Знаменитый актер и режиссер родился в римском Трастевере 15 июня.
На улице San Cosimato 7 в римском районе Трастевере больше нет никого, кто мог бы сказать, что он знал его: со дня рождения Альберто Сорди (15 июня 1920 года) прошло ровно 100 лет. Мемориальная доска на стене хранит память об этом прославленном римлянине, который в коллективной памяти олицетворяет образцового итальянца со всеми его многочисленными недостатками и небольшими достоинствами.
Сын музыканта (его отец преподавал и играл на тубе в оркестре Римской оперы) и учительницы "Альбертоне" провел свое детство в Вальмонтоне. Вернувшись в Рим в 1937 году, он изучал оперное пение, чтобы петь в хоре Сикстинской капеллы: Сорди был мальчиком с красивым сопрано, который, однако, вскоре превратился в благородный бас.
Спустя годы Сорди работал на озвучке кинолент: к примеру, его голосом в итальянских кинотеатрах говорили Оливер Харди, Брюс Беннетт, Энтони Куинн. Во время войны он играл в оркестре пехотного полка "Турин", а сразу после выступал по радио, создав ряд персонажей, которые стали бессмертными: Марио Пио, граф Кларо и другие.
То, что могло стать его проклятием (сильный римский акцент, из-за которого Сорди исключили из Миланской театральной академии), стало ключом к его популярности. Именно на него сделал ставку Витторио Де Сика и, прежде всего, Федерико Феллини, который захотел, чтобы Сорди снялся в картинах «Белый шейх» (1952) и «Маменькины сынки» (1953).
Настоящий успех пришел к Сорди в 1954 году, после того, как он снялся в фильме «Американец в Риме» режиссера Стено, воплотив тот тип среднестатистического итальянца, который принес ему удачу.
Герой картины Нандо Мерикони – римлянин, который живет мечтой об Америке, подражая американскому образу жизни и постоянно попадая в нелепые ситуации.
С этого момента карьера Сорди начала развиваться с неистовой скоростью: ему удавалось сниматься даже в 10 фильмов в год, достигнув рекордных цифр: 152 картины, причем Сорди продолжал сниматься в кино практически до своей смерти, 24 февраля 2003 года.
Если в 1950-х годах Альберто Сорди дает жизнь, по существу, комическим и пародийным персонажам, то с 1960-х он готовится стать одним из четырех «столпов» итальянской комедии. Однако переломный момент совпадает с драматическим толкованием в одном из самых важных фильмов в истории итальянского кино: «Великая война» Марио Моничелли, удостоенном Золотого льва на Венецианском кинофестивале.
В 1961 году Сорди сыграл главную роль в картине «Una vita difficile» Дино Ризи, комедии, беспощадно высмеяв порочащие недостатки итальянцев.
Сорди часто участвовал в написании сценария к кинолентам (около 140 были дополнены по его директивам) и нашел в венецианце Родольфо Сонего своего идеального компаньона.
С 1966 года Сорди официально становится еще режиссером и сценаристом. В фильмах "Итальянец в Америке" (1967), "Всеобщее чувство стыда" (1976), "Я знаю, что ты знаешь, что я знаю" (1988) он уже работал в качестве режиссера и актера. "Запрещенные встречи" (1999) - последний фильм, в котором Альберто Сорди сыграл главную роль.
Последней кинолентой с участием Альберто Сорди стал фильм «Нестор, последняя гонка» (1994), где актер играет драматическую роль старого кучера, пытающегося спрятать свою старую лошадь, чтобы избежать неизбежного (выход на пенсию для кучера, бойня для животного).
Фильм стал душераздирающим и ярким портретом современного общества, которое стремиться избавиться от тех, кто уже отслужил свое...
Балагур и комик на экране, на самом деле, Сорди был очень замкнутым человеком и мало кого впускал в свою личную жизнь. Сорди не разу не был женат, и когда журналисты интересовались почему, шутил, что не желает впускать в свой дом чужого человека.
Сорди не признавал старости: хрестоматийным стал его ответ пожилой итальянке, попросившей автограф «для старой женщины»: «Охотно, но где эта старая женщина?».
В сентябре откроется выставка, посвященная актеру, которая пройдет в его доме-музее.
Чтобы вспомнить, каким был Сорди, легенда ХХ века, достаточно нескольких деталей: 15 июня 2000 года мэр Рима Франческо Рутелли сделал его мэром на день; после смерти тело актера было забальзамировано, простые римляне провожали его в последний путь в бесконечной двухдневной процессии на Капитолии; на торжественных похоронах в Сан-Джованни-ин-Латерано присутствовали 250 000 человек!
Крылатая фраза из «Маркиза дель Грилло» вырезана на надгробии актера: «Синьор маркиз, пора!».