Знаменитый итальянский живописец Караваджо рисовал, используя светлячков. Этой ошеломляющей новостью поделилась Роберта Лапуччи - начальник департамента хранения флорентийского филиала американского Университета SACI (Studio Art Centers International Florence).
Исследование синьоры Лапуччи опубликовано в журнале «Stile arte». Караваджо добавлял в свои краски порошок из дистиллированных, а потом высушенных светлячков. Способ приготовления этого порошка уже был описан в 1558 году: Джован Баттиста делла Порта упоминал его в своем труде «Naturalis Magiae» (Магия природы).
Известно, что Караваджо экспериментировал с изображениями света и трансформировал свою мастерскую в некую оптическую лабораторию. Художник приказал сделать в потолке проем, чтобы наблюдать магический процесс проникновения лучей света в темное пространство. С помощью вогнутого зеркала и двояковыпуклой линзы он направлял потоки света на поверхность полотна, проектируя очертания позируемого объекта. Однако, естественные изменения освещенности моделей в течение дня усложняли работу Мастера, вынуждая решать эту проблему изменчивых проекций.
Караваджо удалось усовершенствовать изображения объемности пространства, также благодаря применению порошка из светлячков. Последние исследования состава краски выявили присутствие в них светоотражающих химических элементов, таких как серебро, мышьяк, магний, сера и йод
Использование этих веществ позволило художнику своевременно фиксировать изображение на полотне, дав возможность работать и в темноте. При подготовке чернового рисунка он использовал специальные белила с порошком из светлячков, чтобы обозначить основные линии композиции, проявляющие свой флуоресцентный эффект в темной комнате. Таким образом, Караваджо удалось нарисовать картины, удивительно похожие на фотографии.
Кириллова Светлана для "Италия по-русски"
© 2008 «Италия по-русски»