Форново-ди-Таро - важная узловая станция на железной дороге Парма-Специя, а также место одной из битв Итальянских войн (итальянцы приписывают себе победу и очень этим гордятся, но, не будучи итальянцем, я не вижу в том сражении повода для патриотического восторга). Но любим мы Форново не за битву и не за станцию, а за чудесную романскую церковь Санта-Мария-Ассунта.
Средневековые паломники посещали этот храм по пути в Рим, в наше время сюда можно приехать на часто ходящем поезде, только карту не забудьте скачать: путь от станции не совсем очевиден, и дорожные указатели начались ровно с того места, когда я понял, что заплутал. Первые свидетельства о существовании храма в Форново относятся к 854 году. Нынешняя церковь была построена во второй половине XI века. В начале XII века к церкви был пристроен большой портик, а в следующем XIII столетии был построен новый западный фасад, и портик оказался включенным в общий объем здания. В результате часть колонн портика с чудными капителями оказались внутри церкви, а часть стали частью фасада.
Еще более сложной была судьба монументального амвона XII века. Он не соответствовал требованиям Тридентского собора и в 1578 году был разобран. Одни его детали были перенесены на фасад, а другие переправлены в церковь Бардоне (туда я не добрался, так что поглядите фотографии на любимом сайте).
В 1712-1715 годах Санта-Мария-Ассунта была заново украшена в стиле барокко, а в 1927-1942 годах барокко было помножено на нуль, и глазам изумленных зрителей открылась церковь XI-XIII веков. Но и это еще не все. В ходе последней реставрации был уничтожен барочный алтарь, а вновь устроенный был украшен фрагментом некогда разрушенного амвона со сценами жизни и смерти святой Маргариты (романские рельефы XII века, напомню).
Внимание на северо-западный (т.е. левый) угол! Здесь нас ждут первые фрагменты утерянного амвона XII столетия - уголок спорта
Кряхтящие и согбенные теламоны давно уже ничего не держат - их штангу украли.
А вот эти бойцы обречены бороться вечно - их рефери давно умер, и некому свистнуть.
Ну а за углом притаились неизвестные болельщики святые.
Западный портал, как мы помним, появился в XIII веке, когда был построен новый фасад, закрывший прежний портик. В результате портал содержит фрагменты капителей портика.
Поначалу я решил, что перед нами два всадника, едущие на одной лошади, т.е. символ тамплиеров. Ничего подобного! Всадник едет верхом на кентавре - такого в геральдике не предусмотрено.
Попытайтесь увидеть двухголового дракона, а также чьи-то ноги.
Мой невинный разум отказывается понимать эту сцену. Кони и чья-то голова на заднем плане ничем не в силах помочь в осмыслении увиденного.
В отдельной нише стоит ныне безголовый пилигрим с корзинкой в руках и ключами св. Петра на поясе. Он тут не просто так поставлен, а указывает паломникам дальнейший путь к Риму. В соборе Фиденцы такую же роль выполняет апостол Симон.
Правее находится большой многофигурный рельеф, изъятый все из того же неисчерпаемого амвона. Добро пожаловать в Ад, дорогие читатели!
Напоминаю, что во фликре можно все поглядеть с увеличением (зря, что ли, я 50 евро им заплатил?). Ну я кое-какие детали заснял:
Левый нижний угол: Ад пожирает грешников, они проваливаются в его бездонную пасть
Середина нижней части. Мне кажется, что перед нами князь Тьмы с уловленными в мешки душами грешников (моя фантазия, если у кого-то есть иные соображения, с удовольствием почитаю)
Правый нижний угол. Черти поддерживают неугасимый огонь. По этой причине меня до сих пор коробит от всех этих Вечных огней - какой-то уж очень двусмысленный символ вечной памяти...
Левый верхний угол. Души всё падают и падают в пасть Ада.
Правый верхний угол - жуть и мрак, не в каждом фильме ужасов такое можно увидать.
В целом, посыл (я бы сказал: месседж) ясен? По плану этот пост должен быть опубликован на второй неделе Великого поста, так что примите предостережение: "Покайся или погибни" и бегом на исповедь!
После таких ужасов южный портал кажется мирным и милым.
Хотя своих жестокостей и здесь хватает:
Надеюсь, что все уже бегут на исповедь под впечатлением от увиденного. Ну давайте же, не медлите! А в следующий раз я вам интерьеры этой чудесной церкви покажу...
PS. Видимо, я что-то так и не полнял в языке Данте, потому что я упорно ставлю ударения неправильно. Ав от среди читателей есть подлинные знатоки! Верные ударения: ВикофЕртиле и ПонтрЕмоли
Re: По дороге Франков. Форново-ди-Таро - начало.
чт, 28/03/2019 - 10:01 — Rebeka+1Надо будет заехать, мы как раз в Парму собираемся. Фото церкви Санта-Марии Ассунта впечатлили, надо будет обязательно посетить. Хотим так же посетить в Парме церковь Санта Мария делла Стеката, полюбоваться на работу знаменитого художника-маньериста Пармиджанино.
Выгодный шоппинг