Booking.com

"Опус Деи" против "Кода да Винчи". Обобщение

Разместить рекламу на «Италия по-русски»

Национальные и религиозные проблемы всегда находили отражение в искусстве. В современном мире они не только дают тему для размышлений творческим людям, но и вызывают серьезные противоречия и конфликты.

Фильм по мотивам книги "Код да Винчи" Дэна Брауна выйдет на экраны только в мае, но уже сейчас вокруг него создан изрядный ажиотаж: по стечению обстоятельств, съемки фильма совпадали с волной религиозных скандалов в Европе. Теперь в числе "оскорбленных" - католическая Церковь.

Основное, в чем обвиняют Дэна Брауна – неосведомленность. По мнению историков, специалистов и исследователей религии, писатель манипулирует событиями и фактами, выдавая их за действительные, о чем, впрочем, и сам пишет в предисловии: "В книге представлены точные описания произведений искусства, архитектуры, документов и тайных ритуалов".

Главные претензии предъявляются даже не к главной сюжетной линии – тому, что Иисус Христос, по версии Брауна, был женат на Марии Магдалине и оставил потомство на земле. "Оценить картину на предмет целесообразности ее показа несовершеннолетним было бы нетрудно с самого начала, - заявил официальный представитель конгрегации. - Если взрослый способен отличить реальность от вымысла, с помощью которого авторы фильма манипулируют историей, то сознание ребенка лишено элементов критического восприятия". В связи с этим влиятельнейшая организация "Опус Деи" ("Дело Божие"), персональная Прелатура католической Церкви, в начале января открыто выразила свое несогласие, и настояла, чтобы показ фильма детям был ограничен. Вслед за этим, уже 14 февраля, на своем сайте, "Опус Деи" публикует официальное обращение с призывом к компании "Sony Pictures" "проявить чувствительность и конструктивность".

"Код да Винчи" представляет искажённый облик католической Церкви. В книге Дэна Брауна "Опус Деи" описана как религиозная секта или культ, а она, между тем, является частью Католической Церкви – в этом и состоит основная претензия к писателю. В подтверждение справедливости своих упреков, "Опус Деи" предлагает свой ответ на "Код да Винчи", разбирая и опровергая каждый пункт, связанный с Прелатурой в романе.

Съемки фильма далеко не всегда проходили в тех местах, которые описываются в романе – так, официальные представители Вестминстерского аббатства отказались дать разрешение на проведение съемок внутри здания, выразив таким образом несогласие с описанными в произведении Дэна Брауна фактами. Съемки этой сцены в итоге прошли в Кафедральном соборе имени Линкольна. А вот в Лувр съемочную группу допустили.

В книге действительно есть ряд неувязок – то, что на первый взгляд кажется серьезным исследованием, на поверку оказывается вымыслом. Кроме этого, есть ошибки и фактические – например, путь главного героя от отеля "Ритц" до Лувра описан неверно.

Фильмы и книги в жанре версии уже неоднократно становились причиной недовольств тех или иных религиозных или этнических объединений. Вспомним фильм Мартина Скорсезе "Последнее искушение Христа" – во Франции и Италии во время показа этого фильма поджигали кинотеатры, в России телекомпания НТВ собиралась показать его 26 апреля 1997 года, на Пасху, но после многочисленных протестов и угроз вынуждена была отказаться от этого. "Вы извели русский народ, способствуете уничтожению его генофонда, растлению душ детей и подростков!" - говорили люди, звонившие в студию. Так или иначе поднималась тема межнациональной розни: спора тоже не получалось, звонившие отвечали "дежурными" аргументами: "Вы тут все евреи, а кто не евреи - продались евреям; евреи же, в свою очередь, продали Россию". В итоге фильм так и не был показан.

Предметом разногласий стала и книга Жозе Сарамаго "Евангелие от Иисуса". Но, как сказал сам автор, Нобелевский лауреат, в интервью: "Скандал, раздутый правительством (португальским. – Ред.) правых вокруг книги, только добавил ей популярности. Даже читатели разделились на тех, кто был согласен с тем, чтобы книга подверглась цензуре, и на тех (подавляющее большинство), кто выступил против вмешательства правительства в литературную сферу… Разгоревшаяся десяток лет тому назад полемика вокруг книги все еще жива. Католики считают книгу ужасной. Но, заметьте, умные католики одобрили роман. Он им понравился. Многие из них писали и звонили мне, чтобы высказать свое одобрение". В случае с книгой Сарамаго, религиозный персонаж рассматривается как человек, то есть, несмотря на возможное неодобрение со стороны церкви, автор изначально не претендует на достоверность событий. Это лишь один из возможных взглядов. В случае с Брауном ситуация другая.

Недавно на экранах появилась и еще одна "версия": фильм "Мюнхен" начинается с предупреждения, что он основан на "впечатлениях от реальных событий". Критики, правда, отмечают редкую лояльность режиссера Стивена Спилберга: «Его подход к изложению весьма отстраненный, он ясно фиксирует и подмечает детали, но решение, что есть хорошо и что есть ноу гуд, оставляет за аудиторией. Нет ничего, что можно было бы принять за личную симпатию, или за намек на симпатию или антипатию». Но это мнение российского критика. В Израиле эту картину восприняли весьма неоднозначно: газета "Jerusalem Post" назвала "Мюнхен" запутанным и надоедливым фильмом, "Haaretz" – неряшливым по стилю. Что будет дальше – покажет время, поскольку этот фильм еще обсуждается в прессе и окончательный приговор пока не вынесен.

РИА "Новости" 

Наверх страницы

Отели в Италии