Самые крупные торжества в Италии не обходятся без яркого небесного шоу в исполнении национальной пилотажной группы Frecce Tricolori («Трёхцветные стрелы»). Пожалуй, она исполняет самые красочные самолётные трюки в мире.
«Трёхцветные стрелы» — сравнительно многочисленная пилотажная группа. В её состав входят десять пилотов, выступающих на модифицированных лёгких учебно-тренировочных самолётах Alenia Aermacchi MB-339A — MB-339PAN. Для исполнения некоторых номеров к основному составу присоединяется дополнительный, 11-й, участник.
В типичном выступлении Frecce Tricolori участники шоу выполняют фигуры высшего пилотажа и другие зрелищные трюки на максимально близком друг от друга расстоянии. Чаще всего фигурируют единая группа, две группы по пять самолётов, а также группа из девяти самолётов и один «солист». Многие элементы сопровождаются испусканием цветного дыма: белого или зелёного, белого и красного — цветов национального флага Италии.
Предыстория
Школа высшего пилотажа появилась в Италии в 1930 году, её участники тренировались и выступали на пяти самолётах Fiat CR20. Впоследствии техническая база подразделения несколько раз модернизировалась, пока не началась Вторая мировая война, повлёкшая неизбежное расформирование. После войны участники вновь объединились, однако официально эта группа не имела статуса пилотажной. Пилоты 51º Stormo имели в своём распоряжении американские P-51D Mustang и британские Spitfire Mk.IX, на которых и состоялось первое выступление в сентябре 1947 года. Последовав примеру своих коллег, несколько других пилотов организовали 5° Stormo также на основе Спитфайров.
В 1950-м четверо лётчиков 4-й эскадрильи объединились в пилотажную группу Cavallino Rampante («Скачущий жеребец») и через два года дебютировали в Бельгии на параде войск НАТО. Фигуры высшего пилотажа они выполняли на D.H.100 Vampire. Параллельно из 5-й дивизии развивалась группа Guizzo («Зигзаг») на довольно массивных F-84G Thunderjet. Этот коллектив весьма успешно «гастролировал» по Европе, а в 1955 году о нём даже сняли фильм, после чего эскадрилья сменила название на более звучное Getti Tonanti. Группа выступала до 1956 года, когда на смену ей пришли «Белые тигры» (Tigri Bianche) из 51-й эскадрильи всё на тех же Тандерджетах.
Самолёты группы Cavallino Rampante
«Тигры» всего за год добились отличных результатов, после чего уступили место возрождённой группе Cavallino Rampante на новых F-86E Sabre. Именно она в 1957 году опробовала в работе инновационную установку, которая испускала клубы белого дыма во время полёта. Этот прибор позволил итальянцам значительно повысить зрелищность воздушных трюков.
Также в 1957 году страна впервые увидела «Красных дьяволов» (Diavoli Rossi) и «Чёрных уланов» (Lanceri Neri). Первые вышли из числа 6° Stormo и летали на американских F-84F Thunderstreak, вторые были воспитанниками 2-й авиабригады и демонстрировали на своих F-86E удивительно отточенное мастерство. В 1959 году была вновь собрана группа Getti Tonanti для тренировок на F-84F. В 1960 году именно они в обновлённой раскраске с пятью олимпийскими кольцами приняли участие в олимпийских торжествах в итальянской столице.
История группы
Официальное название Frecce Tricolori — 313° Gruppo Addestramento Acrobatico (313-я пилотажно-тренировочная группа). Датой её основания числится 1 марта 1961 года. Команда базируется в северо-восточной части страны на военно-воздушной базе Риволто в Удине (регион Фриули-Венеция-Джулия). Единая группа заменила разрозненные коллективы, которые выступали на авиационных шоу, начиная с 1930 года. В состав «Стрел» вошли пилоты, до этого входившие в состав таких известных формирований, как «Красные дьяволы» и «Белые тигры». Дивизию оснастили шестью реактивными истребителями CL-13 Sabre из 4-й авиабригады, которые наиболее подходили для воздушной акробатики.
Первоначально самолёты были окрашены в тёмно-синий цвет с тремя полосами итальянского флага на фюзеляже, а также чёрной стрелой на фоне большого небесно-голубого ромба. Позже эмблема была заменена на три стрелы-самолёта зелёного, белого и красного цветов. Надписи на фюзеляже выполнялись золотисто-жёлтыми буквами, а название Frecce Tricolori было продублировано белыми буквами на киле.
Большие перемены команде принёс 1963 год, когда она получила в своё распоряжение первый из двадцати лёгких истребителей Fiat G.91, оборудованных для тренировочных полётов и выполнения фигур высшего пилотажа. Версия G.91-PAN включала дымогенератор, питающийся от подкрыльных баков, и противовесы, установленные вместо бортового вооружения. Таким образом пилоты получили возможность дополнить свои трюки такой эффектной деталью, как цветной дым. Несколько позже именно дымовая завеса в виде итальянского флага стала визитной карточкой «Трёхцветных стрел», которая прославила их на весь мир. Стоит отметить, что в основе ярких клубов дыма лежит диспергированное вазелиновое масло и экологически безвредные красители.
Кроме перечисленных преимуществ стоит отметить, что впервые со времени окончания Второй мировой войны итальянские лётчики-виртуозы стали работать с машинами, разработанными и произведёнными в их стране. Благодаря обновлённому самолётному парку Frecce Tricolori смогли создать ряд новых программ с выполнением сложных фигур как на большой, так и на малой высотах, которые поставили их на одну ступень с величайшими пилотажными группами.
В 1982 году произошла очередная модернизация: на смену устаревшим G.91-PAN пришли учебно-тренировочные штурмовики MB-339PAN. Эти лёгкие и проворные самолёты позволили команде ещё более усложнить полётную программу и выйти с ней на уровень международных авиасалонов. В частности, MB-339PAN — единственный в мире реактивный самолёт, которому по силам такой опасный элемент, как «Абракадабра» (Lomcevak), в ходе которого происходят вращения самолёта во всех трёх плоскостях.
Позывные и роли
Позывным пилотов Frecce Tricolori является «Пони» (Pony), к которому добавляется порядковый номер — позиция в команде. Pony 10 выполняет роль солиста, на его плечи ложатся одиночные трюки, он чаще других во время выполнения бывает «оторванным от коллектива». Pony 0 — командир группы. Он руководит процессом с земли, обеспечивает контроль безопасности, проводит технические проверки и никогда не поднимается в воздух.
Лидер эскадрильи — Pony 1 — управляет командой в воздухе. Он определяет ключевые моменты выполнения элементов, даёт сигналы к разделению и объединению группы, опираясь на позицию Pony 6 — первого опорного пилота, который летит в центре группы и служит точкой отсчёта скоростей и расстояний.
Солист (Pony 10) демонстрирует самые сложные трюки, которые невозможно выполнить в группе. Он имеет собственную независимую траекторию, и особое внимание в его программе уделено техническим элементам с высокой нагрузкой на самолёт. К каждому шоу самолётный парк готовят 70 инженеров-офицеров, они же следят за состоянием техники в процессе выступления и после него. Всего в «репертуаре» эскадрильи 18 командных фигур, включая бочку с 4-мя фиксациями и петлю в построении треугольником.
Тайны и катастрофы
Высший пилотаж — занятие в высшей мере опасное. Ошибаются люди, подводит техника... За всё время существования Frecce Tricolori погибли 16 участников команды, большинство трагедий произошло во время тренировок.
Конечно, самой чёрной страницей в истории группы стало 28 августа 1988 года. Из-за столкновения в воздухе сразу трёх самолётов они развалились и загорелись, один из самолётов рухнул на толпу зрителей. Погибли трое пилотов и 67 зрителей, более 300 человек были ранены. Тогда возникло несколько версий о причинах произошедшего. Самая скандальная из них опиралась на тот факт, что двое из троих погибших пилотов через несколько дней должны были давать показания по громкому делу о катастрофе на Устике. Таким образом, высказывалось сомнение в случайности произошедшего.
Программа выступлений в 2013 году
В нынешнем году «Трёхцветные стрелы» открыли полётный сезон 5 мая выступлением на воздушном шоу Falconara в Анконе. 26 мая группа отправилась во французский Салон-де-Прованс, а 14 июня приняла участие в Дне открытых дверей на голландской авиабазе RNLAF Volkel.
В этом месяце запланирован также визит в Цельтвег (Австрия) 28–29 числа, а 3 и 4 августа Frecce Tricolori будут демонстрировать своё мастерство в венгерском небе над Кечкеметом. Центральное событие года — выступление на крупнейшем в мире военном авиасалоне Royal International Air Tattoo, который состоится 20 и 21 июля на базе ВВС Fairford в Англии.
Последним пунктом в расписании на 2013 год значится Рим. Здесь 4 ноября будет широко праздноваться День Национального единства и вооружённых сил (Giornata Unità Nazionale e delle Forze Armate) страны. Эта дата знаменует также присоединение к Италии регионов Трентино-Альто-Адидже и Фриули-Венеция-Джулия, а также окончание Первой мировой войны.