возникла блестящая идея петь один за другим все антифоны святых, надеясь, что один из них подаст знак. После нескольких тщетных попыток наступает очередь Святого Стефана. Канон не успевает даже пропеть первый стих, как застывшая кровь растворяется. Сейчас сосуд хранится в базилике Святого Клера, в нем кровь разжижается 3 августа и 25 декабря. Но мало кто знает об этом.