В христианской традиции Рождество - это праздник, посвященный рождению Иисуса. Дата 25 декабря, однако, является символической; в исторических источниках о жизни Иисуса нет никаких указаний, которые действительно указывали бы на 25 декабря. Мы даже не знаем точно, когда христиане начали праздновать Рождество: определенно, по крайней мере, с 336 года н.э., как указано в Хронографе 354 года, своеобразном календаре, который является первым документом, содержащим упоминание о Рождестве.
25 декабря было выбрано в качестве символической даты, чтобы отметить рождение Иисуса и привнести христианскую традицию, заменив языческие праздники, которые отмечались в Римской империи - Сатурналиям и празднику так называемого "Непобедимого солнца".
Что представляли собой Сатурналии, то есть Рождество до Рождества Христова?
Сатурналии, Saturnalia на латыни, праздновались с 17 по 23 декабря в честь бога Сатурна, аналога греческого Хроноса. Как и в древних праздниках, которые со временем превратились в карнавал, во время Сатурналий обычные социальные правила были отменены: среди прочего, случалось, что хозяева прислуживали своим рабам за столом. Как сегодня многие считают Рождество самым прекрасным днем в году, так и поэт Катулл считал им 17 декабря.
Многие традиции Сатурналий перешли в христианское Рождество: среди них обмен подарками, который, таким образом, старше христианских традиций. Он проходил 19 декабря. Дарили и получали простые, символические вещи, поскольку обмен ценными предметами противоречил бы духу праздника. Детям дарили фигурки из сладкого теста - сигиллу - в форме кукол и животных.
В конце третьего века римский гражданский календарь определял 25 декабря как зимнее солнцестояние. Во всех древних культурах северного полушария зимнее солнцестояние празднуется потому, что это день, после которого дни снова начинают удлиняться, и по этой причине он связан с солнечными божествами.
Также в третьем веке 25 декабря в Римской империи был днем празднования бога Непобедимого Солнца, который объединял солнечных богов разных религий: греческого Гелиоса, сирийского Эль-Габала и персидского Митру.
В последние века Римской империи, до того как христианство стало официальной религией, такие культы, накладывающие друг на друга различные божества, создавая новые, очень открытые религии, были не редкостью. В частности, религия Непобедимого Солнца была такой, которая еще до возникновения христианства приблизилась к монотеизму.
25 декабря было выбрано в качестве дня рождения Иисуса - после рассмотрения таких дат, как 18 ноября, 28 марта и 20 мая - чтобы "перекрыть" праздник Непобедимого Солнца и иметь дополнительный аргумент, чтобы убедить язычников обратиться в христианство: они не потеряют свой праздник, когда станут христианами. Фигура Иисуса была предложена этим язычникам как фигура "истинного" Солнца.
Другие рождественские традиции
Со временем и с распространением христианства Рождество обогатилось многими другими традициями, которые, в свою очередь, произошли от других праздников зимнего солнцестояния.
Рождественская елка, например, происходит от германской традиции праздника зимнего солнцестояния, называемого Yule; в скандинавских языках рождественский сезон до сих пор обозначается выражениями, явно происходящими от этого термина: "jul" в шведском, датском и норвежском, "Jól" в исландском. Другие традиционные языческие элементы переместились на Новый год вместо Рождества, включая костры и кострища, которые зажигались на солнцестояние.
История Деда Мороза, однако, более сложная. Британская энциклопедия объясняет, что эта фигура произошла от имени Николая Барийского - также известного как Николай Мирликийский, город на территории современной Турции, где он был епископом; его тело после смерти было привезено в Бари - его день празднуется 6 декабря. Культ этого святого всегда был связан с идеей подарков для детей, и со временем его фигура превратилась в фигуру Деда Мороза, пройдя через голландского Синтерклааса, привезенного в американскую колонию Новый Амстердам, позже ставшую Нью-Йорком, и там трансформировавшегося в Санта-Клауса.
По мере распространения американской культуры по всему миру после Второй мировой войны, Дед Мороз стал популярен и в Италии, где в большинстве регионов он занял место младенца Иисуса, Санта Лючии или Святого Николая, принося детям подарки.