Вилла, ставшая «музой» для итальянского режиссера Лукино Висконти.
У Лукино Висконти было счастливое детство: он проводил лето на вилле на озере Комо, в компании братьев и сестер. Сюда же он вернулся в зрелости, после удара, здесь он монтировал «Людвига». Эта вилла, очевидно, была источником вдохновения для главных его фильмов — «Леопарда», «Гибели богов», того же «Людвига»: в особняке есть галерея фотографий, в которой комнаты времен детстваВисконти сравниваются с классическими кадрами обедов, приемов и балов в его барочных кинопостановках. Образы детства, прошедшего в роскоши, часто под властью сильных женщин, позже стали основой визуальной эстетики режиссера.
Нам повезло — мы попали на виллу по рекомендации. Всем, кто заинтересуется особняком и его историей, советую договориться о посещении, написав по адресуeventi@villaebra.it или info@villaerba.it.
По роскоши и количеству усилий, вложенных в создание особняка, он вполне может соперничать с несколькими виллами Ротшильдов. Но, в отличие от виллы Эфрусси-де-Ротшильд на Лазурном Берегу, которая является открытым музеем, вилла Эрба поделена между государством и частными владельцами и в парадной своей части является местом проведения банкетов, свадеб и частных вечеринок.
Вилла — достойный образец неоклассики, имитирующий палаццо в стиле маньеризма. Она была построена для бабушки Лукино Анны ее мужем Луиджи, братом Карло Эрбы, основателя первой в Италии фармацевтической компании. Здание построено на болоте — во время его возведения, на самом рубеже XIX–XX вв., на берегах озера Комо уже не было свободной земли, и участок отсыпали почвой, привезенной с гор. Сейчас ее сложно назвать настоящим музеем: два-три зала посвящены семье Висконти, но это не мемориальное пространство, каким мы его обычно себе представляем. Эти комнаты связаны с сохранившимися снимками из семейных архивов, где запечатлена бабка Лукино и сам мальчик. Фотографии плохого качества, перепечатки перепечаток, подлинников здесь нет — чувствуется, что они, скорее, обязанность говорить о знаменитых хозяевах.
Интерьер на вилле Эрба
Бывшие спальни сегодня превращены в конференц-залы — изголовья кроватей стали абстрактными украшениями комнат с офисной мебелью. А те комнаты, что не предназначены для конференций, кажутся покинутыми и заброшенными. В какой-то очередной зале нас посетило чувство растерянности: кажется, жизнь из этих комнат, неотапливаемых в отсутствие посетителей, ушла так же, как ушло время аристократии, большого стиля и великих родов. С тех времен остались лишь несколько предметов мебели: умывальник, козетка, пара постелей, люстры муранского стекла в парадных залах на первом этаже. Но представить, как эти предметы служили живым людям, уже сложно.
Вид на озеро из виллы Эрба
Зато любителям дворцовых пространств прогулка по вилле Эрба будет в удовольствие: здесь сохранились залы с фресками периода строительства виллы, в том числе с немного устрашающим гербом семьи миланских Висконти — змеем, глотающим младенца. В этом впечатляющем пространстве с анфиладами комнат и окон, которые словно обрамляют виды на озеро, есть и другие фрески начала века, как правило, бессюжетные растительные и абстрактные орнаменты. Особенно впечатляют чайная комната с панелями из кордовой кожи — лошадиной шкурой особой выделки — и огромный камин на первом этаже: он совершенно дворцовых размеров, и это очень странно, учитывая, что вилла — семейный дом.
Сочетание декоративности стен и открытости галерейной архитектуры создает удовольствие узнавания для того, кто хоть раз был во дворцах — и не важно, русские ли это дворцы XVII в. или итальянские неоклассические виллы начала XX в. Это общий образ красоты большого аристократического дома, в России известного по императорским дворцам, а в Италии по частным владениям. Все классическое итальянское кино — да и современное, вроде того, что снимает Паоло Соррентино — обращается именно к этому образу подлинной роскоши и красоты.
Largo Luchino Visconti, 4, Черноббио, Комо.
https://www.cntraveller.ru/travel/villa-erba