Загадочная "улыбка Джоконды"
«Гений на все времена» - именно так окрестили ученые знаменитого Леонардо да Винчи, великого деятеля в различных областях науки и искусства. Человек-загадка оставил после себя множество тайн и неразгаданных головоломок: мы даже не знаем, сколько доподлинно произведений принадлежит именно ему – ведь Леонардо никогда не подписывал свои работы, оставляя вместо подписи лишь изображение взлетающей птицы.
Впрочем, одна из величайших работ за всю историю живописи принадлежит именно его кисти – «Мона Лиза» («Джоконда») и по сей день властвует умами множества людей, заставляя их вновь и вновь удивляться неповторимой технике, использованной Леонардо при написании портрета. Улыбка Джоконды давно приковывает своей загадочностью, она как бы «ускользает» от наблюдателя – зрителю невозможно однозначно описать чувство, которое испытывает изображенная на холсте женщина. Многим даже кажется, что она вовсе не улыбается, а, скорее, зло усмехается, прищурив глаза – похоже, что Леонардо оставил нам одну из своих самых трудноразрешимых головоломок!
Что же на самом деле «чувствует «Мона Лиза»? Разгадать «ребус» великого итальянца – такую цель преследовал специальный проект голландских и американских ученых. Специальная аналитическая компьютерная система под названием «Urbana-Champaign» систематизировала черты портрета, изгибы и напряжение лицевых мышц и распределила «настроение «Моны Лизы» по главным поведенческим категориям. Оказалось, что «Мона Лиза» на 83% - счастливая, на 9% - испытывает чувство неприязни, на 6% испытывает чувство страха и на 2% подвержена злобе.
Но стоит ли верить бесстрастному компьютеру, если речь идет о человеческих эмоциях? Ведь именно они - противоречивые и неоднозначные – воспринимают работу Да Винчи как нечто особенное, выходящее за рамки классической живописи. В чем же был секрет мастера?
Ученые предполагают, что Леонардо подходил к созданию «Моны Лизы» не как к художественному произведению, а с целью наглядно продемонстрировать особенности человеческого зрения на примере восприятия человеческого лица. Зрение человека подразделяется на прямое, т.е. лучше воспринимающее детали и хуже — тени, и периферическое. Маргарет Ливингстон, профессор Гарвардского университета считает, что улыбка Моны Лизы видна, если смотреть не на губы, а на другие детали ее лица: «Неповторимый характер улыбки Моны Лизы заключается в том, что она хорошо воспринимается только периферическим зрением».
Ближе всех к разгадке секрета портрета приблизился французский искусствовед Жан Франк. По его словам, Да Винчи использовал свою легендарную технику «sfumato» («рассеявшийся, как дым»). Главная ее особенность – границы объектов на холсте должны быть не четкими, а смягченными с помощью своеобразной светлой дымки. Эта техника подразумевает титанический труд – мазки должны быть не более четверти миллиметра, для чего мастеру необходимо было использовать сильное увеличительное стекло. При написании «Моны Лизы» Да Винчи было положено более 30 слоев полупрозрачной краски, чтобы сделать вышеуказанный эффект еще сильнее. В пользу этой теории говорит и длительное время создания портрета – великий итальянец трудился над своим шедевром почти четыре года.
Источник: портал «Италия по-русски»