Горный воздух, виды на Маттерхорн, 360 километров трасс, ледяной отель и обсерватория
15 ФОТОСМОТРЕТЬ ФОТОГАЛЕРЕЮ
Долину Церматт (Zermatt) в Пеннинских Альпах окружают самые высокие в Швейцарии горы, почти все – четырехтысячники: пик Дюфур, Вайсхорн, Дом и, конечно, Маттерхорн – символ благословенного края. Высокогорный маршрут ведет отсюда во французский Шамони, сразу за перевалом – итальянская Брей-Червиния.
Церматт – место дорогое даже по швейцарским меркам. И отдых здесь на достойном уровне: отели и шале класса люкс, рестораны с высокой кухней и трассы всех уровней сложности.
История
Деревушка Церматт появилась благодаря восхождению на Маттерхорн. В июле 1865 года отряд из семи человек во главе с англичанином Эдуардом Уимпером поднялся на последнюю из непокоренных альпийских вершин. Четверо участников экспедиции погибли, и в газетах поднялась шумиха. Так мир узнал о существовании Церматта. Сегодня здесь постоянно проживает чуть меньше шести тысяч человек; туристов же в разгар сезона бывает в несколько раз больше.
Во всех подробностях историю основания курорта поведают в Музее Маттерхорна (Matterhorn Museum). Кроме артефактов из экспедиции, здесь хранится каменный топор времен неолита и один из двух камней с вершины горы – их в 1993 году брал с собой в космос первый швейцарский астронавт Клод Николье (второй камень по возвращении на Землю вернули на место). Вход в музей по форме напоминает пик Маттерхорна.
Чистый горный воздух
В Церматте под запретом двигатели внутреннего сгорания. Поэтому добираться сюда нужно на поезде: из Женевы, Цюриха или Базеля с пересадкой в Фиспе. Если вы путешествуете на машине, придется оставить ее на парковке в близлежащем поселке Тэш и тоже пересесть на поезд или на такси.
Церматт крайне мал, до любой его точки можно дойти пешком – самое большее за полчаса. А ездят здесь на электромобилях, электроавтобусах и запряженных лошадьми повозках. Так в Церматте заботятся об экологии, а заодно и туристах – без фотографии на фоне Маттерхорна, топ-модели среди швейцарских гор, не уезжает никто. Помимо конных экипажей в Церматте непременно нужно прокатиться на зубчатой железной дороге Горнерграт (Gornergrat Bahn) с более чем вековой историей и на самой высокой в Европе канатной дороге «Ледниковый рай Маттерхорна» (Matterhorn Glacier Paradise).
Романтика, раклет и рёшти
Улицы Церматта можно пересчитать по пальцам, зато вершин, хребтов, ледников и склонов не счесть. Зимой общая протяженность трасс составляет 360 километров, самая длинная из них – 25-километровый спуск с одного из ледников Маттерхорна. И это не считая 70 километров маршрутов для пеших прогулок: есть где нагулять аппетит. Обязательные пункты гастрономической программы – приготовленная особым способом жареная картошка, которую здесь называют «рёшти», баранина и раклет и фондю из швейцарского сыра.
Одно из лучших мест для фондю в Церматте – это иглу-бар при отеле Iglu-Dorf Zermatt. Здесь все сделано изо льда, поэтому работает гостиница с декабря по апрель, и к каждый год к сезону ее отстраивают заново. Спят постояльцы в теплых уютных спальниках. Есть, как это ни удивительно, и отапливаемые номера. А в люксе даже установлена джакузи – естественно, с видом на Маттерхорн.
Ужин под звездами и место под солнцем
Как и пристало альпийскому курорту, в Церматте внаем сдаются и самые настоящие швейцарские шале, и апартаменты. Здесь находится один из самых высокогорных отелей в Европе. Главная приманка расположенного на высоте 3100 метро над уровнем моря. Kulmhotel Gornergrat – это обсерватория и планетарий, а если подняться еще чуть выше, попадаешь на смотровую площадку с панорамным видом на горы.
По четвергам с января по март в ресторане при Kulmhotel Gornergrat устраивают «ужин под звездами», а отобедать в национальном стиле можно в ресторане Höfu’s, где рёшти подают во всевозможных вариациях.
В Церматте больше сотни ресторанов – от бистро до заведений с высокой кухней. А еще в городе и его окрестностях любой, кто обладает достаточной суммой на счете, может приобрести себе «место под солнцем», установив в свою честь именную скамейку. Правда, срок договора с муниципалитетом не превышает десяти лет, но никто не запрещает заключить новый.