Жестокие развлечения
Гладиаторские бои – один из самых укоренившихся в людском сознании символов Древнего Рима. Цивилизация, оставившая современному миру бесценное культурное наследие, была насколько же развитой, насколько и жестокой – безусловно, по меркам сегодняшнего времени. Но все ли мы знаем об этом кровавом, но от этого не менее любимом развлечении древних римлян?
Изначально бои со смертельным исходом были одним из погребальных обычаем этрусков. В вопросе человеческого жертвоприношения древние проявляли удивительную демократичность, предоставляя определить предмет заклания в результате вооруженной схватки. Слабый умирал, сильный побеждал – такая жестокая справедливость вызывала у зрителей бурный восторг.
Перенявшие обычай римляне никогда не забывали о связи гладиаторских боев с погребальными церемониями, официально именуя их «mumus» - «обязанность», имея в виду священный долг живых перед ушедшими в иной мир. Ну а короткий меч «gladius» дал название этим бойцам, многие из которых делали себе на схватках успешную карьеру – получше, чем у многих современных футбольных звезд.
Именно карьеру, потому что со временем гладиаторские бои превратились в настоящую страсть большинства римлян, и, как следствие, в прибыльный бизнес. Ряды бойцов, прежде пополнявшиеся в большинстве своем преступниками и военнопленными, стали комплектоваться добровольцами, проходившими специальный курс обучения. В него, помимо занятий по обращению с оружием входили тренировки по отработке «сценических» приемов и ударов – эффектных по виду, но неэффективных по сути. Толпа требовала зрелищ, поэтому бой, заканчивавшийся на первой же минуте, не вызывал у публики особых эмоций – в обязанности гладиатора входило, помимо прочего, внесение разнообразия в этот специфический процесс. В противном случае, по уверениям историков, публика желала добить поверженного куда чаще.
Очередной миф о гладиаторских боях заключается в том, что все поединки обязательно должны были заканчиваться смертью одного из бойцов. Во-первых, обучение было весьма дорогим – поэтому хозяева школ были не заинтересованы в потере своих людей. Поединки профессионалов перемежались звериной травлей и массовыми побоищами между грегариями – плохо обученными, а потому дешевыми бойцами, набиравшимися из преступников и рабов. Значительная же часть одиночных поединков проходила по правилу «появившейся крови» - до первого ранения. Именно этим объясняется тот факт, что далеко не все гладиаторы стремились покинуть профессию. Например, как свидетельствуют летописи, боец Филамма четырежды выбирал между почетной пенсией непобежденного и ареной – и каждый раз в пользу последней. Но, как говорится, «сколько веревочке не виться» - согласившись участвовать в одиночной «схватке насмерть», он прервал свою беспроигрышную серию из 39 боев и по понятным причинам на поединки больше не выходил.
Гладиаторские бои были предметом страсти не только простого люда, но и императорских особ. Так, римский император Коммод выходил на поединки 735 раз в качестве профессионального бойца – и с весьма неплохим результатом. Очевидно, его успехи на арене были куда больше, чем вне ее – в результате заговора император-гладиатор был задушен за день до своего 736-го поединка.
Источник: портал «Италия по-русски»