Венеция – вечный город романтики! Много веков подряд ему предрекают полное затопление, но он, как птица феникс, воскресает из воды, оставляя на своём теле множественные "шрамы" от пережитых потопов.
Когда я слышу слово " Венеция", в моем воображении рисуется романтическая картинка — вечер, узкий канал, в гондоле влюблённая парочка, которой гондольер поёт песню, медленно проплывая вдоль домов, вырастающих из воды и соединенных между собой мостиками.
Если вы спросите у гондольера об истории возникновения гондолы, он расскажет прекрасную легенду о молодом юноше и девушке, которые целый день бродили по улочкам Венеции в поисках уединённого места, но не могли найти его. И когда стемнело, месяц сжалился над влюблёнными, спустился с неба прямо в воды канала в виде сияющей гондолы, где они всю ночь наслаждались обществом друг друга.
Когда-то профессия гондольера была сезонной, с мая по сентябрь. В остальное время гондольеры занимались другими ремёслами. Сейчас же, с наплывом туристов, она востребована круглый год.
Венецианский гондольер — это не работа и не профессия, это призвание и искусство!
Еще в XVII столетии посетивший Венецианскую республику стольник из России Петр Андреевич Толстой так описывал ситуацию в городе:
"На территории Венеции нет никакого скота, в городе нет ни колясок, ни груженых телег, ни лошадей, ни роскошных карет с гербами. Венецианцы даже не знают, что такое сани".
Узенькие улочки Венеции, расположенные между каналами, настолько непредсказуемы и тесны, что всадникам по ним тяжело проехать, из-за этого еще в далеком XVI столетии использование лошадей в городе было категорически запрещено Венецианскими властями, жители города на воде могли использовать для передвижения лишь водный транспорт.
Первоначально словом "гондола" называлась абсолютно любая лодка, невзирая ни на ее размер, ни на форму, с годами внешний вид гондолы существенно изменился. Слово "гондола" в оригинале звучит с ударением на первый слог. Считается, что происхождение понятия "гондола" этимологически связано со словом "gonger", которое переводится как "морской угорь".
Поэтому гондолы старались делать как можно уже, а для увеличения их грузоподъемности длина лодки была максимально увеличена. Сейчас гондола представляет собой узкую продолговатую лодку ассиметричной формы, во время скольжения по водной глади она продвигается вперед зигзагообразными движениями, а гондольеру, стремящемуся держать нужное направление, постоянно приходится выравнивать ее положение.
Длина лодки составляет 11,05 метров, ширина 140 сантиметров, дно плоское без киля. Вес пустой гондолы составляет около 900 фунтов (примерно 400 килограмм). По причине ее асимметричной формы, длина обвода левого борта на 24 см больше правого. Корпус лодки имеет закруглённую форму, нос и корма подняты вверх, чтобы максимально уменьшить площадь контакта с водой и задать гребцу ориентиры направления движения.
При изготовлении гондолы применяется девять сортов дерева. После изготовления корпус лодки покрывают в несколько слоев специальным чёрным лаком.
У гондолы всего одно весло, исторически это было вызвано узостью каналов, в которых двухвесельные лодки не смогли бы разойтись. Весло держится в замке весла, называемом "форкола".
Конструкция форколы имеет сложную форму, позволяя реализовывать несколько положений весла:
для медленного движения вперёд, мощной быстрой гребли, вращения и поворотов лодки, замедления и гребли назад.
На носу гондолы устанавливается особый железный набалдашник — "ферро" .
Установка ферро преследует несколько целей: железный наконечник защищает нос лодки; является противовесом стоящему на противоположном конце гондольеру; по нему определяют высоту моста и возможности прохода гондолы под ним.
В форме ферро присутствуют шесть выступов, символизирующих шесть районов города характерных еще для 1169 года, в другом направлении знак пересекает седьмая полоса, ассоциирующаяся с островом Джудекка, а само закругление на верхушке данного элемента гондолы напоминает шляпу дожа Венеции.
За соблюдение правил и чистотой традиций следит Венецианская ассоциация гондольеров.
История Ассоциации насчитывает почти тысячу лет – она возникла в 1094 году.
Без черных гондол город любви и романтики представить трудно)
Максимальное количество пассажиров, перевозимых на гондоле, составляет шесть человек.
Допускается наличие маленькой пассажирской каюты для укрывания пассажиров от солнца и дождя.
На каналах, как и на обычных улицах современных городов, давно установлены светофоры.
Как правило, они располагаются над "перекрестками", в местах пересечения венецианских каналов, но цветов на венецианских светофорах только два – зеленый и красный.
По традиции, гондольеры редко смотрят на сигналы светофора, и перед перекрестами начинают громко кричать, чтобы не столкнуться с другой лодкой. Хотя сейчас гондолы, в основном, перевозят туристов, поэтому их количество резко сократилось, коренные жители Венеции обычно передвигаются на моторных лодках, что гораздо быстрее и дешевле.
Сегодня в Венеции ограниченно количество гондольеров, их чуть больше 400, а раньше были тысячи.
Лицензии на данную работу могут передаваться по наследству от отца к сыну, вследствие чего попасть в число гондольеров человеку со стороны непросто.
Желающих войти в число венецианских гондольеров очень много. Стать гондольером — непростая задача, надо долго готовиться, учиться и сдать много экзаменов, в том числе по английскому языку, знать географию Венеции и, конечно же, практика вождения, маневрирование гондолой по узким каналам Венеции.
По традиции, гондольерами на протяжении веков работали исключительно мужчины.
23-летняя Джорджия Босколо стала первой в истории Венеции сертифицированной женщиной-гондольером.
Босколо – семья потомственного гондольера, этим ремеслом занимался ее отец, Данте Босколо.
Он до сих пор считает, что гондольер – не женская профессия, но все-таки гордится дочерью.
http://lenta.ru/news/2009/06/26/gondolier/
Раньше гондолы были раскрашены в разные цвета, но сейчас все они традиционно черного цвета.
По известной легенде - пожилой дож Венеции был женат на юной красивой девушке, и через какое-то время после свадьбы слуги донесли ему, что по ночам его юную супругу навещает закутанный в плащ мужчина, подплывающий к дворцу на гондоле черного цвета. Бороться с изменами супруги старому дожу оказалось не по силам, а введение закона о том, чтобы все гондолы в Венеции были перекрашены в черный цвет, позволил старому правителю частично смыть свой позор, чтобы гондолу, подплывающую к его дворцу, венецианцы попросту перестали бы узнавать.
Есть другая версия запрета на разноцветные гондолы, многие историки считают, что впервые все гондолы были перекрашены в черный цвет еще в трагическом 1562 году, когда в Венеции свирепствовала чума, а трупы умерших приходилось вывозить из города по каналам на черных гондолах.
Нарядные, богато украшенные и декорированные гондолы, ассоциировавшиеся с богатством и роскошью, в дни всеобщего траура выглядели просто нелепо, поэтому руководство Венецианской республики издало указ о необходимости окрашивания лодок, как и гробов, в траурный черный цвет.
Прошли столетия, по узким каналам Венеции до сих пор медленно и бесшумно скользят длинные черные гондолы, из украшений на них остался только один символ – железный наконечник, выполненный в виде гребня.
Луна проливает серебряный свет на широкий канал, по обеим сторонам которого возвышаются дворцы.
Не торопясь, гондольер уверенно правит своей гондолой, послушно плывущей вверх по каналу…
u-travel.livejournal.com/28982121.html