В самом сердце Доломитовых Альп, в потаенных долинах, где древние скалы на рассвете и на закате расцвечиваются отблесками нежно-розового цвета, есть удивительная страна. Зимой там буйные ветры гуляют между могучими вершинами, укутанными ослепительно-белым снегом, а незамерзающие ручьи словно наполнены звенящим жидким хрусталем. Летом изумрудные склоны, как разноцветными всполохами, покрываются полянами горных цветов, а воздух наполняется запахами травы, прелой хвои и раскаленного жарким солнцем камня.
Эту страну вы не найдете ни на одной карте мира, а название ее не упоминается ни в одном учебнике географии. Эта страна – Ладиния. Страна высоких зазубренных пиков и бездонных зияющих ущелий, бурных горных рек и тихих таинственных озер, дремучих лесов, полных диких зверей и сказочных существ, и сочных лугов, на которых так хорошо пасти коров и овец.
Здесь живет народ ладинов – древний, не похожий ни на один другой и большей части людей за пределами Ладинии до сих пор совершенно не знакомый. Даже сам факт существования ладинов для большинства приезжающих сюда становится новостью.
А между тем, история ладинов начинается в глубокой, запорошенной пылью веков древности, когда и солнце было жарче, и горы моложе. Тогда Апеннинский полуостров, простирающийся своими благословенными горами и долами прямо посередине Средиземного моря, был в значительной части заселен этрусками – народом загадочным, небывало развитым в культурно-техническом плане и щедро делившимся своими достижениями с соседями. Хотя исконным местом проживания этрусков в Италии считается Тоскана, тем не менее контролируемые ими территории простирались до Неаполя на юге и до предгорий Альп на севере.
Но где-то в середине I тысячеления до н. э. на территорию Апеннинского полуострова из-за Альп стали все активнее проникать кельтские племена – те самые грозные галлы, которые дошли до самого Рима и чуть было не захватили его. Римлянам удалось отбросить их далеко на север, а впоследствии и вовсе покорить и ассимилировать их, но перед этим кельты успели колонизировать практически всю северную Италию. Они неудержимым потоком прошли по равнинам, на которых возвышались тогда этрусские города. Древний гордый народ оказался разделен на две части. Большая часть этрусков продолжала обживать просторы центральной и южной Италии, торговать, воевать и заключать союзы с населявшими эти земли племенами. Другая же, менее многочисленная группа, оказавшись в изоляции от своих соплеменников на берегах Адриатики, была вынуждена уйти с насиженных мест на север и укрыться в предгорьях и альпийских долинах. Там этруски постепенно смешались с дикими горными племенами и сами в какой-то степени одичали, подрастеряли свою высокую культуру, положив при этом начало совершенно новому народу, который заселил восточную часть альпийской гряды и прилегающие к ней равнины и который древнеримские историки и географы назвали народом ретов. Кочуя по горам в поисках пригодных для проживания мест, реты разнесли оставшиеся у них крохи этрусской культуры, включая письменность, по всей обширной области Норикум.
По мере того как римские легионеры и колонисты продвигались дальше на север, все более частыми становились контакты между ними и встречавшимися на их пути ретами. К сожалению, встречи эти не всегда были дружественными. Чаще всего как раз наоборот. Ведь римляне занимали те немногие клочки горной территории, что были пригодны для ведения хозяйства. Со своей стороны, реты, вынужденные использовать любые средства для выживания в тех суровых условиях, не брезговали грабежом и разбоем. Одним словом, добрососедские отношения между ними как-то сразу не заладились.
Последнюю точку в истории усмирения, в числе многих прочих, народов альпийского региона поставил решительной рукой первый император Рима Октавиан Август в 15 году до н. э. Следуя своему грандиозному плану по установлению «римского мира» на всей территории своего государства, Август поручил командование северным походом двум из одареннейших полководцев Рима, своим приемным сыновьям Друзу и Тиберию. Те, вполне сообразно канонам римской стратегии и характеру их повелителя, постарались уложиться в один летний сезон, понимая, помимо прочего, что зимой воевать в горах с горцами по меньшей мере неразумно. Альпийская кампания была молниеносной и кровавой. Не имевшие привычки к дипломатическим хитростям реты были почти полностью уничтожены, а те из них, кто уцелел, были ассимилированы римскими поселенцами, пришедшими в обезлюдевшие альпийские долины, и стали частью населения бескрайней Римской Империи.
От слияния ретского и римского элементов появилась новая группа народов, говоривших на смешанных рето-романских наречиях. К сожалению, активное освоение альпийских территорий австрийцами, немцами, французами и итальянцами привело к тому, что на данный момент из носителей этих языков осталось лишь три немногочисленных народа – швейцарские романши, фриуланцы, живущие в самой северо-восточной области Италии, и ладины, компактно проживающие в центральной части итальянских Доломитовых Альп. Своим названием ладины изначально стремились показать свое родство с древними носителями классической латинской культуры.
До середины XIX века мало кто интересовался этим небольшим чудным народцем, несмотря на то, что ладины порой принимали активное участие в жизни Австрии, которой тогда принадлежали их земли. До сих пор на стенах некоторых домов в ладинских городках можно видеть росписи с изображением сцен победного возвращения ладинов в родные долины после разгрома наполеоновской армии, вторгшейся в австрийский Тироль. И все же по большей части они – народ мирный. Это народ крестьян и ремесленников, пастухов и скалолазов, дровосеков и художников. Они не привыкли к богатству и роскоши – и сейчас, как много лет назад, большинство из них не гонится за большими деньгами, и ладинские коммерсанты и владельцы гостиниц уступают в ухватистости и оборотистости своим коллегам – итальянцам и австрийцам, проигрывая им даже на своей территории.
Зато они прекрасно знают, как выживать в суровых условиях гор, как жить в постоянной борьбе с непреклонными силами природы. И в постоянном с нею единении. Как и многие другие народы, вынужденные вести подобный образ жизни, они создали чудесный, небывалый по красоте фольклор, населив альпийские леса, луга, реки и озера фантастическими персонажами и наполнив свою тяжелую жизнь красочными сказками и преданиями. Несмотря на заметный отток молодежи, уезжающей учиться и работать в крупные города, большинство ладинов продолжает жить на родной земле так, как жили поколениями их предки, возделывать ее, как это делали они, заготавливать дрова, квасить капусту, расписывать стены домов и церквей яркими картинами. А долгими зимними вечерами ладинские мастера вырезают из дерева различные статуэтки, украшения, иногда даже целые картины. На территории Ладинии есть несколько специальных институтов, занимающихся сохранением ладинской культуры, традиций, языка. Потому что ладины понимают, что никто кроме них самих не сохранит для их потомков то, что досталось им от их предков. В конце концов, их корни и их прошлое – это самое ценное, что у них есть.
Re: Открывая Ладинию
пт, 04/11/2016 - 17:38 — yulianna8500+210Супер! Спасибо Вам! Ждем с нетерпением новых репортажей!
В двадцать первом веке не нужно будет убивать сотни граждан, дабы заполучить желанную власть над массами, достаточно лишь купить телеканалы и с их помощью воспитать будущие поколения управляемых рабов. @Дэвид Рокфеллер
Re: Открывая Ладинию
пт, 04/11/2016 - 17:06 — Vinny+1Ну Ёшкин кот!!!
Re: Открывая Ладинию
пт, 04/11/2016 - 09:06 — yulianna8500+210Красиво, но для пущей красочности не хватает фото
В двадцать первом веке не нужно будет убивать сотни граждан, дабы заполучить желанную власть над массами, достаточно лишь купить телеканалы и с их помощью воспитать будущие поколения управляемых рабов. @Дэвид Рокфеллер