Так, на очереди самый популярный район Венеции - Сан-Марко. Я думаю, отдельного представления не требует, даже если вы ни разу не были в Венеции, все равно на глаза попадались хотя бы несколько видов площади Сан-Марко. Я попытаюсь представить Сан-Марко в несколько непривычном виде, но и всем известные достопримечательности тоже не обойдем стороной.
Картинка с картой достопримечательностей Сан-Марко и ссылка на гугл карту.
Список достопримечательностей Сан-Марко:
1. Кампанила
2. Собор Сан-Марко
3. Дворец Дожей
4. Колонны Сан-Марко и Сан-Теодоро
5. Торре дель Оролоджо
6. Музей Корер
7. Кафе Флориан
8. Площадь Сан-Марко
9. Церковь Сан-Видаль
10. Кампо Санто-Стефано
11. Церковь Санто-Стефано
12. Церковь Сан-Маурицио
13. Церковь Санта-Мария дель Джильо
14. Трагетто
15. Церковь Сан-Моизе
16. Бар Гарри
17. Театр Ла Фениче
18. Кампо Сант'Анджело
19. Музей Фортуни
20. Дворец Контарини дель Боволо
21. Церковь Сан-Бенедетто
22. Площадь Манини
23. Улица Фреццерия
24. Церковь Сан-Сальваторе
24. Церковь Сан-Дзулиан
25. Улицы Мерчерие
26. Бухта гондол (Бачина Орсеоло)
27. Старуха с горшком
28. Площадь Сан-Бартоломео
29. Церковь Сан-Джорджо Маджоре
Список внушительный, но при этом Сан-Марко очень компактный район, так что вполне реально обойти его за полдня. Но нужно учитывать, что нормальный осмотр Дворца Дожей, собора Сан-Марко и Кампанилы может занять еще полдня из-за громадных очередей на вход в туристический сезон. В наши планы вмешался дождь, так что не все из этого списка удалось посетить или заснять, зато теперь можно ужать отчет по Сан-Марко до одного поста.
Ну, поехали!
Я специально начал осмотр Венеции с Фрари и Сан-Рокко. Мне хотелось сразу же ошеломить моих друзей, но при этом не тратить драгоценное время на очереди на Сан-Марко. В общем, в первый день в Венеции мы добрались до Сан-Марко только под самый вечер. Мы зашли со стороны Дорсодуро, перейдя мост Академии. Так что первая картинка это Кампо Санто-Стефано. После Сан-Рокко и Фрари у меня рука не поднялась тащить моих спутников по другим церквям, но если у вас график менее плотный, то здесь обязательно стоит посетить церковь Санто-Стефано с потолком в форме корабельного дна и картинами Тинторетто, можно также забежать в Сан-Видаль, которая расположена на другом конце площади ближе к Академии. Там часто проходят концерты классической музыки, из картин стоит посмотреть Карпаччо.
Хороший обзор Санто-Стефано можо посмотреть в этом отчете:
http://vlasshole.livejournal.com/76770.html
Мы пошли в сторону площади Сан-Марко. По дороге наткнулись на живописную площадь Сан-Маурицио. Отсюда отличные виды на падающую колокольню монастыря Санто-Стефано. Церковь Сан-Маурицио ничем особо непримечательна, но сейчас внутри церкви действует большая выставка музыкальных инструментов. Вход бесплатный, так что рекомендую заскочить, что приятно, работает она допоздна.
Следующая достопримечательность на нашем пути от Академии была церковь Санта-Мария дель Джильо. В первую поездку в Венецию эта церковь привела меня в полное расстройство чувств. Я смотрел на ее роскошный барочный фасад и буквально плевался. Внутрь я из принципа тогда не пошел, настолько у меня в то время были плохие отношения с барокко. Но все меняется, и в этот раз я перестал бояться барочных фасадов и даже как-то проникся этим стилем. Санта-Мария дель Джильо действительно прекрасна, можно зависнуть перед ее фасадом на полчаса, разглядывая все детали пышного декора. Внутрь тоже стоит зайти, тут есть единственный (!) во всей Венеции Рубенс (правда, есть сомнения в его подлинности) и пара картин вездесущего Тинторетто.
На этой же улице у выхода к Гранд Каналу действует переправа (Трагетто). За один евро вас переправят в настоящей гондоле на другой берег в Дорсодуро. При этом в гондоле полагается стоять всю дорогу, в общем, отличный и бюджетный аттракцион.
Только что я писал, что перестал бояться барокко и даже полюбил его. Но это не касается церкви Сан-Моизе. Тут просто апофеоз вычурности и помпезности. Это при том, что лет двести назад фасад сильно облегчили, сняв с него часть декора. Вблизи статуи производят еще более странное впечатления, какие-то монстры в виде верблюдов-мутантов, младенцы с гигантскими головами и т.д.
Помните, я начинал отчеты по Венеции с изумления, что тут есть церкви, посвященные ветхозаветным персонажам (св. Иов в Каннареджо). Вот еще один такой пример, посвященный св. Моисею, но уже в Сан-Марко.
Остров Сан-Джорджо Маджоре также относится к району Сан-Марко. Церковь на острове - один из шедевров Палладио, я думаю это один из самых фотографируемых храмов в мире. Хотя мне, признаться честно, строения этого гениального архитектора показались несколько слишком уж правильными и рассудочными.
Сколько в мире существует вариантов фоточек этого вида? Миллион или больше?
Бездельничают.
Тут мы наконец добрались до площади Сан-Марко. Можно, я не буду про нее подробно писать, ОК? Тем более, что в первую поездку я уже выполнил обязательную туристическую программу с посещением собора, дворца Дожей и подъемом на Кампанилу.
Очень мне нравятся эти четыре воровитых чувака.
Ради этого средневекового комикса в камне все-таки нарушу свое обещание ничего не писать про площадь Сан-Марко, мне кажется не все про него знают. Итак, отсчитайте седьмую колонну от угла дворца Дожей и посмотрите на капитель. Тут изображена целая история! Начинается все с того, что рыцарь подкатывает к прекрасной даме. После недолгих ухаживаний парочка играет свадьбу. Затем наконец-то первый поцелуй. А потом, о нет, это же средневековая сцена секса! Правда, все смотрится весьма целомудренно, т.к. молодожены скрыты одеялом. Через некоторое время у парочки рождается ребенок. Вот он уже достаточно большой, скоро пойдет в первый класс. Но тут случается горе, мальчик внезапно умирает. Родители оплакивают своего ребенка, такие дела. Занавес.
Вид на дворец Дожей и Кампанилу со стороны лагуны. Дворец Дожей конечно клевый. Издалека кажется, что он парит на этих воздушных колоннах.
Порфировые львы, с которыми все фотографируются.
Самые красивые кони в мире. Крестоносцы утащили их из Константинополя во время 4-го Крестового похода. В то время в столице Византии оставалось еще полно прекрасных античных скульптур, но примитивным крестоносцам, видимо, искусство было понятно только в таком лошадином виде. Да, и до моды на все античное еще оставались пара-тройка веков. Так что на остальное грабители не позарились.
Фасад собора Сан-Марко был на реставрации, но все равно прекрасен.
Как вы помните из отчета про Кастелло, на следующий день я собирался с утра пораньше отправиться на самый хвост Венеции, пока мои друзья спят. Но моим планам помешала жуткая погода, поэтому я решил погулять по Сан-Марко, чтобы быть поближе к нашей квартире.
Первым делом я нашел старуху со ступкой. В Венеции несколько веков был всего один памятник (кондотьеру Коллеони в Кастелло), так что заслужить хотя бы такой барельеф уже означало, что эта почтенная дама совершила что-то из ряда вон выходящее и героического.
В 1301 г. Байамонте Тьеполо, наследник знатного и обиженного властью рода устроил восстание. Собрал войско и пошел брать дворец Дожей штурмом. В этом момент старуха по имени Джустина, высунувшись из окна, спустила каменную ступку на голову знаменосца восставших. Знаменосец свалился с проломленной головой, и тут же ударила мощная гроза. Защитники власти воспользовались удачным моментом, напали и успешно разогнали восставших. Впрочем, те и не думали особо сопротивляться, т.к. понятно было, что ступка и гроза - это все знак гнева Господа, и явно дело их неправое.
Специально или случайно уронила старуха свою ступку история умалчивает, но в награду ее потомков совободили от квартплаты за этот дом и позже установили барельеф.
Я еще раз забежал на площадь Сан-Марко, точнее на площадь Львов с прозаической целью - купить дождевик.
Непогода.
Мрачновато, конечно.
Часовая башня.
В восемь утра магазины на Мерчерии еще не открылись. Мерчерия - это длинная цепь торговых улиц от площади Сан-Марко до моста Риальто. Исторически тут всегда был самый торговый район Венеции, да и сейчас на Мерчерии можно купить все: от китайских сувениров до сумочки Prada.
После покупки дождевика я все-таки рискнул углубиться в дебри Сан-Марко. Временами ливень утихал, и я мог что-то снять. Например, приятный нетуристический уголок Сан-Марко - площадь Манини. Манини - это местный борец за свободу от Австрии в середине 19 в., как и все борцы плохо кончил.
От площади Манини легко добраться до самой секретной достопримечательности Венеции - Палаццо Контарини дель Боволо. Боволо - это "раковина улитки" по нашему. Думаю из фотки понятно, откуда взялось такое название. Во многих отчетах говорится, что если вы нашли это место, то значит вы настоящий эстет и знаток Венеции. На самом деле ничего сложного в розысках этого дворика с башней нет. От площади Манини висят указатели, не заблудитесь.
Особого экстаза я не испытал, т.к. видел сотни подобных двориков и башен с внешней лестницей в Лионе. Хотя для Венеции это, конечно, уникальное строение.
Я вернулся к Манини. Видите на заднем плане относительно современное здание? Это редкий пример застройки 20-го века в исторической части. Все хором признали здание уродливым и никуда не годным, поэтому попытки что-то снести в Венеции и точечно воткнуть новодел были оставлены.
Уборка мусора. По каналу приплавает баржа и загружает мусорные баки.
Дальше я пошел на поиски музея Фортуни.
По пути забежал на площадь Сан Бенето. Тут стоит церквушка, заброшенная на вид. Я ради интереса потом нашел в интернетах информацию про нее.
Художественная ценность здания не такая большая как ценность других известных мест для поклонения в Венеции. Наружнюю часть церкви украшает искаженное лицо, предполагательно изображающее мученичество Святого Варфоломея (по-венециански его называют Бенето), с которого содрали кожу живьем. Большая часть художественного достояния церкви перенесена, из-за того, что церковь на протяжении десятилетий (и даже столетий) была заброшена после того, как ею перестала пользоваться германская община Венеции. Однако, в здании все же осталось несколько произведений искусства (которое используют для проведения концертов из-за хорошей акустики), такие как фреска Морлейтера, изображающая сцену Святого Бенето во славе, скульптуры Генриха Мейеринга (разбросанные по церкви, включая жертвенник), Сцена Тьеполо, изображающая Святого Франциска из Паолы, две картины, изображающие на различных эпизодах жизни Святого Бенето и подписанные Себастьяно Маццони, а также работа Бернардо Строцци - Святые Женщины ведут Святого Себастьяна.
На эту же площадь выходит фасад музея Фортуни.
Но больше всего мне понравилось это ядовито-желтое жилое здание. В общем, Campo S. Beneto - это иллюстрация, что тру-Венеция может быть обнаружена всего в паре шагов от площади Сан-Марко.
Плутая, случайно вышел к Гранд-Каналу.
Еще одна живописная площадь района Сан-Марко Сант'Анджело (Campo Sant'Angelo). На заднем плане все та же падающая колокольня Санто-Стефано.
На площадь выходят прекрасные фасады дворцов: Palazzo Trevisan Pisani, Palazzo Gritti Morosini, Palazzo Duodo.
На мой взгляд очень интересное место "не из путеводителя".
В паре минут от площади Сант'Анджело находится оперный театр Ла Фениче. Сам театр внешне ничего такого, но вокруг него образовалась очень приятная и уютная площадь.
Собственно, главный вход в Ла Фениче. Точнее вход для нищебродов, богачи подплывают на своих катерах ко входу со стороны канала.
Средневековая улица Фреццерия. Мне понравилось название, что-то вроде "место, где делают стрелы".
Самое большое скопление гондольеров в Венеции. Бухта Бачино Орсеоло.
Дождь вогнал меня в некоторый ступор и меланхолию, и я дал слабину. А когда я расслабляюсь, все мои спутники тут же незаметно оказываются в магазинах. В общем, вместо того, чтобы переждать дождь в той же Академии, мы часа три потратили на шоппинг.
Еще видимо повлияло, что к обеду я уже был почти 6 часов на ногах, и мой мозг временно перестал работать. Вот, например, я знатно затупил на Merceria San Salvador. Пока мои друзья предавались шоппингу, вполне можно было пройти пару шагов и заскочить в церковь Сан Сальвадор ради двух шедевров Тициана и Беллини. Правда, я с утра успел забежать в Сан-Дзулиан на той же Мерчерии, но там особых шедевров не оказалось.
Дождь дождем, а в Сан-Марко все равно выстроилась гигантская очередь.
Еще одна картинка собора уже в дождливую погоду.
Как я уже сказал, в собор, дворец Доже и музей Корерра мы не пошли, зато бездуховно засели в еще одной достопримечательности площади Сан-Марко кафе "Флориан". Я знал, что цены тут, как в нашей московской "Кофемании", скажем, чай стоил 600 руб, кофе примерно также. Но все равно решил посетить заведение, чтобы скрасить пасмурный и хмурый день. К тому же меня грела мысль, что возможно за этим столиком сидели Пруст или Гете. Жахну копипасту из вики:
"В Венеции было открыто первое в Европе заведение, которое продавало напиток из обжаренных кофейных зёрен, мода на который пришла из Турции. Это произошло в 1640 году, кофейня называлось «Араб» и расположилось на площади Сан Марко. К началу XVIII века в городе было уже 34 кофейни, а к середине века — более двух сотен. Кофейням давали пышные и экзотические названия. Встречались такие: «У великого Тамерлана», «У королевы амазонок», «У великого визиря» и даже «У императрицы Московии».
Кафе сразу же стали центром светской жизни. В кафе приходили не столько ради напитка, продаваемого в них, сколько для социального общения и обзаведения новыми знакомствами. Конкуренция между многочисленными кафе принуждала хозяев заведений соревноваться между собой в искусстве сервировки стола, создании уютных и оригинальных интерьеров, предоставлении гостям дополнительных возможностей — сооружение отдельных кабинетов для тайных свиданий или игры в карты.
Кафе Флориан было открыто Флориано Франческо(а)ни 29 декабря 1720 года и называлось в ту пору итал. Alla Venezia Trionfante. Но все посетители предпочитали в разговорах называть кафе по имени его хозяина — «Флориан». Это была первая кофейня в Венеции, которую могли посещать не только мужчины, но и женщины.
Исключительная популярность кафе была причиной тому, что именно в нём в 1760 году открыли пункт продажи самой первой венецианской газеты — «Гадзетта Ве́нета», которая выходила дважды в неделю и печатала информацию о городских событиях, как прошедших, так и ожидаемых (театральные программы, расписания праздничных мероприятий и тому подобное).
После включения Венеции в состав Австрийской империи кафе «Флориан» служило местом собраний для итальянских патриотов — там собирались противники Габсбургов, в то время как представители австрийской администрации и офицеры расквартированных в Венеции австрийских полков собирались в кафе «Квадри» (итал. Quadri), расположенном напротив, с противоположной стороны площади Сан Марко. Привычка собираться в этом кафе к австрийским оккупантам перешла от французских: в «Квадри» любили собираться ещё офицеры наполеоновской Франции, которая правила Венецией до 1815 года.
Зал великих людей был украшен картинами Джулио Карлини, изображающими десять знаменитых венецианцев: драматурга Карло Гольдони, путешественника Марко Поло, художника Тициана, дожей Энрико Дандоло, Франческо Морозини и Пьетро Орсеоло, архитектора Андреа Палладио, композитора Бенедетто Марчелло, учёного Паоло Сарпи и адмирала Веттора Пизани.
Зал сената украшен картинами Каса на тему «Прогресс и Цивилизация наставляют народы».
В китайском зале и зале Востока Пашути изобразил пары любовников и экзотических красавиц.
Для зала времён года, также известного как зал зеркал, Рота предпочёл изобразить представляющие четыре времени года женские фигуры.
В начале XX века был добавлен зал Свободы, украшенный зеркалами и отделанный деревом.
Без преувеличения можно сказать, что в кафе «Флориан» побывали все знаменитости, посетившие Венецию с 1720 года. В нём бывали Гёте, Байрон, Казанова, Руссо, Диккенс, Пруст, Модильяни, Хемингуэй, Стравинский, Бродский."
Скромно так попили чая на сто евро.