Выйдя из гостиницы погулять, я тут же наткнулась на памятник Максимилиану Габсбургскому, на постаменте которого с изумлением прочла, что он был императором Мексики, но тут же сообразила, что он чем-то заслужил благодарность триестян.
Вечером того же дня дети повезли нас в противоположную от Муджи сторону к замку Мирамаре, построенному по его заказу, где с историей этого несчастного императора я познакомилась поближе.
Фердинанд Максимилиан Иосиф Габсбургский, младший брат Франца Иосифа, военную службу проходил во флоте, увлекся им, в 1854 году в возрасте 22 лет стал главнокомандующим австрийского флота, провел целый ряд реформ и организовал военно-морские базы в Триесте и Хорватской Пуле. По его инициативе в 1857—1859 годах была организована научная экспедиция, в ходе которой фрегат «Новара» стал первым австрийским кораблём, совершившим кругосветное путешествие.
В Триесте Максимилиан бывал неоднократно, и, увидев выдающийся в море скалистый мыс Гриньяно, распорядился построить здесь замок, соответствующий сану эрцгерцога. Проект был осуществлен в 1856-1860 годах архитектором Карлом Юнкером, и Максимилиан с молодой женой Шарлоттой Бельгийской переезжают сюда, не дожидаясь окончания обустройства интерьеров (мастера Франц и Юлиус Хофманы).
Оставив машину на стоянке, мы направляемся к замку.
Глазеем на отвесные склоны.
Входим в ворота парка, окружающего замок и идем по аллее.
Справа море, а в дымке угадываются очертания трех полуостровов: ближний принадлежит Италии, средний - Словении, и почти неразличимый на этом снимке третий принадлежит Хорватии.
Неожиданно перед нами возникает белоснежный замок. Это Мирамаре - "Моментально Смотрящий в море".
Праздничное впечатление от прекрасного замка я омрачу вам рассказом о его истории, каковая, как водится, изобилует противоречиями в передаче разных источников.
Одни утверждают, что замок был построен для любимой невесты и жены как любовное гнездышко, защищенное от подводных камней жизни и в достаточной мере удаленное от Вены и дворцовых интриг. Узнав же о гибели любимого супруга (1867), Шарлотта потеряла рассудок. Некоторые сторонники любовной версии спешат дополнить, что она повредилась в уме, узнав об измене Максимилиана с индианкой.
Другие - что жестокий и ревнивый эрцгерцог и вице-король держал юную жену в этом замке взаперти, от чего ее психика не выдержала и она лишилась рассудка еще до его гибели, не узнав о ней (он был расстрелян в Мексике).
Третьи описывают, как Шарлотта, будучи с мужем в Мексике и узнав о его намерении отречься от мексиканского престола (дела австрийцев в Мексике складывались катастрофическим образом), вызвалась поехать с дипломатической миссией к Наполеону III и Папе. Переговоры окончились неудачно, это отразилось на ее психике и она сошла с ума (http://stankobiznes.ru/avs/persona.htm).
Четвертые саркастически указывают на ее в Мексике близкую связь с французским офицером, из-за чего Максимилиан отправляет ее обратно в Европу, но она помешалась сразу по высадке в Мирамаре, где будто бы провела остаток своих дней (дней было много, она пережила мужа на 60 лет) абсолютно взаперти, до 1927 года. Сообщается, что тут у нее родился ребенок, которого у нее забрали, отвезли в Бельгию и больше она никогда его не видела.
Наконец, блогер vikond65 отмечает черты вырождения на лицах обоих супругов, объясняющегося многочисленными родственными браками внутри королевских династий, и делает вывод о разном влиянии вырождения на них: у одного импотенция, у другой помешательство.
1857 год
Император Мексики Максимилиан. Императрица Мексики Шарлотта. 1864 год
Историю Максимилиана в Мексике увлекательно и с картинками рассказывает вышеупомянутый блогер в статье под названием "Куда вас, сударь, к черту занесло?": http://vikond65.livejournal.com/171287.html
Хорошо, что мы ничего этого не знали и беспечно наслаждались архитектурой и интерьерами здания. Нас только предупредили, что император был бездетный и мечтал о наследнике; узнав, что ананас - символ плодородия, он повелел в декоре где только возможно использовать изображение ананаса. Я несколько зациклилась на этом и старательно искала ананасы везде. Кроме ананасов, в интерьере первого этажа использована морская символика: во-первых, деревянная обшивка, как в корабельных каютах, во-вторых, якоря.
Интерьер совершенно роскошный. Мебель, оформление стен, вазы, картины...
Деталь интерьера. Ананасы, якоря, деревянная обшивка.
Обивка из материи: якоря, ананасы, короны, птицы, растения, гирлянды.
Фрагмент двери. Ананас.
Фрагмент обшивки. Ананас, якорь, корона.
Дверь. Вверху справа - ананас.
Перила лестницы. В центре - ананас.
Площадка второго этажа, взгляд вверх.
Перила площадки второго этажа. Найди кота ананас.
Три японские вазы без ананасов. "Ну нет у нас ананасов"!
Сердце у меня замирает от красоты, когда я вижу такие вазы. Вероятно, я очень люблю посуду. Больше, чем мебель.
Потолки второго этажа.
Простенький, незатейливый сундучок. Тут еще два кресла по бокам.
Очень необычный потолок. Впоследствии я видела такие в Италии.
Фрагмент инкрустации столика
Не менее красивы, чем интерьер, виды на море из окон замка.
В замке достигнута возможность выполнения рекомендации Салернского кодекса здоровья: "поутру обрати свой взор на горы, а вечером на море". Жаль, что ни Максимилиану, ни Шарлотте это не помогло.
Выйдя из замка, мы обошли его вокруг. Замок "в полный рост".
Вид в сторону Триеста
Вокруг замка Мирамаре располагается огромный парк то ли на 22, то ли на 30 гектарах. Пишут, что Максимилиан собственноручно привозил для него растения со всего света. Однако никакого впечатления на меня этот парк не произвел. Я ведь обожаю деревья, вы знаете. Пастернака не читал, но осуждаю По парку мы прошли немного, весь не обошли, так что, возможно, там есть красивые уголки. Просто я сравниваю с санаторием Фороса, Ботаническим парком в Паланге, Павловским парком, Екатерининским и Александровским парком в Царском Селе. Пару более удачных кадров, однако, выставляю.
Была жара, лучше там гулять осенью или весной, когда цветет глициния. Глицинией увита вся полукруглая площадка двора. Вот она.
В завершение прогулки расскажу еще об одной легенде замка. Вследствие того, что жившая в замке Шарлотта потеряла рассудок, Максимилиан был расстрелян в далекой Америке, а затем живший в замке герцог Амедео из Аосты погиб в плену у англичан, родилось поверье, что всех обитателей замка ждет насильственная смерть на чужбине. Так случилось с немецким генералом Фридрихом Райнером, который жил в замке во время Второй мировой войны: он был застрелен партизанами. Поверье было настолько хорошо известно, что некий американский генерал при переговорах союзников во время своего пребывания в замке предпочел ночевать завернутый в занавеску в фойе замка, а не пройдя во внутренние покои.
Снова повторю: как хорошо, что мы всего этого не знали! Праздничный, белоснежный замок в необыкновенно живописном месте на высоком берегу лазурного моря! Сказка, неповторимая сказка. Полюбуйтесь вместе со мной чистотой морской воды.