Киноактер – скорее, призвание, чем профессия. Актер актеру рознь – некоторых провидение одарило талантом зачаровывать людей одним своим внешним видом, другие же всю жизнь пробиваются к успеху у зрителей, часто, увы, его не добиваясь. Марчелло Мастроянни повезло. Актер самодеятельной труппы почти сразу после начала своей кинокарьеры попал в особую касту «людей-символов» - тех, без чьих блестящих работ представить себе мировой кинематограф просто невозможно.
Марчелло Винченцо Доменико Мастроянни увидел этот мир 28 сентября 1924 года в деревеньке Фонтана-Лири, расположившейся рядом с Неаполем. Детство и юношеские годы Марчелло проводит в Турине и Риме, решив добиваться для себя карьеры строителя или архитектора – способности к черчению у молодого человека отмечают многие. Мастроянни весьма взвешенно и рационально подошел к реализации своей мечты: сначала он поступает в техническое училище, планируя некоторое время поработать на низших должностях – «на подхвате» в чертежном бюро. Это ему удается без особых проблем – и, возможно, из Мастроянни получился бы отличный архитектор, если бы не одно «но»: молодой человек серьезно увлекался театром.
Набравшись опыта и новых знаний, Мастроянни поступает в Римский университет на столь желанное строительное отделение. Вот здесь-то судьба и подкараулила Марчелло – при университете работал театральный центр, который позднее станет для несостоявшегося молодого строителя путевкой в большое кино.
Мастроянни начинает принимать участие в работе центра – сначала из любопытства, а потом проникается неподдельным интересом к актерскому мастерству. Отличающегося оригинальной манерой игры актера-любителя замечает режиссер Л.Висконти. В 1957 г. на экраны выходит фильм «Белые ночи», а через год Мастроянни «перекочевал» в «Злоумышленники неизвестны» Марио Моничелли. Именно роль в «Злоумышленниках» стала причиной приглашения актера легендарным Феллини в свою «Сладкую жизнь». Гениальный режиссер раскрыл новые грани таланта Мастроянни, отведя ему образ утонченного интеллектуала – образ, который актер воплотил просто великолепно.
Мастроянни снимается как в кино «не для всех» ( «Ночь» М.Антониони), так и в кинокартинах, ориентированных на более широкую зрительскую аудиторию – знаменитые на весь мир «Развод по-итальянски» со Стефанией Сандрелли) и «Частная жизнь» с Брижит Бардо. Его снова приглашает Феллини – на этот раз в «8 с половиной». Наступает «эпоха Мастроянни», на протяжении которой будут награды Британской академии кино, номинации на Оскар и великолепный дуэт с Софи Лорен в незабвенном фильме «Брак по-итальянски» после которого Мастроянни назовут "Итальянским женихом", фильмы «Вчера, сегодня, завтра» и «Большая жратва».
Популярность Мастроянни как киноактера начинает ослабевать к концу 70-х годов – он снимается все реже, и работы его все негативнее воспринимаются критиками. В одной из последних своих кинокартин – «Прет-а-порте» - уже тяжело больной Мастроянни играет русского, влюбленного в героиню легендарной Софии Лорен. Два года спустя после выхода фильма Мастроянни не стало – он скончался от рака поджелудочной железы 19 декабря 1996 года.
Источник: портал «Италия по-русски»