Гениальные произведения искусства, становящиеся жертвой вандализма, отчасти сами провоцируют приступы агрессии у больных людей: их хрупкая психика просто не выдерживает встречи с прекрасным. К такому мнению пришла итальянский психиатр Грациэлла Магерини. Беседуя с туристами, приходящими полюбоваться на статую Давида работы Микеланджело во флорентийскую Академию художеств, доктор и ее коллеги обнаружили, что потрясение, вызванное созерцанием совершенной красоты великой скульптуры, может быть настолько сильным, что способно вызвать кратковременное расстройство психики.
Доктор Магерини назвала это состояние "синдромом Давида" по аналогии с открытым ею же "синдромом Стендаля" - видом психического расстройства, постигающего порой туристов во Флоренции, Риме и других городах Италии из-за "переполненности" их живописными, скульптурными и архитектурными шедеврами. "Синдром Стендаля" доктор выявила в 1979 году. Его симптомами являются эмоциональные всплески, приступы паники, головокружение, обморок, искажения в восприятии реальности, потеря ориентации в пространстве и времени. Имя великого французского писателя Анри Стендаля появилось в названии болезни не случайно. "Когда я выходил из церкви святого Креста, у меня забилось сердце, мне показалась, что иссяк источник жизни, я шел, боясь рухнуть на землю", - писал он о своем посещении Флоренции, как видим, дав довольно точную характеристику состояния, которым впоследствии заинтересовались психологи.
Этот город и вообще вся Италия - не единственное место на земле, посещение которых чревато для туристов шоком. Кроме эстетических, он может быть вызван сильными религиозными эмоциями. Пример - "синдром Иерусалима", поражающий туристов, прибывших в священный город. Жертвы этого синдрома часто одеваются только в белые одежды и называют себя именами библейских персонажей.
Интересно, что таким эмоциональным потрясениям чаще других подвержены американцы, сообщает "Эхо планеты". Помимо всего прочего, сказывается долгий перелет. Не последнее место занимает и тот факт, что США - страна относительно молодая, не имеющая столь древней истории и подобных европейским памятников культуры. По словам сотрудников отделения психиатрии флорентийской больницы "Санта-Мария Нуова", каждый год к ним доставляют около ста туристов с признаками "синдрома Стендаля". При этом примерно треть попадает в больницу именно после "свидания" с Давидом. Синдром не очень опасен: в течение нескольких часов после приема антидепрессантов и транквилизаторов пациенты приходят в норму.
"Причины "синдрома Давида" запрятаны в глубине человеческой натуры. Давид завораживает совершенством своей красоты, - объясняет доктор. По ее словам, этот памятник вызывает не только безмятежное эстетическое блаженство. "Давид рождает душевную бурю. Глядя на него, чувствуешь себя сильным и великим, но одновременно ощущаешь ревность и зависть к этому молодому совершенному телу", - говорит она.
Статуи Микеланджело часто становились объектом нападений. В 1991 году сумасшедший молотком отбил у Давида большой палец ноги. В 1972 году другое творение Микеланджело - выставленная в соборе святого Петра в Ватикане статуя "Пьета" ("Оплакивание Христа") подверглась нападению туриста из Австралии. С тех пор "Пьета" скрыта за бронированным стеклом. Стоит вспомнить также и судьбу выставленной в Эрмитаже "Данаи" Рембрандта, которую в 1985 году облил кислотой психически больной человек, приехавший из Литвы.
Наконец, по мнению доктора Магерини, великие произведения искусства способны вызвать импульсы вандализма не только у зрителей, но и у своих создателей. Известно, например, что Микеланджело в конце жизни создавал "Пьету" для собственного надгробия, однако не окончил и разбил ее. Незадолго до смерти мастера его ученик Тиберио Кальканьи попросил у него разрешения собрать отбитые куски статуи и после смерти учителя сам завершил его работу. Сейчас она выставлена во Флоренции.
Travel.ru
Re: Достопримечательности Флоренции способны свести с ума
вс, 10/03/2013 - 17:55 — Anna27+2Прочитав эту статью мне вспомнился случай из детства.Это было почти сорок лет назад. Тогда было принято школьников,целыми классами, вывозить в музеи,театры.Наш класс поехал в музей им. Пушкина в Москве. Моя мама сопровождала наш класс. В музее есть копия скульптуры Давида,мне, тогда ребенку,она казалась очень большой. И моя мама пропустила весь класс,спускающийся по лестнице,что бы получше рассмотреть скульптуру,так сказать "без детских глаз". Но спускаясь по лестнице так увлеклась Давидом,что промахнулась ступенькой и полетела кубарем,как раз к ногам Давида. Со все сторон подбежали люди,стали поднимать ее,спрашивать как же она так неосторожно? Ответ был коротким:" Залюбовалась". Мне кажется скульптура Давида будет всегда притягивать к себе взгляды людей.
Valeria, я как раз в
ср, 18/01/2006 - 07:49 — Vita0