Знаменитый Арсенал был средоточием военной мощи республики святого Марка.
Его возведение началось в 1104 году, когда в Венеции была введена государственная монополия на строительство судов. Под территорию Арсенала отвели два острова, имевшие единственный выход в лагуну.
В XIII веке Арсенал обнесли высокими стенами с башнями и вся эта огромная территория окончательно превратилась в «город в городе», с гаванями, причалами, верфями и корабельными мастерскими. Спустя три столетия здесь работало 16.000 человек, прошедших обязательную боевую выучку.
Арсенал представлял собой неприступную крепость, гарнизон которой, по заявлению венецианских властей, в любую минуту готов был выступить «на защиту не только всех территорий Республики, но и всех государств Италии и даже всего христианского мира». Из мастеров Арсенала вербовали полицию и команду пожарных, они же стояли в карауле во Дворце дожей. Самый искусный мастер носил звание «Верховного Адмирала». Он исполнял обязанности кормчего на корабле дожа.
Своими размерами и размахом работ Арсенал производил грандиозное впечатление на современников. Великий Данте в 21-й песне своего «Ада» уподобил кипящие воды озера, уготованного мздоимцам, — кипящей смоле, которую варят в Арсенале. Здесь впервые в мире уже в XIV веке применялся поточный метод производства. Быстрота оснащения мастерами Арсенала боевых судов в 1574 году привела в изумление французского короля Генриха III. Ему показали галеру, у которой были установлены только киль и ребра, а за два часа, проведенные королем провел на балу, венецианские корабелы достроили, оснастили и спустили на воду готовое судно.
Между прочим, в XV–XVII веках одним из главных поставщиков древесины для Арсенала была Россия. Привозимый из нашей страны строевой лес считался лучшим в Европе. Недаром венецианские послы, наряду с англичанами, были самыми частыми гостями при московском дворе.
В 1919 году в Арсенале открылся Морской исторический музей, который затем был переведен в другое место, на набережную Скьявони (в пяти минутах ходьбы от Арсенала).
В настоящее время гавань Арсенала используется как порт и находится под контролем военной администрации. Поэтому вход для посторонних на его территорию воспрещен. Однако туристам не следует терять надежду: городские власти активно разрабатывают проекты превращения Арсенала в культурный центр.
P.S. Часы на одной из башен Арсенала с первого взгляда оставляют впечатление, что в них что-то не так.
А вот, что именно не так, понимаешь не сразу.