Booking.com

Славянский обряд «перепекания ребенка»: на лопату - да и в печь

Разместить рекламу на «Италия по-русски»
Изображение пользователя Валерия Пиффари.

«Страшные» места в народных сказках, когда злыдня Баба Яга пытается посадить на лопату и сунуть в печь Терешечку/Ивашечку, на самом деле – отголосок старинного обряда «перепекания ребенка», который, несмотря на свою древность, был очень живуч и в иных местах сохранялся вплоть до XX века, а то и дольше.

Помимо записей этнографов и историков, сохранились и литературные упоминания об этом действе, которое было весьма распространено у наших предков. Например, ему подвергался в детстве Гаврила Романович Державин, по свидетельству В.Ходасевича, оставившего нам жизнеописание классика. Правда, процедурные подробности там не указываются.

Итак, «перепекание ребенка» – древний обряд. В одних местах к нему прибегали в случае рождения недоношенного, хилого младенца, при наличии рахита («собачьей старости»), атрофии и прочих недугов. В других – отправляли в печь всех подряд новорожденных. Зачем? Вот об этом и поговорим.

Считалось, что если ребенок появился на свет раньше времени, если он слаб или болен, то это значит, что «не дозрел» в материнском чреве. А раз так, то нужно довести его до «нужной кондиции» с тем, чтобы он не только выжил, но и обрел необходимые жизненные силы.

Печь, как уже упоминалось, в традиции древних славян представляла собой своего рода отражение вселенной как триединого мира: небесного, земного и загробного, равно как и место общения с предками. Поэтому к ее помощи обращались, чтобы спасти недужное дитя.

При этом уподобляли рождение ребенка выпечке хлеба, а потому в классическом варианте «перепекания» младенца предварительно обмазывали ржаным (и только ржаным) тестом, оставляя свободными от него только рот и ноздри. Тесто, к слову сказать, тоже было не простое, а на воде, принесенной на рассвете из трех колодцев, желательно – бабкой-знахаркой.

Обмазанное тестом дитятко укладывали на хлебную лопату, привязывали к ней и трижды отправляли на короткое время в теплую (не горячую!) печь, в которой нет огня. В одних местах это поручалось бабушке-повитухе, в других – самой матери, в третьих – самой старой женщине в селении.

Никогда перепекание не проводилось в одиночку и всегда сопровождалось особыми речами. Но если бабушке-повитухе (при которой состояла помощница, чтобы снять ребенка с лопаты), достаточно было побормотать что-нибудь вроде: «Припекись, припекись, собачья старость», то в других случаях предполагался обязательный диалог участниц процесса.


Обряд перепекания ребёнка
(Вельский муниципальный краеведческий музей,
www.nationalcard.ru)

Смысл его заключался не только в произносимых словах-иносказаниях, но и поддерживал ритм, в котором надо было отправлять и возвращать из печи ребенка, чтобы он не задохнулся. Например, если по ритуалу полагалось действовать лопатой матери, то у дверей могла стоять свекровь.

Входя в дом, она спрашивала: «Что ты делаешь»? Невестка отвечала: «Хлеб пеку» и с этими словами двигала лопату в печь. Свекровь говорила: «Ну, пеки, пеки, да не перепеки» и выходила за дверь, а родительница доставала лопату из печи. Аналогичный диалог мог происходить с женщиной, которая, трижды обойдя избу по ходу солнца, вставала под окно и проводила ту же беседу. Кстати, иногда под окном вставала мать, а у печки орудовала знахарка.

* * *


Русских печек становится все меньше. Детская смертность, что ни говори, гораздо ниже, чем в стародавние времена. Младенцев в наши дни не перепекают (разве что кладут в инкубатор). Зачем же вспоминать «старину седую»? А помните, как в сказке гуси-лебеди прекратили погоню за детьми только после того, как те забрались в печку?

 

Печка может быть условной… Ведь сам процесс перепекания был не только медицинской процедурой, но и в не меньшей степени – символической.

Школа жизни

Изображение пользователя shelolga.

Re: Славянский обряд «перепекания ребенка»: на лопату - да и ...

Valeria пишет:

Вам не кажется, что наши предки владели лучшими технологиями, чем мы? А мы это все утратили и были наказаны

В Италии в магазине детских товаров предлагается овечья шкура для заворачивания младенцев, точнее, чтоб класть под ребенка, по каталогу, дорого!

Pelle intiera per la culla

Clicca per chiudere la finestra

Descrizione:
I genitori accorti sanno che una vera pelle di pecora è il più bel regalo che si possa fare ad un bebè in quanto dona al neonato calore e protezione favorendo così il suo sano sviluppo. Può mettere quindi il suo bebè dal 1° giorno di vita sulla pelle di pecora sana e naturale.

Изображение пользователя MartinaF.

Re: Славянский обряд «перепекания ребенка»: на лопату - да и ...

У меня в семье в войну ,таким образом "перепекания" ,спасли  тетю(она родилась 7-месячной)..Помню бабушка рассказывала мне, а  я представить это не могла, как это

Изображение пользователя Basilio.
VIP-участник

Re: Славянский обряд «перепекания ребенка»: на лопату - да и ...

У них не было интернета

Valeria пишет:

Вам не кажется, что наши предки владели лучшими технологиями, чем мы? А мы это все утратили и были наказаны

basilio

Изображение пользователя Валерия Пиффари.
VIP-участник

Re: Славянский обряд «перепекания ребенка»: на лопату - да и ...

Tais_ пишет:

А еще Баба Яга живет в единении с природой - в лесу - в странной умной автоматизированной избушке, которая выполняет голосовые команды, умеет разговаривать с животными, на блюдечке с яблочком наблюдать в реальном времени  дальние края, варить разные волшебные варева, летать в ступе с вертушкой (летит в ступе и помелом погоняет), пользуется жпс навигатором (иди за клубочком, он тебя выведет, куда тебе нужно), обладает разными фишками (шапка-невидимка и сапоги-скороходы).

Кажется, я еще что-то забыла.

Вам не кажется, что наши предки владели лучшими технологиями, чем мы? А мы это все утратили и были наказаны

Изображение пользователя Оля71.
Почетный участник

Re: Славянский обряд «перепекания ребенка»: на лопату - да и ...

Ainur пишет:

Практически все наши языческие корни были вырублены такими вот сравнениями. Хотелось, что-бы археологи и всякие там ученые побольше изучали нашу языческую культуру. Боюсь, что полностью возродить её очень сложно, но благо есть люди, которые организовывают различные Родоверные общины в России и за её пределами, но их, опять-же, легко обвинить в сектантстве и эту грань контролировать и понять (лично мне) сложно.

Именно из-за потери знаний, простой обыватель часто не в силах распознать волка в овечьей шкуре. Поэтому процветают махровым цветом всякие секты.

Изображение пользователя Оля71.
Почетный участник

Re: Славянский обряд «перепекания ребенка»: на лопату - да и ...

Ну надо же, оказывается, и здесь в сказке правда! Очень интересно :) Эх, меня бы младенцем в печь, выросла бы здоровенькой, богатыршей, Василисой Микулишной :))

 

Изображение пользователя Tais_.

Re: Славянский обряд «перепекания ребенка»: на лопату - да и ...

Valeria пишет:

«Страшные» места в народных сказках, когда злыдня Баба Яга пытается посадить на лопату и сунуть в печь Терешечку/Ивашечку, на самом деле – отголосок старинного обряда «перепекания ребенка»

А еще Баба Яга живет в единении с природой - в лесу - в странной умной автоматизированной избушке, которая выполняет голосовые команды, умеет разговаривать с животными, на блюдечке с яблочком наблюдать в реальном времени  дальние края, варить разные волшебные варева, летать в ступе с вертушкой (летит в ступе и помелом погоняет), пользуется жпс навигатором (иди за клубочком, он тебя выведет, куда тебе нужно), обладает разными фишками (шапка-невидимка и сапоги-скороходы).

Кажется, я еще что-то забыла.

Изображение пользователя Антон Гросс.
VIP-участник

Re: Славянский обряд «перепекания ребенка»: на лопату - да и ...

Практически все наши языческие корни были вырублены такими вот сравнениями. Хотелось, что-бы археологи и всякие там ученые побольше изучали нашу языческую культуру. Боюсь, что полностью возродить её очень сложно, но благо есть люди, которые организовывают различные Родоверные общины в России и за её пределами, но их, опять-же, легко обвинить в сектантстве и эту грань контролировать и понять (лично мне) сложно.

Изображение пользователя Fayruza.

Re: Славянский обряд «перепекания ребенка»: на лопату - да и ...

Я в такое верю, т.к. это проверено временем и не зря все это делалось. Неизвестно, скольким детям подобное спасло жизнь. Моя бабушка - коммунистка и значимый человек в деревне, всегда верила в бога и совершала мусульманские обряды, меня не приучала, но когда ей самой нельзя было ни с кем делиться , она брала меня в подружки, т.к. я ничего не понимала и не расскажу никому . Все таки есть на свете высшие силы,и они помогают (я не говорю про бога в разных религиях). Надо во что то верить!

Изображение пользователя Валерия Пиффари.
VIP-участник

Re: Славянский обряд «перепекания ребенка»: на лопату - да и ...

Для меня тоже в полной мере годно это утверждение. Я вообще увлечена всем языческим и славянским. Очень хотелось бы вернуть утраченное и сохранить не забытое.

Изображение пользователя Nailya.

Re: Славянский обряд «перепекания ребенка»: на лопату - да и ...

Ну, Лера, ну и откопала информацию Мне очень интересно, т.к. я увлекаюсь сказками с юности, воспринимая их как иносказательное, реальное знание. И вот, опять получила тому подтверждение

Всё пройдёт. Человек, не отпустивший своего прошлого, не увидит будущего....

Настройки просмотра комментариев

Выберите нужный метод показа комментариев и нажмите "Сохранить установки".
Наверх страницы

Отели в Италии