Из Венеции мы всегда привозим не только очередную серию красивых фотографий каналов и палаццо, но и обязательно что-нибудь абсолютно для нас новое и ранее не изведанное.
Так, например, в этот раз мы познакомились с творчеством Карпаччо, художником для Венеции значительным и творчеством своим не похожим ни на кого.
В Венеции есть целых три места, где можно посмотреть его работы.
Мы, начитавшись Ипполитова и разных источников из сети, хотели, во-первых, увидеть знаменитых "Двух венецианок".
Многие искусствоведы считают эту картину одной из прекраснейших в мире. Хранится она в музее Коррера, и это стало для нас еще одним поводом, чтобы музей этот посетить. Но увидеть ее нам не удалось, обнаружилась только записка о том, что она временно "уехала" в Дворец Дожей, на одну из выставок.
В общем увидеть - не увидели, но знаем теперь про нее много.
В том числе и про то, что "Венецианки", оказывается, это всего лишь часть большого полотна, может половина, а, скорей всего, даже четвертинка.
Верхняя часть картины, та, что была когда-то над "Венецианками", хранится сейчас в музее Лос-Анжелеса и называется "Охота в Лагуне".
И вот так эти две половинки смотрятся вместе
И сразу понятно, что есть еще у картины и левая половина, а вот где она и сохранилась ли вообще - неизвестно. Ну это так, из занимательного.
Второе место, где можно посмотреть Карпаччо, причем целый цикл его работ - Галерея Академии, это нам тоже на будущее.
А мы отправились в Скуолу ди Сан-Джорджо дельи Скьявони. Такие организации, как скуолы, существовали когда-то раньше по всей Италии, но познакомились мы с ними именно здесь, в Венеции, еще год назад, когда побывали в одной из самых известных - Скуоле Сан-Рокко, которая стала просто самым настоящим музеем Тинторетто. Скуолы - это здания, принадлежавшие ранее какой-либо гильдии, или братству, или благотворительной организации. И вот эти братства или гильдии приглашали художников, мастеров для внутреннего оформления своих скуол.
Скьявони - далматские славяне и именно их община в 1451 году основала Скуолу ди Сан-Джорджо дельи Скьявони.
Само здание небольшое (по сравнению с той же Сан-Рокко) и достаточно скромное, зато внутри - музей Карпаччо!
"Мерцает дерево смиренной позолотой
Карпаччо по стенам с прилежною заботой
По фризу развернул простой души рассказ..."
(С.Шервинский)
Витторе Карпаччо - художник периода Раннего Возрождения, когда еще и с готикой окончательно не распрощались, и "иконность" еще есть, но уже вовсю начинается свобода в жанре, пространства и пейзажи, присущие Ренессансу, и, конечно же, светотени и объем. У Карпаччо к религиозным сюжетам примешиваются сказочные, у него множество деталей, подробностей, украшений, бытовых сценок, и все это на одной картине. Интересен он еще, как хорошо отметил Вайль, "явственным чувством юмора". И только рассматривая "вживую" не только иронию видишь, но еще и "ужастики".
Вот, например, "Святой Георгий убивает дракона".
У разных искусствоведов разное, понятно, мнение о символах и значениях. Тут и победа над грехом прелюбодеяния, и просто победа добра над злом, но это и не так важно, пусть даже будет без всякого символизма просто сцена из Евангелие.
Справа - спасенная прекрасная принцесса, на заднем плане - сказочный город и безмятежные парусники, сам Георгий нарядный, в блестящих доспехах и с модной прической... Уже почти пораженный дракон выглядит устрашающе, да. Но как же становится жутко, когда подходишь к картине поближе. Она висит достаточно высоко, и, первое, на что обращаешь внимание, это земля, а вернее то, что на ней лежит.
И если главные герои картины написаны, действительно, по всем "правилам" раннего Ренессанса (закутанные в одежды, еще без четких очертаний тела), то второстепенные - уже ближе к высокому. Это как раз переходный период был, и Карпаччо на этом переходе, получается, и работал. Но стоя перед этой картиной думаешь, конечно, совсем о другом...
Если говорить про чувство юмора Карпаччо, то сразу вот эта картина вспоминается -"Св.Иероним и лев".
У Св.Иеронима был свой домашний лев, так получилось, что он когда-то вытащил ему занозу из лапы, лев к нему привязался и теперь за ним везде следовал. А Иерониму нужно было побывать в одном из монастырей, поговорить с монахами об их поведении, но, как видно, слов и не понадобилось, все и так всё поняли!
Есть у этой картины и другое толкование, связанное с турками, и оно, пожалуй, более верное, но первое, хотя и более примитивное, мне больше нравится.
Самое интересное, как у Карпаччо часто бывает, не на переднем, главном плане, а за ним.
Все-таки возникшие в эпоху Возрождения перспектива, пейзажи и вообще окружающее пространство - это самое интересное!
Венецианская архитектура (Иероним не был в Венеции, зато Карпаччо тут жил) и сейчас такая, а еще и целый зоопарк можно разглядеть, и людей в тюрбанах, и монахов убегающих и выглядывающих.
Самым значительным произведением в Скуоле искусствоведы считают "Видение святого Августина".
Августин пишет письмо св.Иерониму и в этот момент ему приходит весть о смерти св.Иеронима.
И тут опять многоплановость Карпаччо, его стремление заполнить пространство самым интересным, современным, жизненным - от маленькой собачки (а собаки на его картинах постоянные персонажи) до различных научных вещиц.
И сложно представить, что еще каких-то 100 или даже 50 лет назад такого никто написать не мог. Но сейчас Возрождение, бурное развитие науки, кругом идеи гуманизма, и все это мы тут и видим в искусном исполнении, и в нескольких натюрмортах на одной картине.
Вот так, если кратко, состоялось наше знакомство с Карпаччо, с его произведениями (которых тут девять), и знакомству мы этому очень рады.
А еще нам понравилась сама Скуола, которая кстати не слишком популярна у гостей Венеции, что только способствует рассматриванию картин.
И из всех указателей только такой и видели :)