Италия всегда ассоциировалась с любовью к искусству, красоте, гармонии. Галереи искусств, музеи, памятники архитектуры, Верди, опера... Вот кстати, об опере мы сегодня и поговорим, а вернее об амфитеатре в Вероне.
Несколько слов об амфитеатрах
Несколько слов о том, что такое вообще амфитеатра. Это античная постройка, представляющая собой театр open air, т.е. без крыши. У всех амфитеатров круглая форма. Как правило, они предназначались для проведения боёв (допустим, гладиаторских) или других видов массовых зрелищ.
Амфитеатры сохранились во многих странах мира: Италии, Греции, Албании, Болгарии, Израиле, Хорватии.
Амфитеатр в Вероне
L'Arena di Verona - это римский амфитеатр, расположенный в центре города, где жила, пожалуй, самая романтическая пара всех времён и народов – Ромео и Джульетта. Следует отметить, что амфитеатр в Вероне третий по величине амфитеатр в Италии. Пальма первенства принадлежит Колизею в Риме, второе почётное место занял амфитеатр в городе Капуя.
Когда вы подойдёте к этому амфитеатру, то вы останетесь поражёнными многими вещами:
-величавостью и помпезностью этого исторического объекта;
-восхититесь амфитеатром как характерным памятником римской культуры;
-заплачете от счастья, что у вас есть возможность послушать оперу на одной из престижнейших площадок Европы (хотя, с плачем, я наверное, перегнула палку, но, может, прослезитесь под звуки божественной музыки);
- в конце концов, будете просто заворожены обстановкой. Только представьте: вы, толпа людей, уже слышны беготня и нервозность предстоящего представление, вечерющая Верона…
Верона и амфитеатр летом. Фото bussolon.it
История амфитеатра в Вероне
Первый камень амфитеатра был заложен в 30-м году н.э. Как указывают античные источники, строительство амфитеатра было закончено лишь в 69 году. На самом деле, история строительства этого памятника в Вероне тёмная, в том смысле, что про это очень мало известно. Однако доподлинно установлено, что строился амфитеатр в годы так называемого перемирия. Дело в том, что Верона была втянута в долгую и изнурительную борьбу, но видимо, Боги Олимпа смиловались над народом и дали время построить арену, которая по праву заслуживает звания «чудо света».
Строительство амфитеатра было ещё и стратегическим решением правительства того времени: известно, что в каждом античном городе была стена, которая окружала город. Амфитеатр считался мощным сооружением в «тылу» города.
В 1874 году известный итальянский археолог Антонии Помпей начал здесь производить раскопки. Были выяснены некоторые интересные детали: были найдены остатки античной стены Галлено, которая своё время окружала амфитеатр. Удивительно также, что на территории амфитеатра был найден источник воды, котрый, по всей видимости, не использовался.
Учёные также выдвигают другие версии по поводу использования амфитеатра ранее: помимо гладиаторских боёв и представлений, возможно, имело место быть насилие и пытки над христианами и святыми мучениками. Следует отметить, что после христианизации населения гладиаторские состязания прекратили своё существование на арене этого славного города.
Средневековый амфитеатр
В Средневековье была предпринята попытка реставрировать амфитеатр Вероны. Историки отмечают, именно при Теодорихе Великом у амфитеатра был так называемый «средневековый рассвет». Именно во времена правления Теодориха (Teodorico) организовывались спектакли, по сохранившимся сведениям о которых мы можем теперь судить о состоянии амфитеатра в Средневековье.
«В средневековом городе был построен большой дом, который по своему внешнему виду был похож на театр Ромула. Здесь была всего лишь одна дверь для входа, но насчитывалось большое количество мест. Этот театр привлекал тысячи людей. Нельзя точно сказать, кто построил это здание, но было всем известно, что его прозвали домом Теодорика».
(Chronicon Gozecense, XII secolo.)
В Средние века была популярна версия о том, что построил амфитеатр именно Теодорих, а не римляне.
Изображение Теодорика Великого. Фото it.wikipedia.org
В 1117 году Верону постигло землетрясение, которое не пощадило и главный символ города – почти полностью было разрушено кольцо амфитеатра. В 1183 году новое землетрясение нанесло удар по внешнему фасаду амфитеатра.
Во времена правления Альберто I дела Скала (Alberto I della Scala) были введены несколько правил и законов, касающихся непосредственно использования амфитеатра:
1. Проститутки могли жить только исключительно на территории амфитеатра;
2. Лиц, справлявших свою нужду под стенами амфитеатра, должны были немедленно оштрафовать.
Да, что только не пережил этот античный амфитеатр за всю свою многовековую историю…
В 1337 году Верона погрязла в долгах из-за неудачно сложившихся военных действий. Как известно, «долг платежом красен». Вот и пришлось Вероне отдать здание Университета, а также амфитеатр. Следует отметить, что окончательно амфитеатр Вероны был возвращён в пользование города только в 1586 году!
Амфитеатр в эпоху Ренессанса и piazza di Bra
В эпоху Ренессанса амфитеатр смог немного преобразиться, и всё это благодаря стараниям молодых и амбициозных архитекторов и художников (Giovan Francesco Caroto, Andrea Palladio). В это же время проституткам снова разрешили вернуться на территорию амфитеатра, закрепив за ними амфитеатр как основное их место жительства.
Следует отметить, что реставрации подвергся не только амфитеатр, но также непосредственно и Piazza Bra, площадь, в сердце которой и находится этот уникальный исторический памятник.
Скажем пару слов о и самой площади: piazza di Bra занимает площадь в 6.000 кв. м. Её название происходит от слова braida, что в переводе с языка одного немецкого племени обозначает «широта».
В Средневековье это место славилось своим большим рынком, который спустя несколько веков превратился в ярмарку. Сейчас же на центральной площади города находятся кафе, рестораны, но и, конечно же, самое главное украшение как смой площади, так и города – амфитеатр.
Площадь Бра привлекала в своё время многих писателей, которые, воодушевлённые, отмечали этот момент в своих трудах. Так, в частности, в Вероне побывал и славный немецкий поэт Гёте. В своей книге Viaggio in Italia он описывал двух дам, проезжавших в карете по площади Бра.
Piazza di Bra в самом сердце Вероны сегодня. Фото fourpointsbolzano.it
Ну что-то мы уж больно отвлеклись он нашего самого главного на сегодня исторического объекта-амфитеатра. Продолжим!
В 1716 году на территории амфитеатра прошёл последний рыцарский турнир, якобы, аристократам они совершенно надоели, и те не видят смысл в их дальнейшем проведении. Драматург Карло Гольдони в своих мемуарах также подчёркивает, что за всю многовековую историю амфитеатра отношения между господином народом не изменились – знать продолжала сидеть в удобных креслах, в то время как народ – на трибуне.
Если сравнивать этот отрывок с современной ситуацией, то изменения, всё же есть, в том смысле, что права у всех людей уравнялись, однако, по месту в амфитеатре можно судить о твоём материальном состоянии. Согласитесь, 20 и 100 евро – большая разница.
Не прошла мимо и эра Наполеона. Италия, как и вся Европа, находилась в собственности французского императора. Тот, собственно говоря, лично приезжал в Верону на спектакль. Как всё быстро и стремительно меняется в амфитеатре Вероны – уже через несколько лет в амфитеатре жили пленные австрийские заключённые, которые разрушили ложу, выполненной из дерева – уж было очень холодно, и хотелось согреться…
С амфитеатром в Вероне связано и несколько легенд. Согласно одной из них, в Средневековье жил один человек, которого обвиняли в страшном преступлении, за которое его должны были приговорить с мерной казни. Однако он ничего не совершал. Этот житель Вероны обратился тогда к правительству города с просьбой оставить его в живых, а за это он в одну ночь сотворит такое прекрасное здание, в котором можно будет устраивать спектакли. Но дьяволы мешали доброму замыслу этого человека, который работал все сутки на пролёт. В результате чёрная сила добилась своего – на утро весь город увидел необычайное по красоте здание, которое, правда, было недостроенным.
Амфитеатр в Вероне в ХХ веке
Летом 1913 года, тенор Джованни Дзенателло (Giovanni Zenatello) и импресарио Оттоне Ровато (Ottone Rovato) смогли уладить все финансовые вопросы и провести в амфитеатре большой музыкальный фестиваль, посвящённый 100-летию до дня рождения Джузеппе Верди (Giuseppe Verdi). Гвоздём программы была опера Верди «Аида». У оперы в тот день был оглушительный успех, декорации. Теноры не оставили никого равнодушными.
Именно этот год стал значимым для амфитеатра Вероны. Произошли большие перемены, позволившие Вероне со своим уникальным амфитеатром раз и навсегда превратиться в одно из значимых в мире мест по организации и проведению музыкальных фестивалей. Теперь лучшие исполнители оперы стремились попасть именно в Верону.
В 1934 году было учреждено общество dell'Ente Comunale degli Spettacoli, которое взяло на себя функцию каждый год организовывать летние фестивали в Вероне. В 1936 году появилось также Ente Lirico Arena di Verona. В результате совместных усилий в 70-х годах стали проводиться сезоны с октября по май - утраивались балетные представления, симфонические спектакли. Со временем амфитеатр был технически переоснащён, появились также оркестр и хор.
!998 год стал также значимым годом в жизни амфитеатра. l'Ente Lirico превратилось в Fondazione Arena di Verona. Как отмечает руководство, это был новый виток в развитии амфитеатра: выбор представлений стал более разнообразным, потянулись инвесторы, улучшилось и качество проводимых постановок.
"Аида" Верди - любимица веронской сцены. Фото winecountry.it
Верона и амфитеатр сегодня
Летом 2010 году мне посчастливилось попасть в Верону, увидеть не только этот город, но и побывать в амфитеатре на опере. В тот день ставили «Кармен». К сожалению, опера была отменена из-за плохих погодных условий. Как нам сказали, это первый такой случай на многовековую историю амфитеатра. Если спектакли и отменялись, то старожилы точно об этом не помнят. Шёл сильный дождь, а, как вы понимаете, арена открытая. Ни зрители, не актёры, а также инвентарь не должны намокать. Дождь переставал, и люди, а также актёры в надежде покидали свои укрытия. Опера начиналась заново. Но вот предательски засверкала молния…
Следует отметить, что деньги за билет вам никто не вернёт, а также не предложит обменять его на другое представление. Билет на места на трибуне (т.е. вы будете сидеть на античных камнях, и поэтому желательно брать с собой подушку) обойдётся вам в 25 евро, возможно, чуть меньше.
Собственно, подушку брать из дома не нужно. Её можно купить около амфитеатра вместе с многочисленными программками и сувенирами. В тот день зонты и плащики расходились на ура. Но, как вы понимаете, цена на них поднялась вдвое.
Летом 2011 года будет проходить ежегодный 89-й фестиваль (89° Festival Lirico). Его актуальную программу вы можете посмотреть на этом сайте http://www.arena.it
Источник: портал "Италия по-русски"
Казино Beep Beep предлагает: игровые автоматы, настольные игры, а так же игры с живыми дилерами
Re: Амфитеатр в Вероне
вс, 30/01/2011 - 17:43 — milavita0Приветствую! источники были разные, в том числе и статья из Википедии.
я думаю, что вас смутила именно эта цитата, которую я привела - «В средневековом городе был построен большой дом, который по своему внешнему виду был похож на театр Ромула. Здесь была всего лишь одна дверь для входа, но насчитывалось большое количество мест. Этот театр привлекал тысячи людей. Нельзя точно сказать, кто построил это здание, но было всем известно, что его прозвали домом Теодорика».
речь в этой цитате вовсе не шла ни о каком дворце Теорика, амфитеатр в Средние века называли амфитеатром Теодорика, т.к. бытовала популярная версия о том, что что амфитеатр был построен именно им. но как нам уже известно, это не так.
Re: Амфитеатр в Вероне
вс, 30/01/2011 - 16:00 — Mamma di Teo0Прaктически все "aрены" имеют форму эллипсa ( в том числе и веронскaя)...
меня зaинтересовaлa средневековaя чaсть - из кaких источников информaция??? предполaгaемый дворец Теодорикa рaсположен в другом месте - рядом с Римским теaтром (Teatro Romano)
Re: Амфитеатр в Вероне
вт, 18/01/2011 - 19:37 — Donetsk0Спасибо большое за рассказ и за фото. Они очень согрели мне душу, т.к. именно с Вероны, с ее прекрасной площади Piazza Bra и L'Arena di Verona началась "моя Италия". Когда я была в Италии впервые, на Арене как раз висели афиши оперы "Аида", но мне нужно было уезжать и я, к сожалению, не попала на это представление. Я смогла увидеть только элегантно одетых людей (которые собирались посетить оперу) на площади Бра
Re: Амфитеатр в Вероне
пт, 14/01/2011 - 21:20 — Владиславовна+20Очень интересная инфо!Спасибо.
Хочу добавить, что посещение оперного театра- зрелище незабываемое и ни с чем несравнимое как для любителей и ценителей оперного искусства, так и для тех, кто не смыслит в музыке! Рекомендую! Билет входной на возвышении стоит недорого 20 евро, в центре свыше 100. Я слушала "Набукко" и "Севильского церюльника" - незабываемо! С удовольствием при случае послушаю что-нибудь еще!
Люди со всего земного шара приезжают в Верону, чтобы послушать оперу, даже только ради этого, так как это того стоит.
Сердце, в котором есть любовь, способно вместить в себя всю Вселенную, и в нем еще останется место.