Центральное место Венеции - пьяцца Сан-Марко с одноимённой базиликой. Туда в любое время дня и ночи устремляются несметные полчища туристов, а вслед за ними - уличные торговцы, жулики и побирушки всех мастей. Когда вам скажут, что в Венеции ничего нельзя разглядеть из-за несусветных толп народу, знайте, что речь идёт именно о Сан-Марко. Поэтому, первый совет для приехавших в Венецию: выкиньте все путеводители, не ходите по натоптанным туристическим тропам. Ну, не увидите вы этот палаццо - увидите другой. Их в Венеции много, мимо не пройдёте. И не подходите к Сан-Марко со стороны моста Риальто - затопчут.
Но, с другой стороны, быть в Венеции и не побывать на Сан-Марко невозможно. Базилика, колонна с крылатым львом, символом Венеции, кафе "Флориан", в котором любил сидеть Бродский - всё это там. Ну, и, конечно, дворец Дожей.
Стоит, наверное, сказать пару слов о том, кто же такие дожи. В средние века Венеция была уникальна не только городским планированием, но и государственным устройством. Более 1000 лет, со дня основания и до упразднения её Наполеоном, в Венеции было республиканское правление. Все основные руководящие должности в государстве были выборными, а на вершине этой пирамиды стоял дож, избираемый пожизненно. Конечно, ни о какой демократии, тем более в её современном понимании, речь не шла - выборы в Венеции не были ни прямыми, ни равными - однако от соседних стран, управляемых королями-герцогами, Венеция в этом плане отличалась, как небо от земли. Нечто похожее наблюдалось лишь в Генуе (там был свой дож) и, как ни смешно, в Риме, управляемым Папой.
(палаццо Дукале, перед ним на колонне - крылатый лев святого Марка. Фото из Википедии)
Как дож отличался от короля, так и дворец дожей отличачался от дворца какого-нибудь Луи Каторза. В том смысле, что, в отличие от Луи, дворец дожу не принадлежал. Это было чисто административное здание, в котором, помимо апартаментов дожа (занимавших весьма небольшую часть дворца) находились залы заседаний Верховного Большого совета, Синьории и зловещего совета Десяти (нечто среднее между КГБ и внешней разведкой), уголовный суд и т.п. Поначалу там же была и тюрьма. Потом для тюрьмы построили отдельное здание, соединённое с Дворцом Дожей знаменитым мостом вздохов - понте дель Соспири:
Назначение всех вышеупомянутых советов, собраний и коллегий было ограничение власти дожа. Ибо больше всего на потяжении всей своей истории венецианцы боялись не соседей, даже тех, что были сильнее их. Венецианские дипломаты всегда были секретным оружием государства, и то, как Венеция руками крестоносцев уничтожила Византию, своего главного конкурента в морской торговле, вошло во все учебники истории. Даже когда европейские государства объединялись в союз против неё, Венеция умудрялась выкрутиться. А вот установления монархии венецианцы боялись серьёзно. И, хотя дож и избирался пожизненно, его можно было сместить, отправить в отставку, а иногда, как свидетельствует чёрное полотнище в портретной галерее дожей в зале Большого Совета, дело заканчивалось ещё хуже:
надпись на полотнище: здесь должен быть портрет Мартини Фальеро, обезглавленного за преступления
Для того, чтобы заговоры можно было выявлять и пресекать вовремя, добрые граждане Венеции всячески поощрялись советом Десяти за уведомление оного о том или ином виде антигосударственной деятельности. Ящички для приёма от населения такого рода сообщений прекрасно сохранились:
(как истинный патриот Венеции, считаю своим долгом сообщить дорогим членам совета Десяти о подрывной деятельности гражданина NN...)
О разных Тинторетто, Веронезе и прочих тицианах, в обилии украсивших своими творениями стены и потолки дворца, я, с вашего позволения, писать не буду. Во-первых, я в этом ничего не понимаю, а во-вторых, на фото все их картины вышли прескверно, из-за обилия туристов и криворукости фотографа. Разве что одну фотографию - каплю в море тамошнего великолепия:
потолок одного из залов дворца
Ну, а напоследок - один из красивейших видов Венеции: взгляд с набережной дворца дожей на монастырь Сан Джорджио Маджоре: