Великолепная коллекция витражей в стиле модерн, принадлежавшая сенатору итальянского королевства, мистику и мизантропу Джованни Торлониа-младшему. Избегая общения с себе подобными, князь провёл последние годы своей жизни в окружении летающих и ползающих тварей, изображения которых красовались в каждом углу его причудливого маленького замка на Номентановой дороге.
( Collapse )
Домик сов (ит. Casina delle civette) - милый образец итальянского либерти - находится на территории виллы Торлониа в Риме. Такое ощущение, что архитекторы при его строительстве вдохновлялись сказками Шарля Перро: "Мари и Жан вышли на поляну, посреди которой стоял домик. Необычный домик. Крыша у него была из шоколадных пряников, стены – из розового марципана, а забор – из больших миндальных орехов. Вокруг него был сад, и росли в нем разноцветные конфеты, а на маленьких деревцах висели большие изюмины..."
Домик, действительно, напоминает пряничный, особенно издали. Но не пытайтесь выломать из его окон леденец.
Это здание - результат перестройки так называемой Швейцарской хижины, которая появилась во владениях Алессандро Раффаэле Торлониа (1880-1886) в 1840 г. Выглядела она примерно так:
Источник фото: smartraveller.it
Дом, стилизованный архитектором Джузеппе Жаппелли под скромную альпийскую хижину, снаружи был облицован рустикой, а внутри расписан под камень и дерево. Для имитации горного пейзажа, рядом с ним соорудили искусственный холм.
Романтичную деревенскую избушку наследник огромного состояния семьи Торлониа, Джованни (1873-1938), переделал в игрушечный дворец. Между 1906 и 1920-ми гг. по его указанию к хижине были пристроены разнообразные башенки, крылечки, балконы и лоджии, благодаря чему она стала походить на настоящий средневековый замок в миниатюре. Главный корпус и флигель соединялись элегантной деревянной галереей и подземным коридором. Работы по перестройке здания проводил архитектор Энрико Дженнари.
Особую любовь хозяин дома питал к полихромным витражам - это было очень дорогое удовольствие по тем временам, но в деньгах представители клана Торлониа никогда не нуждались.
Прадедушка Джованни по материнской линии, Джованни Торлониа-старший (1754-1829), в буквальном смысле выбился из грязи в князи, пройдя путь от торговца тканями до владельца крупного банка, у которого в заемщиках числились едва ли не все сановники Ватикана, включая папу. Разбогатев, бывший торговец тканями не жалел денег для того, чтобы навсегда позабыть о низком происхождении своей семьи, покупая пачками княжеские и герцогские титулы, обставляя свои дворцы изысканными произведениями искусства и выдавая дочерей только за истинных аристократов. Стендаль, приглашенный на бал в роскошный палаццо Торлониа (он был снесен при строительстве монументаВитториано) описывает влиятельного банкира как маленького, нелепо одетого старичка с беспокойным взглядом, развлекающего гостей анекдотами из области домашней экономии. "Всепоглощающая любовь к деньгам, по-моему, особенно сильно портит человеческое лицо. Особенно рот, лишенный всякой привлекательности, бывает у денежных людей ужасно безобразен", - отмечает Стендаль.
Что касается князя Дж. Торлониа младшего, хозяина Домика сов, то человеком он был довольно замкнутым и странным. До конца дней он проживал в своем кукольном замке в холостяцком одиночестве (прислуга, разумеется, не в счет), передав неподалеку стоящий особняк в распоряжениеБенито Муссолини. Арендная плата, которую выплачивал Дуче, была чисто символической - одна лира в год.
Известно, что князь увлекался эзотерикой и, возможно, принадлежал к масонскому ордену. В декоре здания некоторые исследователи склонны усматривать масонские символы - сова, которая встречается здесь на каждом шагу, как раз входит в их число.
Для того, чтобы отгородиться от своего довольно шумного соседа, с его иностранными делегациями и великосветскими приемами, князь велел построить вокруг своей тихой обители небольшой заборчик с калиткой. Муссолини проживал в особняке на вилле Торлониа и после смерти князя, вплоть до оккупации Рима союзными войсками в 1944 г.
С 1944 г. на вилле квартировали британские и американские военные, которые, конечно же, мало пеклись о сохранности исторических построек. В 1977 г. вилла Торлониа, уже в удручающем состоянии, была продана муниципалитету Рима. Как оказалось, городских чиновников исторические постройки не заботили вообще. В течение последующих пятнадцати лет римские хулиганы, которые наконец-то получили свободный доступ к бывшей частной резиденции, безнаказанно оскверняли и поганили всё, что попадалось им под руку. Только в 1991 г., после поджога Домика сов, о существовании старинной княжеской виллы вдруг вспомнили в высших кругах и начали реконструкцию ее объектов.
Сегодня в музее Домика сов выставлены 54 отреставрированных витража, 18 современных и более ста макетов и рисунков для витражей. Витражи начала прошлого века, украшавшие домик при жизни князя, были изготовлены в 1908-1930 гг. в стекольной мастерской Чезаре Пиккьярини по рисункам Дуилио Чамбеллотти, Умберто Боттацци, Витторио Грасси и Паоло Паскетто.
Экспозиция расположена на двух этажах.
Все комнаты носят замысловатые названия, которые придумал сам князь. В Комнате цикламенов находится витраж "Павлины", созданный Умберто Боттацци в 1912 г. (см. первую фотографию).
Комната Гвоздя, названная так из-за формы окна. Помещение использовалось князем как рабочий кабинет.
Окно в Комнате сов. Работа Дуилио Чамбеллотти, 1914 г.
Витраж с гроздьями винограда в столовой, 1914 г.
Геометрические фигуры:
В спальне князя не осталось практически ничего из прежней обстановки. Говорят, что интерьере этой комнаты навязчиво повторялись изображения ночных животных: драпировка стен с совами, кувшины для воды, ночники и фигурные украшения кровати в виде сов. Полет летающих мышей на потолочной лепнине, по счастью сохранившейся, должен был вносить некоторое разнообразие в это совиное царство. Сейчас в центре комнаты стоит панель с витражами Умберто Боттацци, приобретенная музейщиками на антикварном рынке.
Балкон роз - небольшая галерея, прилегающая к спальне. Витражи Паоло Паскетто, 1920 г.
Лестница четырех сезонов. Из четырех витражей, представлявших четыре сезона, "Зима" безвозвратно потеряна, а "Весна" воссоздана в 1997 г. по сохранившимся наброскам.
Наверху ромбовидные витражи 1918 г. изображают перелетных птиц:
Комната ласточек, витраж 1914 г.:
Витраж "Озеро с лебедем" в туалетной комнате для гостей. Гости, учитывая характер князя, в этом помещении бывали крайне редко:
Витраж "Фея", 1917 г.:
Источники: Стендаль "Прогулки по Риму", М.: Б.С.Г-Пресс, 2010, museivillatorlonia.it, casinacivette.altervista.org, latelanera.com, it.m.wikipedia.org
http://rimu-rim.livejournal.com/
Re: ВИТРАЖИ ДОМИКА СОВ
сб, 02/04/2016 - 14:06 — NikolayItalia0очень красиво, надо будет посетить