Ассертивность: как с помощью простого тренинга стать моральным уродом

Разместить рекламу на «Италия по-русски»
Изображение пользователя Валерия Пиффари.

АССЕРТИВНОСТЬ — термин, заимствованный из английского языка, где он выступает производным от глагола assert — настаивать на своем, отстаивать свои права. В обыденной речи употребляется редко, но в психологическом жаргоне с недавних пор утвердился довольно прочно. В русский язык (точнее — в лексикон российских психологов) термин проник в середине 90-х, после публикации популярной книжки чешских авторов В. Каппони и Т. Новака «Как делать все по-своему» (в оригинале — «Ассертивность — в жизнь»). Чешские авторы сами позаимствовали это слово из английских источников, а переводчик с чешского на русский завершил внедрение заокеанского термина на европейскую почву.

Как и во множестве подобных случаев, слово, использованное для определения психологического феномена, приобрело более определенное и специфическое значение, нежели в обыденной, житейской лексике. Под ассертивностью стала пониматься личностная черта, которую можно определить как автономию, независимость от внешних влияний и оценок, способность самостоятельно регулировать собственное поведение.

В сфере межличностных отношений ассертивность предполагает отказ от опоры на чужие мнения и оценки, культивирование спонтанного поведения в соответствии со своими собственными настроениями, побуждениями и интересами.
Переводчик книги Каппони и Новака, давший ей более доходчивое, чем у авторов, название — «Как делать все по-своему», тем самым очень точно сформулировал суть данного подхода. А квинтэссенцией этого подхода выступают так называемые «ассертивные права человека», приведенные в книге и многократно ретранслированные в ряде вторичных источников.

По сути дела, кодекс этих прав, составляющих ключевые положения любого тренинга ассертивности, является обоймой новых, ассертивных установок, которые предлагается усвоить взамен прежних, якобы негодных.

 
  • Вы имеете право сами судить о своем поведении, мыслях и эмоциях и несете ответственность за их последствия.

  • Вы имеете право не давать никаких объяснений и обоснований, оправдывающих ваше поведение.

  • Вы имеете право сами решить, отвечаете ли и в какой мере за проблемы других людей.

  • Вы имеете право менять свои взгляды.

  • Вы имеете право совершать ошибки и отвечать за них.

  • Вы имеете право сказать:
    «Я не знаю».

  • Вы имеете право не зависеть от доброй воли других людей.

  • Вы имеете право на нелогичные решения.

  • Вы имеете право сказать:
    «Я тебя не понимаю».

  • Вы имеете право сказать:
    «Меня это не волнует».

 

...

Если более конкретно сформулировать эти замечательные права и довести их до логического завершения, они легко принимают примерно такую форму.

­
 
  • Ничье мнение обо мне и моем поведении не имеет такого важного значения для меня, как мое собственное.

    Ничье мнение не должно поколебать мою самооценку.

    Иначе говоря, с мнением окружающих можно просто не считаться. Если мне нравится ковырять в носу и сморкаться в занавески, а другие люди это осуждают, то прав, разумеется, я, а не они. И я вправе это делать, не испытывая ни малейшей неловкости.

  • Поскольку я сам знаю, что делаю, нет никакой нужды в том, чтобы окружающим мое поведение было понятно, а тем более ими одобрялось.
    Я поступаю правильно по определению.

  • Если мне удобнее считать, что ничьи проблемы меня не касаются, я могу с легким сердцем наплевать на всех и вся.

  • Твердые убеждения и незыблемые принципы — признак косности. Напротив, совершенно нормально сегодня хвалить то, что вчера ругал, и наоборот.

  • Не надо бояться ошибок. Нет ничего страшного в том, чтобы по ошибке вынести смертный приговор невиновному или, скажем, неловким нажатием кнопки нацелить зенитную ракету в пассажирский самолет. Как говаривал один мудрый вождь одного свободолюбивого народа:
    «Не надо из этого делать трагедию».

  • Замечательным оправданием собственного невежества выступает волшебная формула «Я не знаю».

    Ну не знаю, и нет с меня никакого спроса! А если, скажем, какой-то придирчивый экзаменатор этим не удовлетворится, то, значит, он просто бессовестный манипулятор и агрессор.

  • Нет никакой необходимости заслуживать расположение других людей. Зачем оно вообще нужно, если в своей жизни я все решаю сам?

  • В своем поведении можно отказаться от здравого смысла и элементарной логики и следовать исключительно настроению.

  • Стремление понять другого — совершенно излишнее и напрасное усилие. Гораздо проще отрезать: «Я тебя не понимаю!»

  • На любой предмет, который не затрагивает моих личных интересов, я вправе плевать с высокой колокольни и заявлять об этом во всеуслышание.

 

 А теперь признайтесь честно: как вы отнесетесь к человеку, исповедующему такие жизненные принципы, доведись вам столкнуться с ним на жизненном пути (тем более что, наверное, уже не раз доводилось)? И неужели самому хотелось бы таким стать?

Полный текст статьи

Настройки просмотра комментариев

Выберите нужный метод показа комментариев и нажмите "Сохранить установки".
Наверх страницы

www.liveitaly.eu

  • Италия
  • Иммиграция
  • Бизнес в Италии
  • Регистрация фирм
  • Вид на жительство
  • Воссоединение семьи
  • Итальянское гражданство

Отели в Италии