Петроград, 1918 г. Чета революционеров в верхней одежде. Супруга в черной кожанке, ее муж в двубортном шерстяном пальто и фуражке. |
После революции 1917 г. и по окончании Гражданской войны были предприняты многочисленные попытки создания советского стиля в моде. В частности, в 1919 г. в Москве, новой столице Советской России, были созданы мастерские так называемой прозодежды, т.е. одежды для производства и повседневной носки. Что такое советский стиль и как именно должна выглядеть одежда нового советского человека, никто толком не знал.
Основной проект сводился к идее переодевания всего населения страны в униформу, состоящую из жакета и прямой юбки для женщин и брюк и жакета для мужчин. Этот вариант серьезно обсуждался, и в 1921 г. даже была попытка его осуществления, но воплощению его в жизнь помешало то обстоятельство, что на складах не обнаружилось необходимого для переодевания всей страны количества темно-синей ткани.
После 1949 г. в дружественном Китае подобный проект все-таки был воплощен в жизнь, поскольку ничто не могло наглядней продемонстрировать идею всеобщего равенства всех людей - равенства имущественного, социального, интеллектуального и любого другого.
Фотография С.Кузнецова, Москва, 1927 г. Модница эпохи нэпа Галина Ростовцева в коротком летнем платье нового прямого силуэта. |
С какими бы то ни было проявлениями индивидуализма советское правительство вело беспощадную борьбу. Однако во все времена оставались люди, стремившиеся выглядеть и одеваться красиво, и в качестве ориентира этим людям служил Запад. Поэтому кардинальных перемен в азиатскую сторону в этот период все же не произошло. Люди стремились следовать общемировым модным тенденциям, используя для этого доступные им подручные средства.
В послереволюционные годы в России женщины практически не носили длинных волос - короткая стрижка стала символом новой России. Во-первых, это было обусловлено бытовыми трудностями времени, а, во-вторых, соответствовало общей модной тенденции - после окончания Первой мировой войны короткая стрижка навсегда утвердилась как полноправный элемент женского образа.
Поскольку средства для осветления волос стали широко доступны только после 1929 г., а природных блондинок было не слишком много, в моде были брюнетки. Даже натуральные блондинки красились в более темные цвета, используя хну и басму.
Фото М.Сахарова, Москва, 1916 г. Балерина Большого театра и киноактриса Вера Каралли в пальто, стилизованном под военную форму. |
Серьезное влияние в послереволюционные годы имел новый взгляд на сексуальность и вопросы взаимоотношений полов. Советским правительством декларировался классовый подход к сексу, считалось, что секс должен иметь пролетарскую направленность. Характерной для этого времени является "Теория стакана воды", которую проповедовала Александра Коллонтай. Суть этой теории сводилась к тому, что любовь признавалась буржуазным пережитком, а сексуальный контакт между людьми объявлялся простой физиологической потребностью, для осуществления которой требуется не больше оснований, чем для того, чтобы выпить стакан воды.
Другим уникальным явлением, не имевшим аналогов в мире, было общество "Долой стыд", организованное в 1925 г. при содействии Наркома здравоохранения под эгидой доктора Семашко. Целью этого общества была борьба со стыдом, как с буржуазным предрассудком. Члены общества должны были ходить по улице голыми и участвовать в манифестациях под лозунгами "Долой стыд!" и "Стыд - это буржуазный предрассудок". До нас дошли свидетельства иностранцев, оказавшихся в этот период в России и шокированных подобным зрелищем, а также многочисленные кадры фото и кинохроники. Деятельность общества прекратилась естественным путем в связи с наступлением заморозков.
Фото, 1924 г. Сестры Нина и Лена Кроль в домашних платьях, перешитых из рясы священника. |
Главным признаком моды послереволюционных лет и отличием ее от моды царского времени является ее "самодельность". Если дореволюционная мода изготавливалась из хороших материалов, профессиональными портными, с использованием дорогой отделки; то "новая мода" вынуждена была обходиться подручными, порой самыми невероятными, материалами и непрофессиональным изготовлением.
Например, в воспоминаниях известной писательницы того времени Надежды Тэффи можно прочесть о том, из чего женщины шили себе одежду - в ход шли портьеры и занавески, простыни и другое постельное и столовое белье, скатерти и покрывала. Очень популярен был полосатый матрасный тик, как впрочем, и любые другие ткани, использовавшиеся в домашнем обиходе.
Фото. Реклама Ленинградского Торгсина, 1933 г. |
Текстиль стал продаваться в свободной продаже только после 1936 г., к тому моменту, когда весь подручный материал был уже переработан населением, и не по одному разу. До этого момента текстиль нельзя было купить, его, как и многие другие необходимые вещи, можно было только обменять.
С целью изымания у населения последних припрятанных ценностей были открыты так называемые "Торгсины" (Торговые синдикаты), где в обмен исключительно на драгоценные камни, золото, серебро и платину можно было получить различные товары повседневного спроса, такие как текстиль, детскую обувь, женское нижнее белье и т.п.
Re: Советская мода
сб, 20/09/2008 - 09:37 — civetta0Все молодцы, у всех очень интересные статьи и подборки.
Re: Советская мода
пт, 19/09/2008 - 21:44 — рябина-6Re: Советская мода
пт, 19/09/2008 - 21:33 — рябина-6Текст: Вера Папкова
Примечание. При подготовке материала использованы лекции по истории моды Александра Васильева с его любезного разрешения
Первая половина 1980-х гг., эпоха похорон советских вождей, была отмечена тотальным промтоварным дефицитом и общим унылым настроением. С 1985-го года, с началом Перестройки, ситуация изменилась. Появились кооперативы и совместные предприятия, на рынке начали появляться производимые ими товары. В конце 1980-х появились т.н. "челноки", которые стали закупать и привозить товары сначала из недалекого зарубежья, например, Польши, а позднее из Турции и Китая. В начале 1990-х гг. продвинутые "челноки" стали открывать бутики и ездить за товаром уже на Кипр, в Грецию, в Италию или даже во Францию.
Моду 1980-х отличает геометрия силуэта, большие подкладные плечи, тяжелые ткани и пришедший из Японии эффект многослойности одежды. В отличие от приталенного силуэта 1970-х, в 1980-е силуэт становится бесформенным, скрывающим линии фигуры, с талией, часто опущенной на бедра. Мода на широкие подкладные плечи сказалась и на мужском силуэте, который приобрел оттенок ретро 1940-1950-х гг. и стал более мужественным.
Подкладные плечи вернулись в моду с легкой руки французских дизайнеров Клода Монтана и Тьерри Мюглера. В 1980-е гг. подкладными плечиками снабжалась вся одежда вплоть до маек и нижнего белья.
Очень сильно в этот период в моде влияние Японии, которое пришло в СССР с опозданием, только в 1990-е гг. Японская кухня, суши, зеленый чай, японская бытовая техника стали повальным увлечением Запада. На этой волне увлечения Японией стали популярны и японские дизайнеры моды – Йоджи Ямамото, Иссей Мияки, Токио Кумагаи, Реи Кавакубо, Кензо и др. Их мода была совершенно особенной, поскольку ориентировалась на японскую конституцию тела, сильно отличную от европейской – японская женщина некрупна, ей свойственна хрупкость, у нее не бывает большой груди. Благодаря япономании из модного силуэта 1980-х ушли талия, грудь и бедра, актуальными стали небольшие женщины и многослойный силуэт. В моду вошли геометрические линии и резкие цветовые сочетания (черное и белое, черное и розовое…), пришедшие из техники.
Это была эпоха, когда тело пряталось под одеждой, в моде были вещи заведомо больших размеров, т.е. чуточку велики – брюки на сборках, свободные рубахи, очень объемные свитера, объемные пиджаки, огромные пальто.
Огромную роль в 1980-е гг. играет британская мода. Одним из британских канонов красоты того времени был певец Бой Джордж – его макияж напоминал одновременно гейшу и индейца. Идея унисекс является одной из популярнейших в моде, а в СССР приходит с традиционным опозданием. После некоторого перерыва в моду возвращается мини-юбка, на этот раз с заниженной талией. Грим приобретает оттенок вульгарности – большие яркие губы, сильно подведенные глаза, и, как завершение облика, челка перьями и обилие пластиковых украшений. Входит в моду образ сильной, волевой женщины; стиль милитари и заигрывание с национальной историей.
Самым авангардным модельером второй половины 1980-х гг. стал Жан Поль Готье. Именно Готье и Кристиан Лакруа стали теми модельерами, которые вернули женщинам грудь. Самой знаменитой моделью Готье того времени стал корсет для певицы Мадонны, с чашками жесткой конической формы. Это ознаменовало возвращение в моду женского силуэта 1990-х, который пришел на смену бесформенности 1980-х.
В СССР в 1988 г. прошел первый конкурс красоты. Сам по себе он не имел никакого значения, но стал вехой, после которой в Россию пришли западные модельные агентства, началось увлечение русскими манекенщицами.
Re: Советская мода
пт, 19/09/2008 - 21:18 — Валерия ПиффариВ результате из моды уходит надоевший плоский прямоугольный силуэт 1920-х годов. Вновь делается акцент на «женственность»: грудь, талию, бедра. Вновь в моде декольте, но если спереди оно достаточно сдержанное, то сзади спина оголяется фактически полностью. Линия талии поднимается с бедер на свое естественное место.
Женственные формы подчеркиваются шелковыми тканями, плавно струящимися книзу. Юбки удлинняются до и ниже колен. Пестрые цвета сменились темными, а цветовое единство костюма стало достигаться одноцветными акссесуарами (это правило дожило и до наших дней). Ввиду обнищания населения стало уместным сочетать одну деталь костюма с другой и широко пользоваться бижутерией. Зато в вечерней моде богатых дам господствует гламур – блестящие платья, сверкающие стразы, меховые боа и страусиные перья.
Впрочем, модные тенденции 1920-х годов не прошли бесследно. Требования к женскому телу остаются во многом те же: стройность, спортивность, длинноногость, загорелость. Бедра идеала еще узки, а грудь – скромна, хотя теперь их не скрывают, а подчеркивают. Если в 1920-х годах даже пожилая дама хотела выглядеть, как девчонка (помните фильм «Не может быть!»), то в 1930-х наоборот – в цене образ зрелой «бальзаковской» женщины.
Прически заметно удлинняются (до плеч) и тщательно укладываются (чаще всего завиваются волнами). Благодаря голливудским кинодивам идеалом женщины становится голубоглазая блондинка с ярко выраженными скулами. Лоб красавицы 1930-х годов открыт, брови выщипаны и «удивленно приподняты» с помощью подводки. Агрессивный броский грим «а ля вамп» уходит в прошлое. Теперь румяна тщательно размазываются, а губы тонко подводятся карандашом.
Во второй половине 1930-х годов в воздухе запахло порохом, и военные настроения тут же отразились на женском образе. Линия плеч «мужественно» расширяется с помощью накладок-подплечников, а в одежде появляются разные милитаристские детали – накладные карманы, погончики, ремешки... Плюс ко всему Гарбо вводит в моду женственный тип мужского костюма, а Дитрих – брюки, полностью соответствующие мужским.
В то же время в Германии и СССР широкой популярностью пользуется так называемый тирольский или баварский тип одежды: рукава-фонарики, сарафаны в горошек и юбки «солнце-клеш».
С началом Второй мировой войны мода становится предельно аскетичной и экономной. Юбки (не от хорошей жизни, конечно) становятся прямыми и не опускаются ниже колен. Недоступно дорогие чулки просто имитируются – с помощью карандаша прямо на голой ноге рисуется шов.
Шляпки в военный период также приобретают «экономные» миниатюрные формы. Кроме того, суровость быта позволила приличной женщине появлятся на улице вообще без шляпки. Впрочем, и в этой обстановке женщины сумели проявить изобретательность – они обматывают волосы тюрбанами или укладывают валиком в сетку. Прическа 1940-х годов представляет собой кок спереди и хвост-пучок сзади. В моде также крупные локоны «а ля Мальвина».
Как это ни странно на первый взгляд, именно в войну идеальный образ женщины предельно смягчается. Большинство киногероинь того времени (как американская Дина Дурбин или советская Людмила Целиковская) имеют кукольные пухлые черты – наверное, именно за такую наивную беззащитную девочку хотелось сражаться солдатам одной из самых жестоких войн.
Школа жизни
Sapienti sat.
Иммиграция в Италию для граждан всех стран от создателей портала "Италия по-русски"
Re: Советская мода
чт, 18/09/2008 - 05:57 — civetta0Ну вот, благодаря Валерии, получилось у меня вставить нашу русскую Софи Лорен она же Регина Збарская.
Re: Советская мода
чт, 18/09/2008 - 05:53 — civetta0Re: Советская мода
ср, 17/09/2008 - 16:39 — Lana-maza0Можно, немного отступить от советской темы и перейти к новым тенденциям современной моды
Рожи страшные конечно!
А сапожки ну так скажем просто никуда не годятся-не практичные! Но посмотреть очень даже интересно на такие "извращения"
Re: Советская мода
ср, 17/09/2008 - 15:09 — лондей0Можно, немного отступить от советской темы и перейти к новым тенденциям современной моды
Re: Советская мода
ср, 17/09/2008 - 14:40 — mimmina0Как мне шляпки нравятся
Re: Советская мода
ср, 17/09/2008 - 13:31 — Olaf0Re: Советская мода
ср, 17/09/2008 - 13:27 — vika230Re: Советская мода
ср, 17/09/2008 - 13:15 — civetta0Re: Советская мода
ср, 17/09/2008 - 12:38 — Mamma di Teo0вот о советской моде какие-то представления есть... из ваших расказов, фотографий революционеров, до и поствоенных журналов мод бабушки, от пышнейшей юбки мамы с выпусного бала 60-го года.... и замечательных коротеньких перчаток...
а вот понесло меня на просторы инеты поискать.. а что ж носили в Италии в 20-х годах? укажите путь, а?
Re: Советская мода
ср, 17/09/2008 - 12:20 — Валерия ПиффариСамая известная фотомодель 20-х годов- Лиля Брик. Фотограф- А.Родченко
А.Экстер писала: «Вопрос о новой форме одежды стоит на очереди дня. И так как в подавляющем большинстве у нас преобладает трудовой элемент, одежда должна быть приспособлена для трудящихся и для того вида работы, которая в ней производится».
В. Степанова в своем докладе, сделанном в ИНХУКе, изложила новые принципы функционального подхода к проектированию одежды: «В костюме, конструируемом как костюм сегодняшнего дня, выдвигается основной принцип: удобство и целесообразность.
Нет костюма вообще, а есть костюм для какой-нибудь производственной функции. Путь оформления костюма — от задания к его материальному оформлению, от функций, которые должен выполнить костюм как прозодежда, как платье рабочего — к системе его покроя».
Конструктивисты считали моду буржуазным явлением и с революционным максимализмом отрицали преемственность форм костюма.
Функционализм в Советской России существовал как конструктивизм.
Социальная направленность проектов конструктивистов была основным их отличием от западного функционализма, занятого специфически художественными проблемами.
Русские футуристы, из рядов которых и вышли многие будущие конструктивисты, оказались внутренне готовы принять Октябрьский переворот 1917г. — политическая левизна была воспринята представителями художественного авангарда как явление, родственное по духу.
Журнал 1928года
Отсюда
Sapienti sat.
Иммиграция в Италию для граждан всех стран от создателей портала "Италия по-русски"
Re: Советская мода
ср, 17/09/2008 - 10:25 — Валерия ПиффариСоветская мода 1979 года
0
543x700
1
543x700
2
543x700
3
543x700
4
543x700
5
543x700
6
543x700
7
543x700
8
543x700
9
543x700
10
543x700
11
543x700
12
543x700
13
543x791
14
500x614
15 http://basik.ru/
Sapienti sat.
Иммиграция в Италию для граждан всех стран от создателей портала "Италия по-русски"
Re: Советская мода
ср, 17/09/2008 - 10:00 — Ottobre0В годы войны женщины учились мастерить из того, что было под рукой. Многие старые костюмы либо донашивались, либо переделывались. Занавески превращались в платья, мужские пальто в женские, постельное белье в распашонки и т.д
Особенно модным стало вязание. Во время долгих часов, проведенных в бомбоубежищах, распускались старые пуловеры и возникали новые предметы одежды. Именно тогда люди научились ценить добротные и приятные для тела х/б, шерстяные и льняные ткани.
Многие знают В.Мухину-скульптора, но она также с 1933 года стала членом Художественного совета только что основанного Московского Дома моделей.
Н.Ламанова и В.Мухина долгие часы проводили в работе над проектами одежды.
Военизированный силуэт сменил устоявшиеся в моде формы одежды. А ведущим
силуэтом женской одежды конца 50-х стал прямой рубашечный, что имело огромное значение для развития массового производства.
Re: Советская мода
ср, 17/09/2008 - 09:53 — лондей0Мода времен НЭПа
Re: Советская мода
ср, 17/09/2008 - 09:09 — civetta0Re: Советская мода
ср, 17/09/2008 - 07:42 — Augusta0Re: Советская мода
ср, 17/09/2008 - 06:47 — civetta0Унифицирующая идеология, крайне ограниченные возможности знакомства с общемировыми достижениями в искусстве, одним словом, ситуация известная, не без оснований позволяет полагать, что моды как таковой в Союзе не было вовсе. Но данные основательного библиографического исследования позволяют говорить об обратном: модная индустрия в СССР существовала, а благодаря «оттепели» этот факт был открыт и западному миру.
Так в 1959 году состоялся первый диоровский показ в Москве. Однако данное мероприятие явилось скорее исключением из общей политики того времени: мы предпочитали демонстрировать свой уровень развития за границей, нежели пускать в страну кого-либо с Запада. Советская мода напоказ и мода реальная, создаваемая Всесоюзным Институтом ассортимента изделий легкой промышленности для среднестатистических советских граждан - являлись вещами диаметрально противоположными. Искусство - страшная сила, а советскому человеку стремление выделяться не к лицу. На Кузнецком Мосту - мекке советской моды того времени - существовал даже специальный экспериментальный цех, где шили модели исключительно для зарубежных выставок.
Итак, конец 50-ых - СССР представляет последние достижения в науке и искусстве на ярмарке в Лейпциге - западная публика в восторге. Год 1962 - Советская выставка в Париже: нашим моделям аплодируют стоя. В 1963 году проходит еще одна грандиозная выставка - на сей раз в Рио де Жанейро: свыше пятиста тысяч посетителей. К слову, для бразильцев данное шоу вообще явилось настоящим откровением. «Присутствовал на прекрасном показе мод и совершенно очарован» - записал в книге один из первых посетителей выставки.
Однако уже во второй половине 60-ых ситуация несколько меняется. Практически в каждом номере Журнала мод появляются материалы с европейских выставок и показов. Развороты издания изобилуют роскошными фотографиями Международной ассоциации шерсти (London), а также моделями из последних коллекций модных домов Chanel, Christian Dior, Nina Ricci, Yves Saint Lauren. В 1967 году на страницах журнала впервые упоминается французский Vogue и некоторые другие западные фэшн-издания. Меняется и сама мода: если еще три-четыре года назад можно было видеть лишь строгие простые силуэты и неброские детали, то сейчас крой становится более свободным, а детали более интересными. На смену стиля девочки-подростка приходит новый - стиль женщины 30-35 лет - интеллектуальной и спортивной.
Вячеслав Зайцев вводит в моду Х-силуэт, все более широкое признание получают рукава-кимоно, широкие пояса с пряжками и кружево На пике популярности меховая отделка. Легко заметить, что тенденции того периода во многом перекликаются с тенденциями сезона нынешнего, особенно, это, конечно же, касается темы меха, всевозможной отделки кружевом и акцента на талии. Именно такой советская мода открыла седьмое десятилетие века двадцатого. И лишь один нюанс год от года оставался неизменным: имена советских манекенщиц, производивших фурор на западных и отечественных подиумах, по-прежнему оставались в тени. Мила Романовская, Лилиана Баскакова, Румия - Запад буквально сходил с ума от этих образов. «Русским чудом» восхищались именитые французские модельеры, Феллини называл королеву советского подиума Регину Збарскую русской Софи Лорен.
Но на показах никогда не называли их имен. Равно как и никогда не упоминали их на страницах отечественных модных изданий. А принимая во внимание сложную политическую обстановку того времени, многие советские модели не обходились без скандалов. Так однажды Галине Миловской разрешили сняться для американского Vogue. Но один из снимков с той шикарной фотосессии на Красной площади вызвал приступ бешенства у властей: Галя фривольно сидела на камнях спиной к портретам вождей. После очередного инцидента она эмигрировала во Францию. И ее случай вовсе не являлся исключением.
Re: Советская мода
ср, 03/09/2008 - 21:05 — рябина-6Re: Советская мода
ср, 03/09/2008 - 20:08 — Polar-fox0