Отчет исследовательского центра ассоциации.
Блокирование импорта российского газа имело бы "тяжелые последствия" для экономики Италии. Исследовательский центр Confindustria в своем углубленном исследовании по этому вопросу оценивает, что "любой блок на импорт природного газа из России, основного поставщика Италии в последние годы, может оказать очень сильное влияние на и без того ослабленную итальянскую экономику". Это вызовет острую нехватку объемов газа для промышленности и сферы услуг и дополнительный рост стоимости энергии. Общее воздействие на ВВП Италии в горизонте 2022-2023 годов может быть оценено почти "в -2,0% в среднем в год".
Анализ исследовательского центра Confindustria показывает, что "во втором квартале 2022 года сценарий для Италии остается сложным (после -0,2% ВВП в первом) из-за продолжения конфликта в Украине. Данные за апрель и май подтверждают сочетание роста цен на сырьевые товары, дефицита материалов и высокой неопределенности. Медленное угасание пандемии может поддержать потребление. В целом, однако, тенденция по-прежнему выглядит негативной".
Что касается объемов газа, - отмечают экономисты, - то влияние газовой блокады со стороны России следует оценивать с точки зрения ситуации, которая будет складываться месяц за месяцем, а не с точки зрения совокупного годового потребления.
Сценарий центра "построен на ряде гипотез: ежемесячное потребление на уровне 2021 года; обнуление импорта газа из России (29,1 млн куб. м), а также с перевала Грис (2,2 млн куб. м) с июня 2022 года; различные альтернативные источники поставок, постепенно доступные к следующей зиме (в общей сложности 15,5 млн куб. м), на основе различных соглашений и проектов, которые Италия уже начала осуществлять".
По оценкам исследовательского центра Confindustria, при таком сценарии "дефицит предложения в течение 12 месяцев с апреля 2022 года по март 2023 года составит 14,0 млн. куб. м, или 18,4% итальянского потребления (доля, аналогичная той, что была рассчитана в последнем правительственном документе).
Согласно этой оценке, нехватка газа будет приходиться не полностью на пиковые месяцы потребления (между декабрем 2022 и январем 2023 года, однако, концентрация составляет 40%), но также распределяться на месяцы до и после. Недавно введенные температурные ограничения только для общественных зданий (-1° зимой, +1° летом, исключая частные здания) не сильно улучшают сценарий, поскольку они могут снизить годовое потребление лишь в ограниченной степени.
"Предполагаемая динамика ежемесячного предложения газа с апреля 2022 года по сравнению со спросом в значительной степени зависит от предполагаемого профиля запасов: очень низкая фаза накопления в апреле-октябре, а затем умеренное накопление в период с ноября по март. Эти предположения подразумевают гораздо более высокий уровень использования чистых запасов, чем в предыдущие 12 месяцев (-4,5 ммк, с -1,2), что дополняет низкий уровень предложения. Более того, запасы газа в марте 2022 года (последние имеющиеся данные), как всегда, находятся на самой низкой отметке, учитывая сезонность потребления, но в этом году они даже ниже, чем в 2021 году (0,7 млн куб. м по сравнению с 1,9). Это означает, что уже в декабре 2022 года запасы упадут до скромных уровней: всего 0,8 ммк (7,0 в декабре 2021 года). По этой причине сценарий предусматривает использование части итальянского стратегического резерва газа (3,8 млн. куб. м из 4,5 имеющихся), который существует именно для того, чтобы справляться с такими экстремальными ситуациями".
"Учитывая порядок возможного нормирования, установленный итальянским планом чрезвычайной ситуации с газом (сначала промышленность, затем сфера услуг, затем жилой сектор и, наконец, система здравоохранения), и предполагаемый общий дефицит, промышленность будет лишена необходимого ей газа (т.е. 9,5 млн. куб. м в год, потребляемых до сих пор), в то время как сфера услуг пострадает от сокращения поставок газа на 4,5 млн. куб. м (из 7,8). Даже если предположить, что из-за нехватки газа только в энергоемких секторах произойдет снижение активности (полное или частичное, в зависимости от соотношения "потребление газа/добавленная стоимость"), мы оцениваем потерю добавленной стоимости в промышленности в 9 миллиардов за 12-месячный период, к которой следует добавить потерю в сфере услуг еще на 9 миллиардов. Таким образом, общее воздействие дефицита газа на экономику Италии оценивается в -1,0% ВВП в период с весны 2022 года по зиму 2023 года, что близко к оценке Комиссии ЕС. В оставшиеся 9 месяцев 2023 года, когда могут быть доступны другие альтернативные источники (6 млн. куб. м), дефицит предложения будет меньше и затронет только промышленность, оказывая дополнительное воздействие на ВВП в размере около -0,4%".
"К этому следует добавить воздействие на экономику, которое окажет возможный дальнейший рост цен на энергоносители на международных рынках в результате дефицита газа из России. Мы предполагаем, что это произойдет для газа (более 200 евро/МВтч с июня 2022 года), а также для нефти (почти 150 долларов за баррель). Если смоделировать последствия этих предположений с помощью эконометрической модели, то окажется, что в 2022 году влияние на ВВП будет небольшим (-0,2%), поскольку разница в ценах будет оказывать влияние только во второй половине года. С другой стороны, в 2023 году, когда цены будут вдвое выше базового сценария в течение всего года, влияние на ВВП будет гораздо больше (-2,2%)".
© 2022 «Италия по-русски»