Моё двухнедельное путешествие по Европе (маршрутом Москва — Ницца — Рокбрюн — Милан — Падуя — Венеция — Милан — Кишинёв — Москва) благополучно завершилось нынешней ночью в аэропорту «Домодедово». Удивительный рейс Air Moldova доставил всю нашу семейку в Москву из Милана за 5 часов и 200 долларов на брата, с пересадкой (и перекладкой багажа) в той самой Молдове. В период венецианского Биеннале и миланской Всемирной выставки это была, кажется, единственная авиакомпания, которая не задрала цены на итальянском направлении втрое. Тем удивительней, что она ещё и летает по расписанию, как немцы какие-нибудь.
Италия, доложу я вам, безудержно прекрасна. Собирающимся в Венецию на Биеннале настоятельно рекомендую, помимо обычных площадок Arsenale и Giardini, посетить некоторое количество других пространств и выставок в самом городе и на островах Лагуны:
— проект Conversion группы Recycle в церкви Св. Антонина в Кастелло
— Археологическая коллекция Гриши Брускина в бывшей церкви Св. Катерины на Fondamenta Zen (Cannareggio 4941-4942); в церкви эта инсталляция смотрится совершенно иначе, чем в «Ударнике»
— Glasstress Gotika — совместный проект Эрмитажа и муранской Berengo Studio — в известном палаццо Кавалли-Франкетти у моста Академии
— новый видеопроект Inverso Mundus от AES+F в соляных складах на Fondamenta delle Zattere Ai Saloni 262, Dorsoduro (там же рядом, в палаццо Нани Мочениго — ретроспектива двух их предшествующих проектов, Тримальхиона и Allegoria Sacra)
— Doug Fishbone's Leisure Land Golf на острове Сан Пьетро, сразу за мостом Св. Аны: мой сын три дня подряд таскал меня туда играть в мини-гольф, загорать на лежаках у канала и трескать фантастические бутеры с органическим шампанским; от памятника Гарибальди это 6 минут по прямой
— выставка Concordia Александра Пономарёва в Антарктическом павильоне (Fondaco Marcello, Calle dei Garzoni, у Сан Самуэле)
— Армянский павильон в монастыре на острове Сан Ладзаро дельи Армени (да-да, именно там товарищ Сталин служил звонарём). Проект получил «Золотого льва» как лучший павильон нынешнего Биеннале. Обычно на этот остров добираются редкими вапоретто 20-й линии (или на собственной лодке), но армяне в честь Биеннале запустили свой катер от причала Giardini.
— антибиеннальная выставка Proportio в знаменитом palazzo Fortuny, доказывающая, что современное искусство может быть и красивым
— Portable Classic — выставка миниатюрного искусства в постоянном помещении Fondazione Prada, в Ca'Corner della Regina.
Кроме того, обращаю внимание читателя на пару постоянно действующих в Венеции арт-студий, одна из которых существует там много лет, а другая открылась 7 мая.
На берегу канала Santa Ana (дальний конец Гарибальди) по адресу Castello 996 действует студия Ой ва Вой Романа Черпака (#bwkarma), где можно не только разжиться гравюрами, открытками и прочим венецианским артом, но и научиться самому, в домашних условиях, превращать распечатанные на лазерном принтере снимки с мобильника в старинные гравюры по технологии Venexian Monotype.
В доме на Frezzeria, где в дни карнавала 1771 года останавливался Моцарт (San Marco 1731, 1732, 1733), открылась студия Арсена Ревазова ars33studio, где выставлены его совершенно офигительные фотоработы в технике двойной экспозиции.
В строгом соответствии с заветами Дэмиена Хёрста, на выставке можно приобрести не только работы за несколько тысяч евро, но и их репродукции в виде магнитов на холодильник, по 5 и 10 евро, в зависимости от размера.
Если Вам кажется, что я тут что-то упустил про уругвайский и австралийский павильон, добавляйте свои ссылки без стеснения.
http://dolboeb.livejournal.com/2808877.html
Anton Nossik