Загадка "Тайной вечери"
Santa Maria della Grazie – главная церковь бывшего доминиканского монастыря, расположенного в исторической части Милана. В её трапезной находится самая известная и загадочная фреска руки Леонардо да Винчи. Знаменитого мастера специально приглашали миланские власти для украшения недавно возведённой церкви. Город произвёл огромное впечатление на художника и оказал заметное влияние на его флорентийский стиль.
В эпоху Возрождения тема Тайной вечери неоднократно изображалась европейскими художниками. В 1495-1497 гг. Леонардо работает над своей «Тайной вечерей». Художник изобразил последний ужин Иисуса Христа с апостолами накануне казни. Все свои предыдущие картины Леонардо рисовал темперными красками. Но именно эту работу он решил сделать масляными. Масляные краски позволяли вносить изменения и дополнения в уже нарисованное изображение. Леонардо работал бессистемно. То его целыми днями невозможно было оторвать от работы, а то он подолгу размышлял над картиной, нанеся всего несколько мазков кистью. Результат его гениальной работы – единственное законченное произведение такого масштаба.
Santa Maria della Grazie: здесь находится знаменитая картина. Фото travelpod.com
Фреска расположена так, что из окна перпендикулярной стены на неё льётся естественный свет. В сочетании с ним освещение, которое изобразила гениальная кисть мастера, создаёт эффект, будто зритель смотрит на картину сквозь запотевшее стекло. Сейчас это окно закрыто, чтобы солнечный свет не разрушал и без того хрупкое творение Леонардо. Без задуманного Леонардо бокового освещения картина много теряет. Возможно, когда-нибудь на окно будут установлены специальные фильтры.
К сожалению, масляные краски не столь долговечны, как темперные. Через два года цвета так поблёкли, что Леонардо не узнавал свою работу. А ещё спустя десять лет он был вынужден провести первую реставрацию настенной росписи. Всего же за последующие 300 лет её реставрировали восемь раз. В итоге нанесённые на фреску дополнительные слои краски значительно исказили первоначальный рисунок. А ноги Иисуса Христа вообще оказались утраченными, так как в 17-м веке монахи именно в этом месте решили прорубить дверь в стене. Восстановить эту часть фрески пока не представляется возможным.
Некоторые французские монархи желали перевезти фреску вместе со стеной в Париж. К счастью, даже Наполеону этого не удалось, шедевр остался на своём историческом месте. Более того, когда англо-американская авиация в августе 1943 г. бомбила Милан, стена с шедевром Леонардо чудом уцелела. Хотя крыша и три смежные с ней стены были разрушены полностью.
После войны церковь очень долго восстанавливали. «Тайную вечерю» тщательно реставрировали, применяя самые последние технологические методы. Осторожно снимали слой за слоем краску последних реставрационных работ, пыль, плесень, прочие наслоения. От первоначальных красок на стене осталась едва ли половина. Но зато было восстановлено оригинальное произведение, сделанное рукой мастера Леонардо. Весной 1999 г. после 21-летних реставрационных работ великая картина снова предстала перед глазами публики. Краски ожили, засветились первоначальным внутренним светом, подаренным ей гениальным художником.
"Тайная вечеря" после реставрации. Фото artchive.com
Чтобы сохранить роспись, избежать нежелательных разрушительных воздействий, помещение с ней оборудовано специальными приборами, поддерживающими постоянную температуру и влажность воздуха. Посетители допускаются в комнату каждые 15 минут группами не более 25 человек.
Десятилетиями не утихают споры о том, кто же изображён на картине по правую руку от Иисуса Христа. Классическая версия, гласящая, что это любимый ученик Христа апостол Иоанн, в последнее время всё увереннее вытесняется другой версией. Известный итальянский искусствовед, эксперт международного уровня Виктория Хациел решила провести скрупулезное сравнение картины Леонардо «Мадонна в гроте» и его фрески «Тайная вечеря». После длительных исследований она обнаружила, что на обеих картинах изображён один человек. И это не Иоанн с нежными девическими чертами, а знаменитая евангельская грешница Мария Магдалина. Сеньора Хациел утверждает, что оба персонажа имеют одни и те же черты: овал лица, форму губ, наклон головы, изгиб шеи, высокий лоб, пристальный взгляд.
Леонардо нарисовал «Мадонну в гроте» в 1494 г. Он работал над картиной более десяти лет, неоднократно забрасывал и снова возвращался к работе, изменял и переделывал, старался нарисовать идеальный женский образ. Работу над росписью в церкви Леонардо начал в 1495 г. По мнению Виктории Хациел, портрет Мадонны стал предварительным наброском для персонажа на фреске.
Леонардо да Винчи был весьма просвещённым человеком. Как и многие образованные современники, он критически относился к церковным догматам. Многие считают, что Леонардо был приверженцем еретической трактовки Евангелия, утверждающей, что Мария Магдалина была женой Иисуса Христа. Согласно этой версии, Мария Магдалина сопровождала Иисуса Христа все последние его годы жизни. Вместе с другими апостолами она присутствовала на последней вечере, а затем и на казни. Затем она, как и другие апостолы Христа написала Евангелие. Но изо всех написанных Евангелий, официальной церковью были признаны только четыре. Остальные же, в том числе и от Марии Магдалины, стали апокрифическими, были запрещены и преданы забвению.
На картине «Тайная вечеря» между Иудой и Павлом художник изобразил неестественно вывернутую кисть руки, крепко сжимающую кинжал. Чья это рука, искусствоведы спорят очень давно. Виктория Хациел предлагает два варианта трактовки. Согласно первому, кинжал лежит в руке апостола Петра, ставшего в последствии основателем официальной христианской церкви. Согласно второму – это рука Леонардо да Винчи, направляющего кинжал против церкви, которая уже давно перестала быть оплотом христианства, погрязла в распутстве и опорочила учение Христа. Изображая на фреске Марию Магдалину рядом с Иисусом Христом, художник выражал свой протест против авторитета официальной власти. К такому выводу сеньора Хациел пришла после тщательного изучения рабочих записей Леонардо. В них он остро критикует верховную власть римско-католической церкви, осуждает спекуляцию фальшивыми реликвиями и индульгенциями, потворство развратному семейству Борджиа.
Споры подогрел американский писатель Дэн Браун, написав провокационный роман «Код да Винчи». В книге говорится, что Иисус Христос и Мария Магдалина были женаты. После его казни она вынуждена была вместе с ребёнком покинуть Иудею. Документы с этой информацией якобы хранились многие века в архивах некоего тайного общества Иллюминатов, в чьи ряды в своё время входил и Леонардо да Винчи. Именно на эти отношения и намекал Леонардо, рисуя персонаж по правую руку от Христа.
Автор скандального "Кода да Винчи" Дэн Браун. Фото ws-files.ru
Исследователь Маргарет Старберд считает, что по древним иудейским обычаям вытирать ноги мужчине своими волосами могла только его жена. Но те, кто позже трактовали евангельские тексты, не были знакомы с иудейскими обрядами и не понимали полного смысла написанных слов. Грешной или нечистой Марию называли потому, что она, будучи беременной, не должна была показываться мужу на глаза, а она повсюду ходила вместе с ним. По иудейскому обычаю, именно вдова обязана посетить могилу мужа на третий день после его смерти, что и сделала Мария Магдалина.
Старберд в своих исследованиях пришла к выводу, что Мария с ребёнком бежала в Галлию, на юго-запад нынешней Франции, и жила там до 63 года н.э. Её могила якобы находится возле городка Сент-Бом. Ребёнок Иисуса и Марии дал начало роду французской королевской династии Меровингов.
Пастор пресвитерианской церкви Вильям Филипс в 1970 г. написал книгу «Был ли Иисус женат», в которой выражает твёрдую уверенность, что был. Свою убеждённость он обосновывает тем, что в иудейской общине того времени мужчина не имел права не продолжать свой род. Его бы просто не признали достойным членом иудейской общины.
Российский искусствовед Инна Вельчинская считает, что на основании сходства персонажей двух картин нельзя утверждать, что на обеих изображён один и тот же человек. С работами да Винчи такое случается не впервые, например мнение некоторых, что знаменитая Джоконда и автопортрет Леонардо – тоже одно лицо.
Теперь "Тайную вечерю" можно изучать и в Интернете. Фото italynews.ru
Международный эксперт Георгий Санитов, наоборот, считает Викторию Хациел весьма авторитетным учёным, мнение которого нельзя игнорировать. Никто ведь не отрицает, что у апостола Иоанна слишком уж женственные черты лица, которые впоследствии брались многими художниками в качестве прообраза к изображению Мадонн.
Священник московской католической церкви святого Людовика отец Игорь весьма снисходительно относится к тому, что кто-то желает усмотреть в изображении апостола Иоанна женский образ. Он считает, что художник мог изображать всё, что ему вздумается, но на основании одной его картины не стоит опровергать общепринятые евангельские догмы, существующие уже две тысячи лет.
Возникает закономерный вопрос: если рядом с Иисусом Мария, то где же тогда на фреске изображён Иоанн? Некоторые искусствоведы предполагают, что художник спрятал его за спиной Иуды и вложил в его ладонь кинжал. Этим он хотел подчеркнуть, что измена не останется безнаказанной.
Источник: портал "Италия по-русски"
Re: Тайная вечеря - шедевр Леонардо
чт, 01/07/2010 - 13:28 — MartinaF0До фрески пока не дошла тоже. Книжку упомянутую, конечно, читала. Могу поверить , что это и есть Мария Магдалена. После смерти Иисуса она должна была стать его преемницей..Но уже полным ходом шло уничижение роли женщины в истории и церковь первая приложила к этому руку.
Re: Тайная вечеря - шедевр Леонардо
чт, 01/07/2010 - 09:34 — Priya0Для желающих рассмотреть фреску поближе: http://www.haltadefinizione.com/magnifier.jsp?idopera=1
Разрешение изображения составляет 16 млрд пикселей, т.е. его качество в 1600 раз лучше, чем у изображения, получаемого обычной цифровой камерой (10 млн пикселей). Высокое разрешение позволяет любителям искусства рассмотреть детали этой фрески XV века так, словно они находятся в нескольких сантиметрах от нее.
Re: Тайная вечеря - шедевр Леонардо
чт, 01/07/2010 - 09:07 — mimmina0В последние годы туда было очень трудно попасть... сейчас ситуация немного изменилась и появилось больше возможностей
Re: Тайная вечеря - шедевр Леонардо
чт, 01/07/2010 - 08:18 — Маришель0несколько раз была в Милане, а до туда ещё не дошла... каюсь. Мне бы только посмотреть...