Леонардо да Винчи, Сандро Боттичелли и Рембрандт намеренно добавляли яичный желток в свои краски. Об этом говорится в исследовании, опубликованном в журнале Nature Communications. "Источники скудны, а научные исследования на эту тему никогда ранее не проводились", - сказала автор исследования Офели Ранке из Технологического института Карлсруэ в Германии.
Согласно результатам исследования, мастера эпохи Возрождения и барокко применяли эту уловку, потому что "наши результаты показывают, что даже при небольшом количестве желтка свойства краски меняются в лучшую сторону, и художники знали об этом и пользовались этим". До сих пор считалось, что присутствие таких белков, как яичный желток, является результатом случайного загрязнения. Ранке, обнаружившая следы этого вещества на двух картинах в Пинакотеке в Мюнхене - "Мадонне с гвоздикой" Леонардо и "Оплакивании мертвого Христа" Боттичелли, убеждена, что художники знали о последствиях смешивания яичного желтка с краской, включая, например, лучшую устойчивость к влаге.
Результаты исследования прокомментировала Мария Перла Коломбини, профессор аналитической химии Пизанского университета, по словам которой новые данные не только полезны для реставрации и консервации произведений искусства, но и позволяют лучше понять историю искусства: "Они предлагают нам новый метод для понимания древних живописных техник", - написала она в электронном письме CNN.
© 2023 «Италия по-русски»