Booking.com

Эльза Скиапарелли. Сюрреализм в моде 30-х годов

Разместить рекламу на «Италия по-русски»

К сожалению, в наше время ее имя упоминается, в основном, когда пишут и рассказывают о другой легендарной личности – Коко Шанель. Её называют неудачной соперницей Коко. Но между тем, именно Эльза в 30-е годы была самым заметным и необычным мастером в мире моды. Она открыла один из первых в мире бутиков, заложила основы и принципы того, что в будущем станет именоваться prêt-a-porte и превратила обычное дефиле в яркое, праздничное шоу. Эльза впервые предложила носить вечерние платья с бижутерией, и впервые же эти платься начала делать с застежкой-молнией. Она первая представила коллекцию вязаных свитеров для женщин, первая стала давать названия своим коллекциям…  Застежка-молния, накладные плечи, объемный крой, жесткие ткани — все это появилось в моде благодаря Эльзе Скиапарелли. И именно она подарила женщинам раздельный купальник (да еще телесного цвета!) и первую юбку-шорты. Скиап (как все её называли) стала первым французским кутюрье, чьи работы появились в постреволюционной России. Недаром её друг Жан Кокто уверял, что "Эльза умеет заходить слишком далеко".

Скиапарелли была дочерью итальянских аристократов, обедневших после Первой Мировой войны. С детства она училась живописи, истории искусств, увлекалась театром и театральными костюмами, что не могло не отразиться на ее будущем – будущем первого в мире «enfant terrible haute couture». Эльза в самом юном возрасте была отправлена родителями в закрытый католический пансион в Швейцарии. А когда вернулась в Рим, скоропалительно вышла замуж, может быть назло родне, с которой у неё были весьма холодные отношения. Случайно познакомившись на одной из лекций с известным теософом и оккультистом графом Уильямом де Вендт де Керлор, Эльза уже на следующий день сообщила родным, что выходит за него замуж. Граф имел хорошую родословную, но совершенно не имел ни денег, ни моральных принципов. Он взвалил на молодую супругу все заботы по организации своих лекционных турне, проматывал ее деньги и волочился за каждой юбкой. Родившаяся у них дочь оказалась больна детским церебральным параличом. Что происходило у них в семье дальше, доподлинно, никому неизвестно, но весной 1919 года граф и графиня переехали в Америку, в Нью-Йорк. Здесь Уильям завел роман с Айседорой Дункан и бросил жену с больным ребёнком.

В Америке она подружилась ь с Габриель Пикабиа, которая открыла в Нью-Йорке чуть ли не первый магазин парижской моды. Так Эльза Скиапарелли вошла в мир модного бизнеса.

Поначалу все предметы гардероба, созданные Скиапарелли, существовали в единственном экземпляре и не продавались за деньги, они или создавались специально для конкретного человека, или отдавались в дар. Но к большому удивлению Эльзы, этот «вызов» буржуазном обществу не был понят, а все наоборот отнеслись с восхищением и появилась масса желающих купить «эту безумную одежду». Скиапарелли была чрезвычайно удивлена, когда герцогиня Виндзорская умоляла ее продать вечернее платье, – новоявленный модельер представить себе не могла, что кто-то из членов британской королевской семьи может пожелать надеть платье с изображением гигантского омара, приправленного петрушкой.

 

Однажды у неё гостил друг из Америки, и Эльза обратила внимание на его свитер, простой и вместе с тем элегантный. Как выяснилось, такие свитеры вяжет живущая буквально в двух шагах армянская эмигрантка. Сегодня шерстяной свитер чёрного цвета, украшенный белым бантом наподобие бабочки, кажется достаточно заурядным, но в 1927 г. такой наряд был настоящим откровением. Но именно эти черные свитера с белыми бантами стали одной из самых копируемых модных моделей того времени.

Ещё большего успеха Эльза добилась, работая со спортивной одеждой. Ей удалось получить большой заказ от магазина «Strauss». Над его исполнением трудилась чуть ли не вся армянская община Парижа (точнее, её женская часть). Заказ принёс Скиапарелли известность. Модный Дом Скиапарелли начал свою жизнь в трёх комнатках на Рю-де-ля-Пэ. Над входом была вывеска: «Для спорта», через несколько лет её знал уже весь мир.

 

Проработав несколько лет со спортивной одеждой, Скиапарелли пробует силы в создании вечерних туалетов. И здесь достигает успеха. Её простое длинное платье-футляр из чёрного крепа в сочетании с белым жакетом и шарфом, перекинутым через спину, стало эталоном элегантности. Все кутюрье так или иначе повторяли эту идею. Она первая стала шить вечерние платья из твида.

 

 

К середине 30-х гг. талант Эльзы Скиапарелли достиг расцвета. Каждая ее коллекция производила сенсацию. Коллекция под названием «Остановись, смотри и слушай» продемонстрировала дождевики, трактованные как вечерняя одежда, вышитые сари и множество других находок. В этой и последующих коллекциях даже в вечерних туалетах Эльза начала использовать застёжки-молнии. Выглядели они в те времена несколько грубо, и потому эффект от такого сочетания был для публики неожиданным и новым.

В 1935 году Скиапarelli заинтересовалась выражением темы оптических иллюзий и галлюцинаций в форме, крое и рисунке одежды. Одаренная куюрье создает пиджак с широкими квадратными плечами, вошедший в моду благодаря Марлен Дитрих, и платье с изображением слезы, рисунок которого можно было разглядеть только с определенного расстояния или под определенным углом зрения. Когда Скиапарелли надевала это платье-мираж, то публика находилась в каком-то недоумении, поскольку, увидев и заинтересовавшись необычным рисунком издалека, люди не могли обнаружить его вблизи

В 1936 году одним из событий мира моды стало представление нового, ставшего впоследствии фирменной маркой Скиапарелли, цвета “Shocking pink” (“шокирующий розовый” или фуксия). Возможно, это может показаться странным в наши дни, но для 30-х годов этот цвет был больше чем просто необычным. Он действительно шокировал. В ультрамодном цвете выпускали все: от туфлей и шляпок до губной помады и духов.

Но наибольший резонанс в мире моды имела долгая дружба и сотрудничество Эльзы Скиапарелли с Сальвадором Дали. Великий художник придумал для итальянки сумку в виде телефона, по его наброскам были созданы знаменитое платье с омаром в окружении листиков петрушки, жакет с карманами в виде выдвижных ящиков, и главное украшение бутика Скиапарелли – розовый диван в виде губ актрисы Мэй Уэст. Дали вдохновил Эльзу на создание ряда необыкновенных аксессуаров – сумочек в виде яблока или воздушного шара, перчатки с кармашками для спичек или с приклеенными ногтями.

Скиапарелли много работала для звёзд кино и театра.наибольшую славу Скиапарелли принесла совместная работа с киноактрисой Мэй Уэст, секс-идолом 30-х годов. Для Эльзы трудно было представить более подходящую рекламу для своего таланта, чем экстравагантная актриса. Мэй Уэст так часто заказывала наряды у своего модельера, что для того чтобы постоянно не присутствовать на примерке послала итальянке гипсовый слепок своей знаменитой фигуры в позе Венеры Милосской. И это вдохновило художницу Леонор Фини на создание флакона для первых духов Скиапарелли — легендарных «Shoking».

 

Впоследствии всем духам Дома Скиапарелли были даны названия, начинающиеся на букву S. Первые духи для мужчин «Suff» имели флакон в виде куритель¬ой трубки. Идея флакона для «Roi Soleil» принадлежала Дали.

Она, что впрочем неудивительно, увлекалась наркотиками, однако этого никто не знал, потому что она хорошо скрывала это от всех. Однажды её застали за тем, как она нюхала кокаин, и ей пришлось заплатить деньги за молчание. Любительница порочных связей и экзотики в отношениях, она не раз встречалась с представителями негроидной расы. Это продолжалось до тех пор, пока Эльза не забеременнела от афроамериканца, и ей пришлось сделать аборт. После этого случая Эльза завязала со случайным сексом.

30-е годы запомнились одной из главных интриг в мире моды - соперничеством Эльзы Скиапарелли и Габриель Шанель. Это было настоящее, гениальное “противостояние” двух женщин, двух выдающихся модельеров, истоки которого скрывались в диаметральной противоположности их личностей. Единственное, что их объединяло – это новаторство. Новаторство в области моды.

Соперничество за главную корону модельера иногда выходило за грани подиумов. Так, если верить историям, на одном из приемов Коко Шанель любезно усадила свою конкурентку на только что покрашенный стул, заметив, что внешнему виду Эльзы это будет только на пользу из-за яркости и пестроты ее гардероба. Скиапарелли была не менее сдержанной в своих поступках и часто выражала свои чувства карикатурными изображениями Коко на своих новых шедеврах. Пикантности их отношениям добавляло и то, что и Габриель и Эльза сотрудничали и дружили с одними и теми же людьми.

Эльза Скиапарелли скончалась 13 ноября 1973 года в Париже во сне, через 20 лет после выхода своей последней коллекции. Её похоронили в шёлковом костюме шокирующего розового цвета, введённом в моду ей же. Итальянский бизнесмен Диего Дела Вале, владелец Tod’s, купил права на использование имени Скьяпарелли и ходили слухи, что он хочет снова открыть дом мод Скьяпарелли, но...

Между тем, будучи великим провокатором в творчестве, в личной жизни Эльза была очень скромным и закомплексованным человеком. И в зрелом возрасте она была некрасивой, нескладной и угловатой, как подросток. Крушение первой любви и неудачный брак, казалось, навсегда поставили крест на ее личной жизни. Она полностью посвятила себя дочери. Она тратила бешеные деньги на докторов. И тем удалось сделать невозможное - практически ликвидировать последствия ДЦП.

В Америке Гого (так Эльза звала свою дочь Марису Ивонн) познакомилась с известным дипломатом Робертом Л. Беренсоном и вышла за него замуж. Их брак был спокойным и счастливым, а у Эльзы появились две хорошенькие внучки - Мариса и Берри.

Многое из того, что удалось создать Эльзе Скиапарелли за недолгое время существования ее дома вошло в моду только через 40-50 лет. Так застежка-молния была изобретена еще в 1886 году, к 30-м годам ее использовали только компании, изготавливавшие дорожные чемоданы. Эльза Скиапарелли впервые применила «молнию» в повседневной, спортивной и вечерней одежде. Но тогда это было воспринято как грубый элемент, особенно вкупе с вечерними платьями и молния так и не стала популярна. А в 60-х годах «молния» прочно войдет в мир моды..

Творениями Скиапарелли вдохновлялись многие: Вивьен Вествуд (шляпы-треуголки и другие «пиратские» предметы одежды, высокие платформы, «шокирующе розовые» колготки), Джон Гальяно, Жан Поль Готье, Biba, Франко Москино, Viktor & Rolf. Эльза во многом опередила время.

www.lookatme.ru

 

Изображение пользователя Nailya.

Re: Эльза Скиапарелли. Сюрреализм в моде 30-х годов

Спасибо за тему, очень интересно smiley

Я ничего, к сожалению, не знала об это талантливой личности.

У нее действительно были  необыкновенные находки wink

Всё пройдёт. Человек, не отпустивший своего прошлого, не увидит будущего....

Настройки просмотра комментариев

Выберите нужный метод показа комментариев и нажмите "Сохранить установки".
Наверх страницы

Отели в Италии