Незаметные империи.
Иногда грандиозные события происходят в тишине. Иногда - в доме
напротив, или на соседней улице, или же, как в случае с мастерской
Тирелли - практически в центре Рима, в неприметном доме неподалеку
от набережной. Окна дома выходят в сад, в саду растут апельсиновые
деревья, пытаются просунуть ветки прямо в комнаты. Все стены дома изнутри,
от пола до потолка увешаны рамками с картинами, набросками и эскизами.
На вывеске перед домом значится "Ателье Тирелли" и именно тут шили костюмы
для оскароносных "Смерти в Венеции", "Титаника", для "Имени розы",
"Мулен Руж" - и сотен других фильмов и театральных постановок.
То, что успела выхватить, проходя мимо - наброски театральных костюмов, сделанные Карлом Лагерфельдом.
Крайний слева - манекен семнадцатого века. Тонкие талии и грудь, будто у птицы.
Кабинет, похожий на волшебную шкатулку - каждый сантиметр пространства занят
какой-нибудь диковиной - картины, деревянные куклы в пол-роста,
расписные веера, старинная астролябия и еще десятки вещей, на
рассматривание которых можно потратить недели. На письменном столе
стоит лампа под желтым абажуром, а на спинке стула наброшен вязаный
жилет - словно тот, кто его носил, жив и поныне.
Умберто Тирелли родился в 1928 году, первое место работы - мальчик на
побегушках в магазине тканей в Милане. Потом - ателье Финци,
специализировавшееся на театральных костюмах. Там он познакомился с
режиссером Лукино Висконти, уже известным своим придирчивым подходам
к костюмам - "живые, настоящие, одетые - а не ряженые в старье". Для
знаменитой сцены бала в "Леопарде" они вместе с художником по костюмам
Пьеро Този затянули талию Клаудии Кардинале с 68 см до 53х. Съемки
сцены длились почти месяц, за который от корсета образовались почти
незаживающие раны. То же самое они проделали с Марией Каллас в
"Сомнамбуле" - казалось, так сильно утянутая дива не сможет петь, но
Каллас не повела и бровью.
После удачной работы с костюмами для "Леопарда" Умберто Тирелли в
1964 году открывает собственное ателье, продолжает сотрудничать с
Висконти и Феллини и шьет для оперы. Тогда он же начинает коллекционировать
одежду. Тирелли интересует что угодно - шитые
шелками парадные камзолы и ночные сорочки и чепцы, которые он
выкупает на аукционах и находит на блошиных рынках. Кое- что
отдают друзья и знакомые. Сейчас это одна из самых крупных
коллекций исторического костюма в мире.
С 1990 года, после смерти Тирелли, работу над проектом музея и
управление мастерской принимает его друг Дино Траппетти - и уже с ним
ателье обшивает фильмы "Банды Нью-Йорка", "Английского пациента"
и даже "Гарри Поттера" , не говоря о совершенно фантастических бартоновских
"Чарли и шоколадной фабрике" или еще не вышедшей в прокат "Алисы в
стране чудес".
Пока я рассматриваю фотографии на стенах, одна из пожилых швей
(с сантиметром на шее) невзначай замечает - "рядом с Софи Лорен
вон там - это я. Молодая". Двадцать с лишним лет работы на одном
и том же месте в мастерской. Рассказывает, что почти все швеи - пожилые,
старая гвардия. "Молодые все больше дизайнерят, никто уже не умеет руками шить".
Сейчас здесь дошивают костюмы для оперного диптиха в венецианском Ла Фениче - за 24 дня
закончили и сдали 200 костюмов.
В нижнем, полуподвальном этаже хранятся пуговицы и ткани чуть ли не за весь двадцатый век -
таких уже много лет не делают. Ателье иногда скупает на корню закрывающиеся магазинчики,
отсюда и шерстяные костюмные пятидесятых, шелк семидесятых, смешные пуговицы сороковых
и девяностых. Благодаря этому складу костюмы для фильма, действие которого происходит в
послевоенной Италии - будут не сколько копиями тех лет - но самыми настоящими оригиналами,
потому что и крой, и ткань, и любая мелочь отделки будет полностью соответствовать времени.
Кстати о крое - если речь идет об историческом костюме, то выкройка дотошно переводится с
существующих оригиналов. Вот этот, впереди, например - 1770х годов, а за ним - копия для
театра.
Тщательно переснятые выкройки жилета 1780х годов.
Уходя из мастерской, спрашиваю, можно ли как нибудь добраться до коллекции и складов,
мне обещают помочь и дать возможность поснимать там. Ловлю себя на мысли, что
уходить совершенно не хочется - хочется сидеть под стрекот машинок и слушать истории
этой маленькой империи, занимающей один небольшой дом.
Жалко, времени в этот раз не было. Может, в следующий.
Посмотреть на список фильмов, для которых шили в Тирелли и восхититься.
Взято здесь http://santagloria.livejournal.com/603275.html#cutid1
Re: Незаметные империи. "Ателье ...
пт, 11/12/2009 - 18:43 — Marin-a0Спасибо за репортаж....Завораживает, именно потому, что это все настоящее....Когда люди с любовью делают что-то красивое...- это похоже на волшебство и. кажеться, что ТАК уже не бывает....ан, нет - извольте... Как же это греет душу...) Еще раз - Спасибо!
Re: Незаметные империи. "Ателье ...
пт, 11/12/2009 - 18:18 — jaco0Мне тоже очень понравилось!
Re: Незаметные империи. "Ателье ...
пт, 11/12/2009 - 17:34 — michtata0Репортаж просто удивительный! Спасибо, Олег! 5+!
Re: Незаметные империи. "Ателье ...
пт, 11/12/2009 - 13:43 — Ottobre0Ну просто иллюстрация для одной из страниц Дж.Родари"Чем пахнут ремесла?" ! Люблю такие темы, а когда еще и наглядно , вообще!
Re: Незаметные империи. "Ателье ...
пт, 11/12/2009 - 12:03 — mimmina0Замечательный репортаж! Автору !!!
Очень понравилось, бесподобно все! Я тоже любительница по всяким-разным интересным местам бродить, так сказать искательница окровищ
Re: Незаметные империи. "Ателье ...
чт, 10/12/2009 - 23:28 — Оля710Мне тоже было очень интересно! Я ещё раньше читала, что костюмы для "Титаника" шились с такой точностью, что даже у последнего незаметного статиста, было все как надо!
Re: Незаметные империи. "Ателье ...
чт, 10/12/2009 - 23:17 — Юлькин0Спасибо!Прочитала и посмотрела на одном дыхании!Вот бы и мне попасть,хоть на чуточку ,в такую сокровищницу!Как интересно!
Re: Незаметные империи. "Ателье ...
чт, 10/12/2009 - 23:10 — рябина-6Спасибо ! Очень интересно . Как я люблю такие незаметные места , где перед тобой открывается целая история , стоит только немного приподнять занавес.
Re: Незаметные империи. "Ателье ...
чт, 10/12/2009 - 22:54 — irishkahvo0Спасибо ,Олег ,очень интересно.Можно сказать по моей специальности.