Booking.com

Прогулки по Генуэзскому кладбищу - Стальено (Cimitero monumentale di Staglieno)

Разместить рекламу на «Италия по-русски»
Изображение пользователя Кампана.

На этих выходных у меня выдалось совершенно свободное воскресенье. Более того, волею судеб я оказалась совершенно одна... А это означало что наконец-то я смогу посетить то место, куда я так давно собиралась - старое кладбище Стальено (Cimitero monumentale di Staglieno). Увы, многие люди полны предрассудков и не считают посещение кладбищ культурным и интересным занятием, и как мне кажется, совершенно напрасно. Но не стоит принимать меня за тафофила-извращенца, к кладбищам меня влечет именно познавательный интерес, такой же как у всем известного Бориса Акунина. Правда, в этом случае для прогулок необходимо выбирать не просто кладбище, а кладбище с историей....

IMG_0065_2



Стальено самое что ни на есть кладбище с историей. Несмотря на то что оно относительно молодо, ему не исполнилось даже пары сотен лет, оно буквально переполнено интересностями и достопримечательностями. Единственное что следует иметь в виду, что кладбища, собственно как и развалины или классические музеи мало дружелюбны к посетителям. В том смысле что неподготовленному обывателю все эти места могут показаться скучными и однообразными. Это и понятно, без знания интересных фактов простое созерцание сотен похожих друг на друга объектов малоувлекательное занятие. Поэтому обычно я готовлюсь к такого рода поездкам и заранее читаю соответствующую литературу. Но в этот раз я поленилась и просто прихватила с собой путеводитель, где как мне казалось совершенно понятно нарисован план осмотра основных интересностей.  А уж то что путеводитель на итальянском - не беда, как-нибудь прочитаю.

IMG_0005

[часы работы и как добраться до кладбища из Генуи]

И пока я ехала, меня совершенно разморило жаркое итальянское солнце. Я уже даже стала сомневаться в том, что кладбищенская прогулка была хорошей идеей, но тут я вошла, наконец, в главные ворота и ахнула. Прямо передо мной была мало того что огромная статуя, чем-то напоминающая статую Свободы (как потом оказалось это статуя Веры), за ней оказался не много ни мало Пантеон! а точнее его копия, снабженная великолепной мраморной лестницей аж в 77 ступеней. В цифре наверняка есть особенный смысл, но ничего интересного я не нагуглила. Википедия скучно сообщила что это атомный номер иридия или сумма первых восьми простых чисел. хмм.. восемь - моя любимая цифра - значит я на верном пути!

Вдоволь впечатлившись видом на Пантеон, я осознала масштабы кладбища, рассмотрела что его территория не много не мало 33 гектара, где расположено 2 миллиона захоронений из которых как минимум несколько сотен просто необходимо посмотреть. Я судорожно стала листать свой путеводитель, и думать как же мне все успеть за 3 часа, т.к. кладбище закрывается в 5, а добиралась я до него неспешно... В итоге я решила что пойду по намеченному в путеводителе маршруту, но быстро. Книжка сообщала что весь круг займет 2-4 часа в зависимости от заинтересованности посетителя.. Я решила что мне - туристу со стажем, наверняка хватит пары часов.

От пантеона в обе стороны отходят крытые галереи, которые после пары поворотов замыкаются в большой прямоугольник. В них-то оказывается и было самое интересное. Но так как я торопилась, я побежала мимо первой галереи смотреть на кладбище павших солдат. На самом деле будь путеводитель на русском или английском, возможно я бы туда и не побежала. Но итальянский, как не самый мой изученный язык, часто играет со мной злые шутки. Так и в этот раз меня привлекла близость стрелки которая указывала на какое-то Caduti delle Guerre. Первое слово я знала что это "павшие", ну про войну догадалась и решила что там наверняка что-то стоящее, раз уж в книге отметили.

На бегу я успела заметить что галереи просто невероятно красивы внутри - каждое надгробье представляет из себя очень красивую скульптурную композицию, правда ничего толком мне было не видно, я спешила к нужной точке напрямик по солнцепеку через вполне себе действующую часть кладбища, которая мало чем отличается от любого русского городского кладбища. Единственное что удивило - практически полное отсутствие людей вокруг. Пара старушек убирающих увядшие цветы с могилок, и все.

Через 5 минут быстрого шага я достигла контрольного пункта, где мне надо было что-то посмотреть, что я правда не знала. Оказалось что там почти такое же кладбище, как и везде, могилки, большие деревья и много тени. Пока я сверялась с книжкой чтобы убедиться что я правильно прибежала и понять что же мне там следует увидеть, я поняла одну из ошибок дня... Я вспомнила о существовании комаров. Эти летающие негодяйки почему-то не живут на одном холме со мной, и я совершенно отвыкла от их существования, поэтому не догадалась надеть длинных штанов и что-нибудь с рукавом. А комары были довольно голодными... Я уже почти собралась бежать назад, потому что отмахиваться от комаров с путеводителем в руке и тяжелым фотоаппаратом в другой не очень удобно, да и казалось бы ничего интересного тут нет. но все же решила немного осмотреться, мало ли. И не ошиблась. Вот что я нашла.
IMG_0015

Не знаю насколько видно на снимке, но это памятник Национальному герою Италии и герою Советского Союза Федору Полетаеву, героически погибшему в Генуе в 1945 году в битве против итальянских фашистов. Я очень плохо знаю историю, но даже мне все это показалось, по меньшей мере, странным. Что мог делать советский солдат в феврале 45го в фашисткой Италии... Но спасибо интернету, теперь и я знаю историю жизни этого действительно героического человека. Всем очень рекомендую ознакомиться.

Вот копипаста самого интересного "Судьба Фёдора Полетаева сложилась так: он был вынесен с поля боя своими боевыми товарищами, но из-за тяжёлого ранения в ногу его пришлось оставить в одном из хуторов, где он три месяца лечился, а поправившись, решил идти к своим — или перейти линию фронта, или искать связь с партизанами. Он попал в плен, но той же ночью бежал. Пытался снова выйти к своим, но был пойман полицаями.

Прошёл лагеря военнопленных в Вязьме, Бердичеве, в Мелеце. Попав в лагерь возле города Славонски-Брод, в марте 1944 года он с группой военнопленных бежал, но вскоре был снова пойман и отправлен в рабочую команду на территории Италии, близ Генуи.

Летом 1944 года с помощью итальянских коммунистов бежал и вступил в партизанский батальон под командованием Нино Франки бригады «Орест» дивизии «Пинан Чикеро». Среди партизан он получил прозвище «Поэтан»."


Удивительной силы духа человек с удивительной судьбой. Остается только догадываться как простому советскому кузнецу удалось все это удалось. Выучить в плену незнакомый язык...  И не только не упасть духом, но продолжать сражаться до последнего, даже настолько далеко от Родины.

Под впечатлением от своего открытия, я побрела к следующей точке маршрута. На этот раз я все же решила пройти по галерее, уж очень интересно там все выглядело..

IMG_0028

IMG_0053

На снимках не очень хорошо видно. но плиты на полу - это тоже надгробия. Поначалу было довольно странно ходить по этим плитам.. Но ко всему быстро привыкаешь, особенно под впечатлением от невероятно красивых скульптур. А их в Стальено великое множество. Каждая ниша принадлежала или до сих пор принадлежит какой-то семье. Первоначально в ней были захоронены всего один или пара человек (например муж с женой), собственно им и посвящена композиция скульптуры. Но со временем ко многим подзахоранивали многочисленных родственников, прах коих замурован прямо в стены ниши. Так что некоторые ниши что-то вроде фамильного склепа..

Несмотря на то, что каждая богатая семья старалась выделиться скульптурой на могиле своего близкого, основные мотивы повторяются довольно часто. Это как правило ангелы - символизируют духовность.(В каноническом христианском восприятии ангелы – “посланники Господа” охраняют могилы, сопровождают души умерших, молятся за попавших в Чистилище. Двое из них легко узнаваемы – это архангелы Михаил и Гавриил, святые, особо почитаемые католической церковью: Михаил обычно изображается с мечом, Гавриил – с трубой (знаком Судного дня). Ангелы, изображаемые без этих артефактов большей частью принадлежат к бесчисленному сонму ангелов-хранителей, семейных и, так сказать, персональных.) или скорбящие женщины - не сложно догадаться, это символ скорби, смирения, веры и любви. Еще я заметила много дверей - они явно символизируют ворота в иной мир. Помимо этих стандартных элементов попадаются из комбинации, или совсем уж "креативные" решения. Много я не фотографировала - там уж очень плохо с освещением. Но некоторые особенно интересные просто не могла пропустить.

IMG_0059

IMG_0063

Череп - это тоже типичный элемент оформления - так сказать напоминание о бренности бытия...

мне очень понравились вот эти скульптуры. Как я поняла это свадьба на небесах, где молодых венчает ангел. К сожалению не удалось найти ничего об истории создания этих скульптур.. Скорее всего кто-то из молодых погиб незадолго до их земного бракосочетания. Лица скульптур поражают правдоподобностью эмоций.

IMG_0043

IMG_0045

IMG_0046

а вот и двери...

IMG_0034

с ангелом... или безутешными родственницами... или тем и другим сразу.

IMG_0077

из "оригинальных" меня впечатлили сюжеты со смертью.. как этот танец...Скульптор изобразил в танце два противоположных начала Жизни и Смерти, Эроса и Танатоса.


IMG_0156

или вот.. мне показалось что это что-то вроде победы бессмертной души над самой Смертью..

IMG_0048

IMG_0049

Слишком много всего интересного было вокруг, и я совершенно забросила план осмотра...

IMG_0073

IMG_0071

IMG_0081

IMG_0057

IMG_0076

А вот этой скульптуре повезло и ее отреставрировали. именно поэтому она так выделяется белизной. Скульптура сделана известным местным скульптором Санто Вани для его рано умершей жены Джиудитты.

IMG_0078

некоторые  в готическом стиле..

IMG_0085

IMG_0094

Такие вот ангелочки установлены на могилках детей... Честно говоря, выглядит жутко, особенно в секторах специально предназначенных для маленьких детей. Это довольно типично для католического кладбища. Отдельно взрослые, отдельно солдаты, отдельно маленькие дети и отдельно священники и монахи.

IMG_0096

IMG_0099

И это все только начало кладбища... В какой-то момент я решила опять следовать книжке, потому что время стремительно шло к закрытию, а ничего их главных достопримечательностей я так и не видела. Но как оказалась схема в книге довольно примерная. Я попыталась пойти вверх на гору, где вместо могил расположены фамильные склепы. Как и на фото, там все довольно сильно заросло деревьями. часть лестниц совершенно заброшено представляет из себя мало проходимый бурелом. Пока я искала возможность обойти все эти заросли и выйти на нормальную тропинку меня окликнул старичок.

IMG_0100

Сначала я не могла разобрать, что он мне говорил, потому что он говорил быстро скороговоркой и на бегу - боялся меня не догнать. Но потом я поняла что он просит помочь ему убрать сухое дерево с какой-то могилы. Я решила что осмотреть все я все равно не успеваю, а доброе дело сделать - почему бы и нет. Да и успела как-то соскучится по присутствию живых людей. Несмотря на воскресенье за весь день я встретила не более 10 человек...

Старичок оказался очень разговорчивым и позитивным. Мы быстро справились с сухим деревом, и я уже было собиралась попрощаться, но видимо и он немало наскучался по общению. Поэтому он заявил, что раз уж я сделала ему доброе дело, то теперь его очередь. И так как он тут завсегдатай потому что большая часть "его людей" именно тут (на это месте он весело хихикнул - вот это оптимизм) он многое знает и может помочь мне найти то что я хочу. Вот это удача подумала я. Определенной цели у меня не было и я сказала что хочу увидеть могилу капитана Альбертиса, которую я искала но так и не нашла..  По иронии судьбы оказалось что мы беседовали прямо напротив фамильного склепа семьи Альбертис, куда этот бодрый старичок меня и повел. Даже разрушенные лестницы его не смущали. Правда показалось что капитана там не было. И мы пошли дальше...

Так началась моя почти часовая индивидуальная экскурсия. На итальянском. Хорошо что гид мне попался терпеливый, он объяснял мне по два три раза - если видел по лицу что мне что-то непонятно. Более того он мне даже советовал ракурсы и очено переживал когда я фотографировала что-то некрасивое а обычное с его точки зрения.

Все описывать электронной бумаги не хватит, поэтому только самое самое..

IMG_0107

Общий вид на эту часть кладбища. Довольно темно и заброшено...

IMG_0108

вот он фамильный склеп Альбертисов.

IMG_0110

Вот этот мальчик мне был показан одним из первых. Интересно в нем - фашистская форма того времени. Мне напомнила, как ни странно, пионерскую...

IMG_0116

а вот старушка, вероятно жена умершего работы известного скульптора Лоренцо Оренго сделавшего довольно много статуй для Стальено. Удивительно передана точность платья и кружев. В целом я заметила, что мой гид-старичок питает особенную страсть к элементам одежды тех времен. Как вы еще увидите по фотографиям - это будет главной темой нашей экскурсии.

IMG_0123

А вот это самая известная могила на всем кладбище. Точнее мавзолей Джузеппе Мадзини выполненный в виде грота. Я не знала, а это оказывается один из главных героев Италии - борец за освобождение, реформатор, писатель, философ. Саркофаг перед мавзолеем - могила его матери.

IMG_0125

Неподалеку оказалось довольно много могил итальянских фашистов. Спасибо гиду, я бы никогда не узнала что связка прутьев с топориком в их руках - это символ итальянского фашизма, который называется фасции и являлся во времена римской империи символом власти... довольно странный символ с моей точки зрения.

IMG_0127

IMG_0135

а вот это.. в лучших традициях японского хоррора..

эта девятилетняя девочка погибла купаясь в море в плохую погоду. Эпитафия гласит что-то вроде (передаю очень примерно)  "тебе нравилось играть с волнами, но напрасно ты смеялась над штормом, за это тебе пришлось отдать свою жизнь". это, наверное, самый жуткий памятник с моей точки зрения...

IMG_0131


Эта бронзовая девушка почему-то очень нравится дедушке, но мне как-то не очень.. Но так как он довольно долго подбирал мне ракурс для лучшего снимка - просто грех было не сфотографировать.

IMG_0137


Время за увлекательным занятием пролетает незаметно. А быть запертыми на ночь в воротах кладбища ни мне, ни старичку явно не хотелось, поэтому мы дружно решили торопиться. До закрытия оставалось всего полчаса, а ангела - единственную статую про которую я была много наслышана, но так еще и не видела. Я уже было решила, что в следующий раз... Но мой гид заявил что мы успеваем все всенепременно, если только поторопиться.. и мы побежали вниз. Нужно заметить, что как и все в Генуе Стальено расположено на довольно крутых холмах, поэтому...

IMG_0065_2



Лестница, круто забирая вниз, привела нас к старым верхним колоннадам с торцов Пантеона. Там я уже успела ошибочно побывать. Дело в том что попасть на следующий ярус кладбища (да и такое бывает), можно либо по улице, либо через склеп под Пантеоном. Впредь я буду всегда выбирать первый способ. Все дело в том, что склеп на данный момент немного разрушен и заброшен, в некоторых из ниш отгороженных решеткой с надписью "не входить" горкой свалены аллюминиевые коробки с останками. Все стены от пола до потолка покрыты мраморными плитами с именами, за которыми скрываются все такие же небольшие коробки... Но главная особенность это пол, из-за старости мраморные надгробные плиты, этот пол образующие, стари предательски шататься под ногами, приподниматься и бухать. В пустом полутемном склепе, засыпанном серой пылью - надо сказать так себе ощущение. Именно поэтому провела я в этом склепе минимально возможное количество времени, и возвращаться туда совершенно не хотела. Но мой гид был непреклонен, он непереставая рассказывал какая там стоит удивительная скульптура девочки, что мы просто обязаны ее увидеть.

К счастью для меня, верхняя часть этого склепа не такая мрачная как нижняя, а скульптура с девочкой и ангелом действительно того стоила.

IMG_0148

Как легко заметить по надписи на постаменте это тоже скульптура работы уже упомянутого мной в первой части известного скульптора Лоренцо Оренго. Лоренцо славился именно своим талантом изобразить эмоции, движение, детали, и удивительно четко передать мысль и настроение. Дедушка совершенно отказывался покидать склеп пока я дважды не рассмотрела сумочку и носочки на мраморной девочки. В самом деле, все выглядит совершенно как настоящее. Одна беда, время ничего не пожалело. Весь этот старый склеп, по словам моего проводника, не подлежит реставрации. По каким-то причинам мрамор испортился, и стал крошиться, поэтому отмыть и восстановить все эти удивительные статуи не представляется возможным.

IMG_0149

Сфотографировав девочку буквально кругом (старичок уж очень переживал, что без вспышки не получится, и даже перекладывал этот цветок чтобы ботиночек тоже получился), мы побежали дальше. Не без труда мне удалось убедить моего гида добровольца что одну половину колоннады я уже посмотрела. Но время было против нас, и скрепя сердце он согласился сразу отправиться к тому ангелу, который меня так интересовал. Но без остановок, конечно, не вышло.

Для начала была еще одна девочка...

IMG_0151

а потом такая вот женщина с канделябром из семи (помните лестницу пантеона с 77 ступенями) свечей. Дедушка дважды заострил внимание на этой цифре, но спрашивать почему так я не стала. Как мне удалось найти уже дома, правда это мало что прояснило... Это надгробие было выполнено для богатого купца Антонио Монтанаро скульптором Вилла Джованни Баттиста в 1888 году. Вилла выбрал библейскую тематику - что-то связанное с "мудрой" девой из Евангелие... а семь свечей должны намекать на преемственность между христианством и иудаизмом. Увы, все это никак не помогло мне понять замысел автора...

IMG_0154

А вот дальше мы снова встретили довольно оригинальные композиции. Вот одина из них, например.

IMG_0157

Снова работа Виллы Баттиста (1879), но на этот раз с гораздо более понятным сюжетом. Данный монумент, как можно догадаться, был заказан женой усопшего. Скульптор изобразил ее приподнимающей одеяло, чтобы в последний раз взглянуть на лицо мужа.

А вот тут уже вся семья целиком..

IMG_0158

IMG_0159

И вот мы, наконец, у цели. Знаменитый ангел работы Джулио Монтеверде. Эта довольно большая статуя была высечена в Риме специально по заказу семьи Онето и установлена  в 1882. С моей точки зрения уже только один этот ангел стоит того чтобы посетить Стальено. Мне сложно описать собственные эмоции, но удивительно красивое и одухотворенное лицо скульптуры, да и вся грациозная поза, вызывает восторг. Хочется просто долго стоять и молча наслаждаться созерцанием красоты, которую человеческие руки способны создать из хрупкого камня..

IMG_0160

IMG_0161

Для создания этой статуи скульптору позировала девушка, и несмотря на то что ангелам полагается быть бесполыми существами, этот ангел был создан молодой девушкой.

Это революционная статуя для своего времени, потому что она своего рода "переломный момент" от позитивистской идеи реализма по отношению к смерти, к более спорному пониманию, которое ведет к символизму. Если раньше, и мы это успели заметить, ангелы непосредственно вели усопших к вратам, к другой жизни, поддерживали и помогали им. То этот ангел бесстрастно взирает со стороны на уход в мистическое небытие, в бездонное ничто. Скульптор неспроста придал фигуре женственный образ. Монтеверди намекает на дуализм Эроса и Танатоса - то есть "инстинкта жизни" и "инстинкта смерти". Дуализм, который избегали все предшествующие классические скульптуры (коих мы уже насмотрелись в достаточном количестве), выражающие добродетель и скорбь.

IMG_0163

Для тех кто ничего не понял из вышенаписанного (а все потому что это мой вольный перевод) ссылка на оригинальное описание.

Увы, но долго созерцать это произведение искусства мне не дали.. впереди ждали еще пара неотложно интересных мемориалов...

По пути, мы просто не смогли пропустить удивительные вельветовые штанишки мальчика из этой композиции. Из-за того что фото делалось на бегу, вельветовую текстуру на снимке невозможно рассмотреть. Но поверьте мне на слово, элементы одежды, штанишки, и даже морская курточка я нашивками якорями выполнена просто потрясающе.

IMG_0165

Но вот наконец-то и первая интересная, а может одна из самых интересных (после ангела, конечно) статуй. Вот вы уже поморщились и решили что я снова буду петь оду кружевам, парче платья и прочим особенностям костюма... Но не угадали. Эта скульптура с удивительной историей, которую я вам сейчас же и расскажу.

IMG_0166

Эту немолодую женщину звали Катерина Камподоника. Как ни странно, она была из нищей семьи, и большую часть своей жизни провела в бедности, природа также обделила ее красотой, но не обделила характером. Несмотря на все трудности - бедность и глубоко пьющего мужа, Катерина не сдалась, а старательно с утра до поздней ночи пекла круглые "бублики" чиамбелли, и продавала орешки, как правило фундук, нанизанный на нитку. В Генуе она была известна как торговка орешками. Как же ей удалось попасть в один ряд с генуэзскими богачами и банкирами... А это была ее, пожалуй, единственная мечта. Всю свою жизнь Катерина только и делала что работала и копила деньги, над ней смеялись как над скрягой, смеялись над ее нищей одеждой. Но через какое-то время она накопила достаточно денег чтобы развестись с алкоголиком-мужем, по тем временам плата за развод была огромной. А потом, за долгие десятилетия она накопила и на монумент. Она заказала скульптуру не у кого-нибудь. а у Лоренцо Оренго, как и все местные богачи. Скульптор по просьбе самой заказчицы изобразил Катерину в лучшем из ее платьев, но с неизменными атрибутами - парой булок чиамбелли, и ниткой фундука. (не могу удержаться, хотя и обещала - вы только посмотрите на фартук, он как будто еще полчаса назад лежал сложенным в шкафу...)

IMG_0167

Скульптура была закончена и установлена на ее законном месте в Стальено до смерти Катерины. Это вызвало большой общественный резонанс. Мало того что простая женщина заняла место в одном ряду с благородными и титулованными персонами, так еще и при жизни. Но возмущаться получилось недолго, вскоре после установки Катерина умерла, и ее пышно похоронили под статуей. Посмотреть на похороны пришло очень много людей, а на мраморной плите под статуей местный поэт Жан Баттиста Виго описал на местном генуэзском диалекте жизненную историю бедной женщины.

Все это дедушка рассказывал мне с некоторой иронией, постоянно, как бы посмеиваясь над пафосной затеей и фактом крестьянского происхождения Катерины. Мне это было непонятно. Позднее я нашла довольно много информации в интернете, и зачастую она преподнесена с оттенком насмешки над алчностью и мелочностью крестьянской женщины. И вот в этом я в корне несогласна со всеми рассказчиками. Собственно, почему бы и нет. Мечта не обязана быть умной или утонченно-возвышенной. Каждый мечтает в меру своих возможностей которые, как правило, и определяются окружением и жизненными проблемами. Сложно ожидать от нищей торговки орешками, высоких философских рассуждений, так почему бы и нет. По крайней мере, Катерина смогла то, что не смог почти никто. Своим собственным трудом она не только исполнила свою мечту, но и увековечила себя для потомков, и вот уже больше полутора сотен лет мы знаем о ней больше, чем об остальных знатных персонах по обе стороны колоннады.

За всеми этими историями, время уже совсем подошло к пяти вечера, а мы подошли к выходу. Но в последний момент дедушка решил что мы еще успеем быстренько пробежать оставшийся небольшой кусочек неосмотренной колоннады.

И очередная необычность не заставила себя долго ждать. Тут у гроба стоит не кто-нибудь из родственников, или всем привычный безымянный ангел. Тут находится непосредственно один из святых, но я конечно же напрочь не помню который. Старичок очень смеялся над этой идеей, по видимому, это довольно смелое решение. Кстати, библия в руках старца отлично читается...

IMG_0171

и снова девочка, на этот раз она шлет воздушный поцелуй женщине, подающей нищему... так как из-за спешки сфотографировала я только девочку, а тут целая история... то рассказывать про это я буду в следующий раз, когда сфотографирую все целиком.

IMG_0172

а вот это последняя, но очень интересная композиция в стиле реализма, созданная молодым скульптором уже в 1899 году. Желающие могут попробовать угадать, что хотел изобразить автор. Ответ будет под фотографией.

IMG_0173

Бюст по центру, как не сложно угадать, изображает самого усопшего - Карло Целезио, а фигуры справа и слева относятся непосредственно к его профессии... Фигура сильного мужчины - это аллегория Труда, а юноша, справа, так увлеченный чтением, изображает Учение или Знание.

Пока я фотографировала эту аллегорию, часы на церкви пробили пять, и мы поспешили к выходу. Мой автобус приехал почти сразу, поэтому мы даже не успели познакомиться с моим неожиданным проводником. На прощание дедушка заметил, что если я приду как-нибудь в следующий раз - мы обязательно встретимся, он часто бывает в Стальено. Я поблагодарила его как смогла на своем ломанном итальянском, и поехала домой, переполненная впечатлениями от увиденного, кои и произвели на свет этот длинный пост.

А Стальено я обязательно посещу еще раз. Судя по моему путеводителю, там еще много загадочных "интересных мест".

http://ru-travel.livejournal.com/28194752....

призмочка za_bobro  

Изображение пользователя catcasa.

Re: Прогулки по Генуэзскому кладбищу - Стальено (Cimitero ...

От вокзала Principe на 34 автобусе до конечной. От centro storico где Aquario на 13 автобусе от остановки конечной caricamento до остановки cimitero Staglieno или как-то так)))) Можно спросить, его все знают. Живу за забором этого кладбища уже 7 лет, и ни разу не была. Кто поедет, свистите, я с вами схожу )))))))

[url=http://metric.forumok.ru/][img]http://metric.forumok.ru/baby2/line.php/13/69b/cde0f8e5e920f1ebe0e4e5edfceaeee9/000000/290311/26b/cde0f8e5e920f3ecede8f6e5/000000/061103/line.gif[/img][/url]

Изображение пользователя vad_vad.

Re: Прогулки по Генуэзскому кладбищу - Стальено (Cimitero ...

Написали бы, как откуда добираться. От вокзала к примеру. Или с каких то ключевых точек.



Изображение пользователя Наталья Бобровничая.
Почетный участник

Re: Прогулки по Генуэзскому кладбищу - Стальено (Cimitero ...

Интересная публикация. Спасибо. Буду ждать продолжения.

Наташа
Изображение пользователя yulianna8500.
VIP-участник

Re: Прогулки по Генуэзскому кладбищу - Стальено (Cimitero ...

Anna Uchova пишет:

после 20-30 лет захоронения выкапывают, останки сжигают и помещают в колумбарий или в склеп (к целях экономии пространства)... 

А мне обьясняли, что 60 лет должно пройти, прежде чем останки перемещают. Я на Сицилии живу.

В двадцать первом веке не нужно будет убивать сотни граждан, дабы заполучить желанную власть над массами, достаточно лишь купить телеканалы и с их помощью воспитать будущие поколения управляемых рабов. @Дэвид Рокфеллер

Изображение пользователя Anna Uchova.

Re: Прогулки по Генуэзскому кладбищу - Стальено (Cimitero ...

Спасибо за увлекательное путешествие! Читала, словно приключенческий роман... однажды я тоже побывала на cimitero, была потрясена... бродить можно очень долго, жаль только, что почти невозможно узнать истории, связанные с надгробиями, склепами и пр. Я не вижу здесь ничего отталкивающего, как и Вы, наоборот, столько историй в одном месте...да еще приправленных некоторой долей мистики.. Одно мне показалось странным в кладбищенском обустройстве католиков - если останки изначально были захоронены в землю, то после 20-30 лет захоронения выкапывают, останки сжигают и помещают в колумбарий или в склеп (к целях экономии пространства)... А еще кипарис для итальянцев - это дерево, которое специально высаживают на кладбище, так как под опавшими его листочками не растет ничего более. С нетерпением жду продолжения...

Настройки просмотра комментариев

Выберите нужный метод показа комментариев и нажмите "Сохранить установки".
Наверх страницы

Отели в Италии