Наше соприкосновение с Венецией было мимолетным и быстротечным. И всё же день, проведённый в этом городе, не исчезнет бесследно, сохранится в памяти, в том числе благодаря фотографиям...
Направляясь к святому Роху от остановки вапоретто Сан Тома, мы не могли пройти мимо грандиозной базилики, которую итальянцы кратко называют Фрари. Из-за того что Венеция стоит на воде, городу постоянно грозила смертельная опасность - чума. Поэтому не случайно рядом с одной из самых замечательных церквей Венеции - Санта-Мария Глориоза деи Фрари (Святой Марии Словущей или Вознесения Девы Марии), возведены церковь Сан Рокко и Скуола Сан Рокко, ведь Святой Рох почитался в Венеции как исцелитель от чумы.
1. Церковь Вознесения Девы Марии была основана монахами-францисканцами в XIII веке. Но то величественное здание, которое мы видим сегодня, было закончено в 1443 году. Все церкви, строившиеся на этом месте ранее, каждый раз оказывались слишком тесными для всех прихожан.
2. Парадным входом базилика Фрари выходит на одноименную площадь и на канал Рио деи Фрари.
3.
4. Канал пересекает мост, построенный братством францисканцев в 1428 году.
5. Позднеготический фасад церкви, украшенный капителями, пилястрами и пинаклями в венецианско-византийском стиле, разделён на три части. Фронтон украшен кирпичным фризом, присутствующим и на боковых фасадах. Истрийский камень использовался для декорирования дверей капелл апостолов Петра и Марка и святого Амвросия, расположенных с левой стороны базилики. Три круглых окна фасада, также обрамленных истрийским камнем, выходят в три внутренних нефа.
6. 70-метровая кампанила базилики на кампо деи Фрари уступает по высоте лишь колокольне собора Святого Марка.
7. С левой стороны базилики имеются четыре боковых входа.
8. Средняя дверь украшена барельефом "Мадонна с Младенцем, двумя ангелами и святыми Франциском и Антонием".
9.
10. Задняя часть здания состоит из девяти апсид.
11.
12. Заходим внутрь и оказываемся в пространстве, бесконечно возносящимся ввысь к небесам. Картина алтаря светится где-то вдали сквозь арку хоров. Монашеские хоры отделены резной перегородкой.
13. Величественная базилика построена в форме латинского креста и разделёна на три нефа колоннадой из двенадцати массивных колонн. Внутреннее пространство перекрыто готическим сводом с пересекающимися нервюрами.
14. В базилике многочисленные произведения искусства - это скульптуры святых, памятники знаменитым венецианцам, в том числе дожам и полководцам, картины великих живописцев, роскошные алтари, лепнина и фрески. Поскольку времени для внимательного осмотра всех достопримечательностей базилики у нас нет, ограничимся только знакомством с самыми главными.
15. Над хорами, украшенными барельефами, - статуи восьми апостолов, святых Антония, Франциска и распятие.
16. Алтарь собора представляет собой две колонны, соединенные архитравом. Над архитравом: в середине -скульптура воскресшего Христа, слева от него святого Франциска, справа - святого Антония. Витражи центральной апсиды (1907) изображают эпизоды из жизни святых Франциска и Антония Падуанского.
17. Важнейший шедевр базилики - картина Тициана "Вознесение Девы Марии", расположена на горнем месте и доминирует во всём пространстве базилики. Большой размер центральной апсиды предоставил Тициану возможность использовать своё мастерство в передаче игры света. Картина находится в мраморном фризе. Скульптор Канова считал "Вознесение" лучшей картиной в мире.
Вознесение Девы Марии. Тициан, 1518
18. В арке апсиды находится шедевр Джованни Беллини - алтарный триптих "Мадонна с младенцем, музицирующими ангелами и святыми" (1488) в золочёной раме. В нижней части два ангела, один с флейтой, второй с лютней. На левой картине - святые Николай и Петр, на правой - святые Марк и Бенедикт.
Триптих. Джованни Беллини
19. С левой стороны самой первой от входа видим "Часовню распятия". На фронтоне алтаря два ангела держат плат святой Вероники с нерукотворным изображением Спасителя. Справа и слева от Распятия, преклонившие колени ангелы.
20. Рядом - надгробие Кановы. Уже при жизни Канова имел репутацию самого значительного из скульпторов новейшего времени. Первоначально это надгробие было спроектировано им самим в 1794 году для памятника Тициану, однако строительство не было даже начато из-за отсутствия средств. В результате Канова использовал идею этого памятника для надгробия Марии Кристины Августы в церкви Августинцев в Вене. После смерти Кановы в 1822 году была проведена подписка для сбора денежных средств на памятник Канове.
В урне, которую держит сильно задрапированная фигура, находится сердце Кановы, остальное тело погребено в мавзолее около его дома в Поссаньо. Бюст Кановы обрамлен змеёй - символом вечности. Фигура рядом с крылатым львом - гений Кановы, держит перевернутый факел, символ смерти.
21.
22. Далее с левой стороны - массивный надгробный памятник дожу Джованни Пезаро, выполненный из разноцветных мраморов в классическом барочном стиле. Четыре мавра держат на своих плечах антаблемент с трофеями, между маврами - два скелета.
Над антеблементом четыре колонны из чёрного мрамора поддерживают архитрав, на котором расположен памятник Джованни Пезаро, обращающегося к народу. Над ним два ангела несут герб семьи Пезаро. Между верхними колоннами четыре аллегорические фигуры: слева - Монашество и Отвага, справа - Согласие и Справедливость. Ниже аллегорических фигур скульптура гения и трёх женщин.
<
23. Следом расположен ренессансный алтарь, который украшает одна из лучших работ Тициана - "Мадонна Пезаро" (1519-1526), изображающая Марию с Младенцем, в окружении семейства Пезаро.
24. На картине Тициана святой Петр останавливает чтение, отметив место пальцем, и представляет епископа Якопо Пезаро (коленопреклоненная фигура слева) с семьей Мадонне, а святой Франциск представляет их младенцу Христу. Красный флаг с гербом папы Александра VI и фигура пленного турка в тюрбане напоминает о роли Якопо Пезаро в победе Ватикана над турками в морской битве 1503 года, в которой Пезаро командовал 20 галерами.
Мадонна Пезаро. Тициан
25. В правом трансепте находится капелла святого Иоанна Крестителя (Флорентийская капелла). Основная работа в капелле - деревянная статуя Иоанна Крестителя работы Донателло, это его единственная работа в Венеции. Слева от Иоанна Крестителя - статуя святого Зеновия, первого епископа Флоренции, справа - святой Женевьевы, обе работы Джироламо.
Иоанн Креститель. Донателло
26. Первый алтарь от входа в правом нефе был заказан братством cвятого Антония в 1663 году. В центре - деревянная статуя Антония работы Джакомо ди Катерина (1450). Статую святого окружают две маленькие и четыре большие колонны из каррарского мрамора. Рядом с Антонием четыре ангела. По бокам алтаря скульптуры Веры и Надежды, в верхней части - воскресший Христос. Над Верой и Надеждой скульптуры - Милосердия и Благоразумия, в верхней части алтаря - скульптуры Справедливости и Молитвы, над ними - Умеренность и Стойкость.
Справа от алтаря картина Франческо Розы "Чудо cвятого Антония Падуанского".
27. Далее с правой стороны - памятник Тициану. В 1576 году, умирая от чумы, Тициан попросил похоронить его в церкви, где находятся два его величайших шедевра: "Вознесение" и "Мадонна Пезаро". Через 200 лет после смерти Тициана учениками Кановы по заказу австрийского императора Фердинанда I, был создан памятник в стиле барокко из каррарского мрамора. Барельефы памятника напоминают о шедеврах Тициана. Справа от памятника могила Тициана.
28. В центре памятника статуя Тициана, слева от него Природа, справа Знание.
29. У подножия алтаря купель со скульптурой святой Агнессы Ассизской, работы Джироламо Кампанья (1593).
30. Далее - алтарь, названный по имени полотна Джузеппе Порта "Сретение Господне" (1548). В нижней части картины изображены святые Николай Чудотворец, Бернардино из Сиенны, Аврелий Августин, Апостол Павел, Апостол Марк и Елена Равноапостольная.
Сретение Господне. Сальвиати
31. Переполненные впечатлениями и эмоциями туристы, выйдя из базилики, тут же, на площади устраиваются отдохнуть, но нам нельзя расслабляться.
32. Наш путь лежит в скуолу Сан Рокко...