Конечно же, Венеция, раз уж она вся стоит посреди вод лагуны, это город многочисленных каналов и перекинутых черех них мостов и мостиков, число которых достигает четырех сотен.
Впрочем, справедливости ради, нужно отметить, что, к примеру, в Амстердаме, каналов и мостов еще больше, да и наш Санкт-Петербург, по крайней мере, по количеству мостов Венецию превосходит.
Но венецианские мосты, как и каналы этого постепенно уходящего под воду города, уникальны не их количеством, а тем, что передвигаться по Венеции можно либо пешком - от одного моста к другому, либо по каналам - на гондолах, катерах и вапоретто. В отличие от того же Амстердама с его многочисленными велосипедами и Питера, по которому скоро проехать на автомобиле будет также сложно как и по Москве с ее вечными пробками, в Венеции других способов передвижения просто не существует.
Прежде чем я перейду к главной теме пятой части своих фотоочерков о Венеции, снова, как и в предыдущей части, предлагаю вашему вниманию немного этимологии, непосредственно относящейся к этой теме.
В любом большом городе площадей несколько. И называются они именно площадями. Так, и в Венеции много площадей, но лишь одна из них - самая главная - получила право называться площадью - "пьяцца Сан-Марко". Даже ее продолжение, выходящее к Гранд-каналу, уже не "пьяцца", а "пьяццетта" (т. е. маленькая площадь). Ну а все остальные площади Венеции - "кампи", "кампьелли" и "кампаццо", вроде как тоже площади, но не совсем.
То же самое относится и к названию венецианских каналов. Лишь один получил право называться "каналом" - знаменитый Гранд-канал, а все другие каналы носят названия "рио" (это большой канал), "риелло" (канал поменьше) и "рио менуо" (совсем маленький канальчик).
Но зато все многочисленные мосты Венеции, независимо от того через "рио" или "рио менуо" они перекинуты, носят одно и то же название - "понте".
Вот именно венецианским понте и посвящается этот мой фотоочерк.
Самыми знаменитыми мостами Венеции, безусловно являются те два из них, которые обладают давней историей, что, впрочем, вполне справедливо.
Первый из них - МОСТ ВЗДОХОВ.
Фото со стороны Гранд-канала:
Этот небольшой мост через узкий канал Рио ди Палаццо наиболее популярен среди туристов, особенно не слишком искушенных в истории. Своей славой он обязан не столько своим архитектурным достоинствам, сколько многочисленным упоминаниям в разного рода литературных произведениях XIX века, окрестивших его таким поэтическим именем.
Но никакого отношения к любовным вздохам, так воспеваемым литературой эпохи романтизма, этот мост отношения не имел и не имеет. Шедшие по нему люди взыхали совершенно по другому поводу.
Дело в том, что в прошлом этот мост служил роковым переходом для несчастных осужденных, которых вели на допрос или возвращали в камеры после допроса (а каковы были методы следствия в отношении государственных преступников, а другие по этому мосту и не ходили, в "просвещенной" Европе XVII - XVIII веков, думаю, объяснять никому не нужно).
Мост Вздохов вел из Зала Сорока Старейшин, Суда и Адвокатуры, расположенных в Дворце Дожей в Новые тюрьмы Венецианской республики, потроенные в XVI - XVII веках на противоположной стороне канала Рио ди Палаццо.
Для того чтобы соединить камеры заключения с залами суда, дож Марино Гримани приказал построить через канал мост в виде двух узких проходов.
В 1602 году мост был построен (предположительно, по проекту Антонио Контина). Он расположен на большой высоте и закрыт со всех сторон, в том числе и сверху. Опорная арка украшена скульптурными масками, над ней - своего рода горизонтальная черта с чередой рустованных пилястров и двумя небольшими окнами с мраморными узорчатыми решетками. Выше идет тимпан с барельефом по центру, представляющим фигуруПравосудия между двух львов. А крыша моста увенчана завитками волют.
Второй - МОСТ РИАЛЬТО.
Это самый древний мост через Гранд-канал, остававшийся единственным, который соединял два "берега" Великого канала, вплоть до ХХ века.
Тот же мост сейчас:
На его месте сначала был понтонный мост, называемый "делла Монета" (монетный), позже его заменили деревянным, который был разрушен во время мятежа Байамоне Тьеполо. В 1444 году вновь построенный мост обрушился, но на его месте построили новый - подъемный, по обеим сторонам которого располагалисьторговые лавки.
К XVI веку мост пришел в такое ветхое состояние, что стал представлять опасность как для пешеходов и торговцев, так и дя проплывающих под ним по Каналу гондол, и тогда было решено построить каменный мост, под аркадами которого по традиции также могли бы разместиться лавки. Ну а как же, ведь именно торговля была главной основой процветания Венецианской республики!
В конкурсе, объявленном нотабями Венеции, принимали участие такие знаменитые архитекторы, какМикеланджело, Сансовино и Палладио, но предпочтение было отдано проекту Антонио да Понте (сама фамилия очень характерна, не так ли?).
Мост, построенный в 1592 году, имеет одну мощную арку 28 метров длиной (в этом месте Гранд-канал - наиболее узок), поднявшуюся над водой на высоту 7,5 метров.
Лавки на мосту Риальто существуют и теперь:
В них продается главным образом разного рода сувенирная продукция, в основном, конечно же, китайского производства, хотя почти на каждой "венецианской маске" - самом ходовом товаре красуется клеймо "Hand made", "Original Italia", а над каждым торговым ларьком - надпись "No China!"
Ну, да, конечно же!
Зашел я как-то в мастерскую, где делают настоящие венецианские маски, расписанные вручную, и посмотрел на цены. Они начинаются от 75 евро за самую простенькую! А есть и за 200, и за 500 евро! А на мосту Риальто - от 7 до 20 евро. Делайте выводы сами.
Впрочем, вернемся к мостам и мостикам.
Вот, например, мост Скальци, построенный через Гранд-канал в 1934 году, соединивший районы Санта-Кроче и Каннареджо:
И опять вездесущая реклама!!!
А вот один из мостов на Рива дельи Скьявони (Словенской набережной), на куда раньше (еще с IX века) прибывали лодки, нагруженные товаром, реализацией которого занимались в основном жители Далмации, называемых в Венеции словенцами (ну, то есть, славянами).
Теперь же на эту набережную прибывают главным образом небольшие суда с туристами, мечтающими увидеть главные достопримечательности Венеции.
я и сам прибыл на небольшом суденышке "Моби Дик II",
ежедневно курсируюшим между Венецией и Лидо-ди-Езоло:
Есть еще мост Академии, мост Конституции, но они показались мне малоинтересными, несмотря на то, что располагаются над самим Гранд-каналом.
А вот этот мост перед Арсеналом, мне очень даже понравился:
Ведь самые милые (прошу прощения за излишнюю сентиментальность) это маленькие понте, перекинутые через "рио" и "рио менуо".
Например, такие:
Романтика (я имею в виду не пассажиров гондолы):
И никого нет...
Падающие башни, как видите, есть не только в Пизе:
Да и интересные палаццо можно увидеть не только на Гранд-канале:
Впрочем, туристы в Венеции есть везде:
http://sergeyurich.livejournal.com/590766....