Верона – это город, во внешнем виде которого тесно переплелось древнеримское и средневековое прошлое и перемешалось с эпохой Возрождения и готикой. Такое можно наблюдать во многих старых городах Европы, но далеко не везде разные эпохи настолько органично сочетаются друг с другом, как в городах Италии и в Вероне особенно.
Верона расположена на реке Адидже, которая протекает через город. Примечательно, что река является южной границей распространения немецкого языка. На севере от Адидже расположена территория Южного Тироля, который частично входит в состав Австрии, а частично находится на территории Италии.
Большая часть достопримечательностей Вероны располагается на правом берегу реки, где находится старый город, с которого и начала расти современная Верона. Старый город представляет собой плотно застроенную домами с красными крышами территорию, в которой есть только два больших просвета: Пьяцца деле Эрбе (или площадь трав) и Пьяцца Бра.
Пьяцца Бра является общественным центром города, откуда начинаются все экскурсии, праздничные шествия и где проводятся различные мероприятия. С одной из главных улиц города вход на площадь открывают две арки, Портони дела Бра, которые в свое время были частью городских стен, построенных в 14 веке.
На площадь выходят фасады нескольких дворцов, построенных в 19 веке, в которых сейчас располагаются административные функции города, например, муниципалитет, или рестораны и магазины.
Попадая на площадь, первым делом утыкаешься взглядом в веронский амфитеатр, Арена ди Верона, построенный римлянами примерно около 30 года н.э. Амфитеатр в Вероне является третьим по величине среди подобных сооружений в мире, уступая только Колизею и амфитеатру в Санта-Мария-Капуа-Ветере.
Арена ди Верона была построена для проведения гладиаторских боев и цирковых представлений. В Средние века в нем жгли еретиков, устраивали рыцарские турниры и фестивали, а в 18-19 века проводили бои с быками. С начала 20 века и уже больше 100 лет проводятся оперные спектакли.
Строение рассчитано на более чем 30 000 зрителей. После землетрясения 12 века самый верхний ярус зрительских мест не сохранился, но, тем не менее, Арена является самым большим оперным театром в Европе.
Сейчас Арена ди Верона находится практически в самом центре города, а почти 2 000 лет назад амфитеатр был построен за городской чертой.
С верхнего яруса Арены открывается отличный вид на крыши домов, узкие улочки и симпатичные веранды.
До второй большой площади Верона от Пьяцца Бра можно добраться, петляя по маленьким улочкам и ориентируясь на указатели к дому Джульетты, который расположен недалеко от Пьяцца делле Эрбе. Гулять по веронским улочкам, рассматривая окошки, балкончики, фрески и скульптуры – это отдельное удовольствие. А можно зайти в кафе и выпить чашечку вкусного итальянского кофе с видом красоту за окном.
На Пьяцца делле Эрбе не ведет никаких ворот, к ней просто стекаются многочисленные улочки Вероны, поскольку в Средние века площадь была главным рынком города, и свое название «площадь трав» или «площадь зеленщиков» она получила именно из-за этого.
На площадь выходят фасады дома купцов, нескольких дворцов богатых веронских семей и двух башен. Также на площади расположена колонна, украшенная крылатым львом, символом Венеции, под властью которой Верона находилась на протяжении 400 лет.
От Пьяцца делле Эрбе рукой подать до дома Джульетты, куда стремятся все туристы, приезжающие в Верону. Дом, где по замыслу Шекспира жила Джульетта, ничем не отличается от типичных веронских домов: трехэтажный, кирпичный с симпатичными окошками. Можно было бы пройти мимо арки во двор, где находится тот самый балкон, если бы не толпы туристов.
Во двор можно попасть через арку, стены которой обклеены записочками, прилепленными на жевательную резинку. Власти Вероны периодически очищают стены арки, но это вызывает негативную реакцию со стороны общественности, поэтому происходит не часто.
Потолкавшись между многочисленными желающими сфотографировать балкон, прилепить бумажку на стену или войти в дом Джульетты, чтобы постоять на балконе, очень хочется снова нырнуть спасительные тихие улочки, где часто можно совсем никого не встретить.
На одной из не самых широких улиц, зажатой между кирпичных стен домов можно наткнуться на впечатляющие готические сооружения из белого и розового камня. Это так называемые Арки Скалигеров, гробницы правителей Вероны, которые управляли городом в 13-14 веках.
Три гробницы представителей рода делла Скала расположены прямо под открытым небом рядом с церковью Санта Мария Антика. Династия Скалигеров принадлежала к гибеллинскому роду и внесла большой вклад в развитие Вероны.
До прихода к власти в Вероне семья делла Скала занималась торговлей шерстью. За особые заслуги перед Италией глава семьи был избран подестой Вероны, после чего превратил этот пост из выборного в наследственный. Первые представители рода, стоявшие у власти в Вероне, способствовали украшению города, развитию культуры и расширению его границ. Однако более поздние делла Скала запомнились тиранией и жестокостью, что в итоге привело к изгнанию рода из Вероны родом Висконти.
Одним из наиболее заметных вкладов семьи делла Скала во внешний вид Верона является мост Скалигеров, первый мост, построенный через реку Адидже в 14 веке.
Мост соединяет левый берег реки с замком Кастельвеккьо, расположенном на правом берегу, и в свое время являлся единственным входом в замок со стороны реки.
В 1945 году мост Скалигеров был взорван немцами, но после войны его восстановили по найденным обломкам и сохранившимся рисункам.
Замок Кастельвеккьо был построен в качестве фортификационного сооружения с использованием древнеримских стен, сохранившихся по периметру старого города.
Рядом с замком расположена древнеримская триумфальная Арка Гави, построенная в 1 веке н.э. в честь рода Гавиа, наиболее знатной из веронских семей того времени.
В 14 веке мост Скалигеров был единственным мостом через Адидже. Сейчас же реку можно перейти по любому из 11 мостов, часть из которых является пешеходными, а часть предназначена для движения автомобилей. Одним из наиболее крупных мостов является Мост Победы или Ponto della Vittoria.
Мост был построен в 1930х и назван в честь победы в битве под Витторио-Венето, которая стала решающей в Первой Мировой Войне. Мост сделан из армированного железобетона, но покрыт камнем, чтобы не нарушать архитектурный ансамбль окружающих зданий.
Еще одним из наиболее заметных вкладов Скалигеров в архитектуру Вероны является замок Святого Петра, построенный в конце 14 века на одноименном холме на месте древнеримского храма, и крепостные стены, выстроенные по всему холму для защиты замка. Сам замок не сохранился, будучи разрушенным французами в 1801 году, но стены дошли до наших дней в хорошем состоянии.
Стены играют в архитектуре Вероны очень заметную роль: многие сооружения построены либо рядом, либо на месте, либо из стен, которые возводились в городе в различное время. Самыми старыми являются древнеримские стены, опоясывающие город.
Дневнеримские стены сохранились только в виде частей более поздних построек. Однако фрагменты стен и башен можно встретить посреди улиц Вероны в огороженных ямах.
Лучше всего сохранились стены, построенные во времена, когда Верона находилась во владении Габсбургов и входила в часть Австро-Венгерской Империи по решению Венского конгресса 1815 года.
Еще одной заметной достопримечательностью Вероны является Кафедральный собор, который вместе с церковью Святой Елены, Баптистерием Святого Джованни ин Фонте, библиотекой Капитула и кафедрой епископа представляет собой довольно внушительный комплекс, который почти невозможно охватить взглядом, настолько тесно вокруг расположены дома.
Собор был построен на месте маленькой романской церкви, много раз перестраивался, сохраняя в своем внешнем виде частички предыдущих строений и принимая новые элементы. Свой окончательный вид собор приобрел в 17 веке.
От одного из первоначальных интерьеров в Соборе сохранился мозаичный пол из мрамора.
Также сохранилось несколько романских фресок 12 века, которые представляют огромную ценность, поскольку не так много подобных произведений искусства той эпохи дошло до наших дней.
Фрески были обнаружены в ходе реставрации собора в 20 веке.
В одной из капелл собора расположен саркофаг одной из наиболее почитаемых раннехристианских святых, Святой Агаты, охраняемый четырьмя ангелами. Сейчас Святая Агата является покровительницей всей Сицилии и Мальты.
Кроме фресок от романского периода жизни собора сохранился клуатр, крытая галерея, обрамляющая закрытый внутренний двор сооружения. Во дворе под потрескавшимися от времени плитами со стертыми буквами расположено несколько захоронений.
Попасть во двор можно из собора, пройдя в небольшую дверь сбоку мимо остатков более старых частей здания.
Клуатры в том или ином виде сохранились во многих частях города, поскольку являлись довольно типичными сооружениями романской архитектуры. Где-то их строили специально в более позднее время, чтобы сгладить различия между стилями в архитектуре.
Сейчас Кафедральный собор Вероны располагается в самом центре старого города, однако, во времена римлян данная территория была почти окраиной, а весь город располагался на другом берегу реки на холме Святого Петра. От построек тех времен на левом берегу Адидже сохранился римский театр, построенный в 1 веке н.э.
Театр регулярно затапливался во время наводнений, а в Средние Века был и вовсе засыпан землей. На его месте были построены особняки богатых горожан. Театр обнаружили только в 1830 году во время сноса этих самых особняков, которые к тому времени превратились в ветхие строения.
Рядом с римским театром расположены монастырь Сан-Джероламо и церковь Святых Сира и Либеры. Монастырь был упразднен при наполеоновской секуляризации церковного имущества, и сейчас в его здании находится археологический музей.
Святой Сир, в честь которого в 10 веке была построена церковь, согласно преданию совершал тайные литургии в помещениях римского театра. Это происходило в самом начале становления христианства, как религии, а святой Сир был первым христианским священником в Вероне.
По своей наполненности различными эпохами Верона чем-то напоминает Рим, только в разы меньше и компактнее. И спокойнее, и тише. Если в Риме все шумит, то в Вероне, сойдя с центральной улицы, остаешься наедине с историей. Даже звуки карнавалов, которые проводятся по случаю больших праздников и на один из которых мы имели возможность поглазеть, не долетают до маленьких уютных улочек.
Про карнавал я напишу с картинками в следующем посте. А пока картинка с места встречи участников карнавала перед зданием Оперы, подсмотренная с верхнего яруса Арены.
Re: Верона
чт, 25/02/2016 - 06:09 — Apollon+3В Вероне находится сад Джусти - парковый комплекс. Очень красивое место! И туристов тут практически нет...