Когда бродишь по любому итальянскому городу, полезно иногда отрывать нос от карты и путеводителя. Очень часто по пути попадаются объекты, которые по каким-то причинам не были уважены составителями туристических пособий и не включены в оные. Вот и в Вольтерре по дороге к церкви Сан-Франческо мне нежданно-негаданно попалась церковь Сан-Лино.
Если кто-то не понял, то храм на фото находится в центре; да-да, это невзрачное здание с ничем не примечательным фасадом, да еще и непривлекательного цвета. Церковь построена в 1480 году и была изначально монастырской. Монастырь тот (на фото влез в кадр слева) давно упразднен и переделан в 4* отель, а вот храм по-прежнему жив и в размуное время открыт для всех желающих.
По местному преданию церковь Сан-Лино стоит на месте родного дома святого Лина - второго преемника апостола Петра на римской кафедре. От первых пап остались лишь легенды; нам с вами полагается помнить и любить легенды о св.Клименте (http://sibeaster.livejournal.com/44455.html), потому что его разнообразные чудеса происходили в нашем сакральном Крыму. Святой Лин же в Крыму не был, зато в Вольтерре его помнят и чтут. Ну а мы с вами имеем возможность, благодаря св. Лину, увидеть нечастое в Италии явление - храм, расписанный одним-едиснтвенным художником (на самом деле, там есть алтарные образы кисти других живописцев, но я речь веду только о фресках). Художника, расписавшего Сан-Лино, звали Козимо Дадди. О нем даже в итальянской Вики нет статьи, а посему единственное, что я могу вам сообщить, - это год завершения им работы над местными фресками - 1618.
В храме было темно, за 50 центов можно было включить подсветку, что я и сделал дважды. Но подсветка помогла мне более или менее качественно снять только росписи потолка, а вот люнеты я честно позаимствую из Вики.
Люнеты по левой стене - это рождественский цикл.
К нему логично привязаны сцены с 12-летним Иисусом во Храме и мистического обручения св.Екатерины.
Правая стена посвящена Страстям Христовым.
Очевидно, что назвать Козимо Дадди великим мастером трудно, но, по-моему, вполне качественная роспись для маленького храмика в захолустной (на тот момент и сейчас) Вольтерре.
С росписями на потолке дело обстоит сложнее. Я бы, на свой характер, это все замазал, чтобы не порочить имя Козимо Дадди в веках. Даже странно, что автор неплохих фресок в люнетах мог написать такую халтуру на потолке. Может быть, ему голову было задирать неудобно...Я фотографировал лишь тех святых, которых, мне кажется, я смог опознать; кроме приведенных ниже, там есть еще несколько мучениц, но они все на одно лицо и с одинаковыми пальмовыми ветвями, так что мне их идентифицировать не удалось.
Франциск Ассизский (есть стигматы и огненный серафим)?
Екатерина Александрийская На земле лежит зубчатое колесо)
?
Иоанн Богослов (На это указывает пойманная рыба, орел слева и рыбачья лодка на заднем плане)? .
Полоховато получилось. Блаженный Иероним (из-за льва)?
Людовик Тулузский (корона у ног)?
Апостол Павел (меч)?
Мария Магдалина (крест на горе и сосуд с благовониями в руках)?
Но больше всех от руки Козимо Дадди претерпел титульный святой. Думаю, жестокие мучители были к папе милосерднее, чем его благоговейный воспеватель в красках.
А-а-а, он в тиаре!!!
Святой Лин исцеляет бесноватую (если приглядеться, то можно заметить маленького бесенка)
Тиару мучители сняли и аккуратно положили рядом с обезглавленным телом. Затянутые в лосины ляшки палачи невольно оказались в центре внимания зрителя.
Еще раз подчеркну, росписи Сан-Лино - это далеко не шедевр, но расписанный одним мастером храм не каждый день встретишь, так что зайти внутрь имеет смысл.