Вынес в отдельный пост рассказ о фризе, идущем над лоджией второго этажа виллы Амбра. На месте находится изготовленная в 1986 году копия:
Оригинал же был перемещен в отдельный зал на втором этаже. Мудрейшее решение как с точки зрения сохранности, так и изучения: на улице, как ни задирай голову, деталей не увидишь, а в помещении видишь фриз "лицом к лицу", хоть пальцами по нему води. История терракотового фриза достаточно мутная: одни исследователи приписывают работу Андреа Сансовино и эпохе Лоренцо Великолепного, другие - Джулиано Сангалло и времени папы Льва X, есть те, кто приписывают авторство некоему Бертольдо да Джованни. Не меньше споров о значении или, вернее, идеологическом подтексте изображенных на фризе сцен. То, что я буду рассказывать, написано на стенде в музее, но там же сказано, что существуют и альтернативные версии.
Движемся слева направо.
Сцена 1.
Эти три фотографии необходимо поставить в ряд, и тогда откроется смысл. Предполагается, что изображен миф о происхождении душ: они постоянно рождаются из матери-природы (дама посередине второго фото) и разлетаются по сторонам света. Обратите внимание на змея, кусающего себя за хвост.
Сцена 2.
Утверждается, что сцены, изображенные на этих двух фотографиях, представляют иллюстрацию к мифу о Юпитере. По крайней мере, коза, вскормившая громовержца, присутствует. На первом снимке крайняя левая фигура - это своеобразный почетный караул - разделитель историй на фризе. Парная фигура присутствует на следующей фотографии.
Сцена 3.
Исследователи видят в этой длинной сцене (множество военных красивых здоровенных, а посередине мужик с двумя лицами) двуликого Януса, наблюдающего за жертвой Марса.
Сцена 4.
Про это все мультик смотрели))) Двенадцать месяцев.
Сцена 5.
Самая загадочная сцена. Кто-то видит здесь просто аллегорию солнечного дня: солнце ночью спит, а затем, пробудившись, восседает на колесницу и мчится (чтобы быстрее приехать домой и завалиться спать, прямо как все мы).
Есть истолкование позаковыристее: перед нами аллегория смерти или, точнее, посмертной участи души. После смерти (дама лежит на ложе) душа восседает на колесницу и отправляется в вечность. Тема не нова: я вам уже показывал многочисленные этрусские погребальные урны, на которых души умерших отправляются (иногда целыми семьями) в колесницах или фургонах (у кого на что денег хватило) в загробный мир (http://sibeaster.livejournal.com/183028.html). И даже на Сицилии такую сцену я видал на саркофаге в археологическом музее в Агридженто (http://sibeaster.livejournal.com/100649.html).
Как я уже сказал, альтернативные версии существуют. Если кто-то из читателей такими версиями обладает, так прошу вас: поделитесь! В целом фриз оставляет неоднозначное впечатление: конечно, Возрождение - оно такое возрождение античных представлений и сюжетов, но как-то уж очень неловко увидеть на стыке XV и XVI веков такие откровенно нехристианские мотивы. Да и для загородного дома набор сюжетов уж очень странный.
Зато какая погода была замечательная! По сравнению с январской поездкой в Эмилию-Романью, когда за неделю солнце от силы на пару часов выглянуло, а все оставшееся время моросил, шел или лил дождь, тосканская поездка была идеальной с точки зрения погоды. К сожалению, рассказы о тосканском вояже подходят к концу, и впереди нас ждет последний пункт назначения.
Но зато какой! Прато! По счастью, до меня об этом замечательном городе написали не только "наше всё" Муратов, но и гуру русского ЖЖ varlamov.ru (http://varlamov.ru/1568870.html), и теперь любой желающий сможет сравнить написанные с любовью и благоговением к Италии посты вашего покорного слуги с тем, как пишут об Италии блогеры-миллионники. Как говорится, выбор за вами))) Не дайте себя обмануть дутыми рейтингами и проплаченными постами, читайте лучше блогера Sibeaster'а!
Что-то меня понесло))) Увы, сам себя не похвалишь - никто и не похвалит...