Стены Древнего Рима, как в современном мире, часто покрывали различные надписи и "народное творчество". Многие из сохранившихся граффити представляют интерес в качестве источника информации о повседневной жизни и заботах людей.
Если отталкиваться гипотезы эксперта по классической античности Ребекки Бенефил (Rebecca Benefiel), что для римлян всех классов каждая стена была в каком-то смысле одновременно форумом, ЖЖ и ICQ, древние граффити становятся много интереснее и понятнее.
Содержание надписей могло быть каким угодно и варьироваться от всем знакомых заверений в любви и изощрённых ругательств до досок объявлений и вполне любопытных философских пассажей. Ниже некоторые примеры граффити из Помпей.
У «Ворот Везувия»: «Маркус любит Спендузу»;
Атриум у дома Пинария: «Если кто-то не верит в Венеру, им определённо следует поглядеть на мою подругу»;
Дом Капрасия Примуса: «Никогда не пожелала бы продать своего мужа, даже за всё золото мира!»;
Коридор в театре: «Мете, рабыня Коминии из Ателлы, любит Кресуса. Пусть Венера, покровительница Помпей, будет благосклонна к ним обоим, и пусть жизнь их будет в гармонии»;
Улица Театров: «Из моего магазина пропал медный горшок. Любому, кто его возвратит, я пожертвую 65 сестерицев. Ещё 20 он получит, ежели предоставит информацию об укравшем»;
Фасад дома Центенария: «Однажды ты умираешь и становишься просто ничем»;
У двери дома Геркулеса и Нессуса: «Запомни: пока ты жив, ненавистная смерть надвигается».
Относительная анонимность, уравнивающая всех в правах, давала свободу первичным порывам, сохранившимся почти неизменными и до наших дней.
К примеру, хрестоматийное «Здесь были Вася и Саша», две тысячи лет назад имело вид «Мы, два добрых человека, друзья навеки, посещали это место. Если вам нужны имена наши, то знайте – они Гай и Аул».
Или высказывание «Я удивлен! О, стена! Только потому не пала ты в руинах, что разгоняла скуку всех писателей твоих» - явное обвинение "участников форума" во флуде.
Из других любопытных находок Бенфил в Помпеях – «приватный чат». Это сообщения романтического толка, которыми довольно долго обменивались мужчина (под «ником» Secundus или «второй») и женщина (Prima, «первая»). Они, по всей видимости, жили в разных концах квартала и то ли хотели соблюсти тайну, то ли просто наслаждались такого рода игрой.
Граффити для граждан древней Италии были одним из продуктивных способов обмена информацией. С помощью надписей и рисунков проводили предвыборные компании, делились новостями и сплетнями, рекламировали свои лавки, развлекательные заведения, «пиарили» гладиаторов и артистов, высмеивали власть и даже знакомились.
Re: "Граффити" в Древнем Риме
чт, 27/04/2017 - 22:23 — янычар+233Надпись на стене филос. факультета МГУ:
И ярче солнце светит,
И веселей пейзаж,
Когда в желудке плещется
C2H5OH!