Booking.com

Венецианские куранты и немного исторических версий...

Разместить рекламу на «Италия по-русски»
Изображение пользователя yulianna8500.

Побывать в Венеции -. это, конечно же, счастье.
    Но после этого начинаешь сомневаться в справедливости поговорки "Счастливые часов не наблюдают".

    Наблюдают, и еще как!
 




 


    В этом относительно небольшом фотоочерке я хотел бы поделиться с вами, мои уважаемые друзья, самыми интересными венецианскими часами, которые мне довелось увидеть в те дни, которые я провел в Венеции.




    Начать, разумеется, нужно со знаменитой Часовой башни (Торро дель Оролоджо), расположенной на площади Сан Марко и являющейся одним из символов Венеции.


 


 


    Эта башня, часы которой вполне можно назвать "венецианскими курантами", была воздвигнута Мауро Кодусси в 1496 - 1499 годах, и специально расположена на Пьяцце так, чтобы многочисленным торговым судам, приближавшимся к Пьяцетте было видно богатство и могущество Венецианской республики.

    На самой вершине башни располагаются две бронзовые фигуры одетых в овечьи шкуры "Мори" (мавров), выполненные скульптором Амброджо далле Анкоре в 1497 году (см. заглавную фотографию поста).
    Интересно, что одна фигура изображает молодого человека, а вторая - старого, вероятно, чтобы тем самым подчеркнуть быстротечность времени. Каждый час мавры звонят в колокол (почему я и называю эти часы курантами), отлитый в венецианском Арсенале в том же 1497 году неким мастером по имени Симеоне.
    Кстати, скульптор вовсе не стремился изобразить именно мавров, просто бронзовые фигуры от времени настолько потемнели, что получили такое название, которое закрепилось, надо думать, теперь уже окончательно.

    Под "маврами" на голубом фоне с золотыми звездами располагается скульптура крылатого льва Святого Марка с раскрытой книгой:


 


 


    Интересен не сам этот лев (таких по всей Венеции можно увидеть множество, о чем я уже писал раньше), а тот факт, что до 1797 года рядом с ним располагалась коленопреклоненная фигура дожа Агостино Барбариго, в годы правления которого и была сооружена Часовая башня.

 

Агостино Барбариго, дож Венеции в 1486 - 1501 гг.:





     Захвативший в 1797 году Венецию Наполеон распорядился демонтировать фигуру дожа, якобы в знак борьбы со старыми венецианскими порядками.

    Хотя, я предположил бы, что скорее потому, что и сам дож и его потомки (род Барбариго пресекся лишь в середине XVIII века) были злейшими врагами Франции. Впрочем, что-то я сомневаюсь, что Наполеон был слишком искушен в исторических перипетиях взаимоотношений французских Валуа и Бурбонов с Венецианской республикой в XV - первой половине XVIII в.
    Так что, моя версия, наверное, не слишком состоятельна.

На этой картине молодой Наполеон, возможно,
еще верит в то, что республика лучше монархии:


 
 
    Но с другой стороны, в конце 1790-х годов Бонапарт, тогда еще не император, позиционировал себя какреспубликанец. Чем же ему не понравились политические порядки Венеции, являвшейся пусть и олигархической (как будто бы тогда было возожно что-то другое), но все же республикой?

    Другие изображения дожей ведь французами были не тронуты, так и оставшись на своих местах рядом с крылатыми львами, если, конечно же, не представляли особой художественной или исторической ценности, чтобы быть перевезенными в Париж. Например, вот это, что украшает главный портал собора Сан Марко:

 
 
    Так, например, по личному распоряжению Наполеона с собора Сан Марко была снята древняя византийская квадрига и отправлена в Париж, откуда она была возвращена на место только после окончательного поражения Франции в 1815 году.
 

 
     Вообще, надо заметить, что в грабеже культурных ценностей (как и в мародерстве) французы XIX века ничуть не уступали тороватым венецианцам эпохи Средневековья и Ренессанса или гитлеровским войскам новейшего времени.

    Но вот квадригу венецианцы все-таки восстановили (хотя к этому времени Венеция оказалась под властью Австрийской империи Габсбургов), а вернуть на место изваяние дожа Агостино Барбариго почему-то не пожелали. И лев на Часовой башне так и остался в одиночестве.

  Почему?

    Может быть потому, что в памяти венецианцев этот дож отметился не только своей деятельностью по украшению города, но и тем, что использовал свою власть для личного обогащения (размах коррупционных схем, выявленных после смерти дожа, оказался просто феноменальным, и его наследникам пришлось возмещать республике ущерб, оцененный в астрономическую по тем временам сумму 76 тысяч золотых дукатов)?
Золотой дукат Венеции конца XIV века
(такие дукаты, они же "цехины" чеканились в Венеции вплоть до наполеоновского вторжения):










    Не стоит забывать и того, что Барбариго был отнюдь не чужд непотизму, что не могло не раздражать граждан республики.


    Впрочем, вернемся к Часовой башне.

    Ниже крылатого льва на небольшой полукруглой террасе находится медная (когда-то позолоченная) статуя Мадонны с Младенцем, работы Алессандро Леопарди.  В праздник Вознесения Богоматери - 15 августа (и в течение недели после него) на террасе перед Мадонной двигаются слева направо три фигуры волхвов, возглавляемые ангелом с трубой (фото не моё, позаимствовал на просторах интернета):
 


     Справа и слева от террасы с Мадонной располагаются две панели, в которых указывается текущее время: на левой часы (римскими цифрами), а на правой - минуты (арабскими) с пятиминутным интервалом.
    Так, на этой фотографии видим время: 12 (XII) часов, 15 минут:

 
 
    Большой циферблат, который вы видите на этой же фотографии, является настоящим шедевром.
    Он был выполнен тогда же когда построили саму Часовую башню, то есть в конце XV века, мастерами из ПармыДжампаоло и Джанкарло Раньери. Это астрономические часы, которые показывают не только время (правда, только часы, но не минуты), но и сезоны года, фазы Луны и движение Солнца от одного зодиакального созвездия к другому.

    Вот эти часы крупнее:
 

 
    Мне не известно, существует ли в Венеции легенда об ослеплении мастеров, сотворивших это чудо. Если нет, то это странно.

    Ведь подобные астрономические часы (Пражские куранты, Орлой), что на башне Староместской ратуши Праги, которые еще древнее венецианских (около 1410 г.) и нисколько не уступающие им по красоте и функциональности, такую легенду породили.
Пражский Орлой:

 
 
    Насколько эта легенда исторически достоверна, я судить не берусь.
    Вернее, полагаю, что это не более чем легенда.

    Всем же хорошо известна наша собственная легенда, увы, до сих пор тиражируемая в том числе и в школьных учебниках, как злодей Иван Грозный приказал ослепить строителей храма Покрова на Рву (собора Василия Блаженного) неких Барму и Постника, чтобы они нигде и никогда больше не смогли построить ничего подобного.
    Для тех, кто не в курсе, сообщаю, что на самом деле не было никаких двух зодчих, а был всего один - Постник Яковлев по прозвищу Барма, который потом еще много чего успел построить.


    Снова (уже ненадолго) возвращаюсь к Часовой башне Венеции.

    В 1506 году, когда сама башня была уже закончена, по проекту Пьетро Ломбардо началось строительство боковых флигелей, которое растянулось почти на 270 лет. Они были достроены лишь в 1775 году архитекторомДжорджо Массари (см. фото вверху поста).
    Я, конечно же, понимаю, что это было вызвано необходимостью придать Пьяцце архитектурную завершенность. Но, по моему мнению, лучше бы Часовая башня оставалась отдельно стоящим зданием (впрочем, это исключительно субъективное мнение дилетанта).


    Давайте лучше теперь посмотрим на другие часы Венеции, которых в ней очень даже много!

    Вот, например, почти незаметные часы на падающей башне, что стоит неполеку от Арсенала. Это не я, "безрукий фотограф горизонт завалил", это на самом деле сильно наклонившаяся башня (или вы думали, что Пизанская в этом отношении уникальна?):

 

    Часы на одной из башен Арсенала, выполненные в том же стиле, что и куранты Часовой башни (лазуревая центральная часть и римские цифры), но показывают еще и минуты. Для рабочих этой верфи, видимо, каждая минута была дорога!





    Они же, но крупнее:

 
 
    А на второй башне венецианского Арсенала - солнечные часы:

 

    Впрочем, судя по надписи снизу циферблата, это относительный новодел.
    Ведь король Италии Виктор-Эммануил III "правил" Италией в 1900 - 1946 годах (ну а после прихода к власти Муссолини, вообще превратился в комичную марионеточную фигуру):
Гитлер, Муссолини и король Виктор-Эммануил III:




 
    А вот это уже не новодел:

 
 
     Эти часы размещены на фасаде церкви Сан Джакомо ди Риальто, построенной еще в XI веке.
    Часы, конечно же, относятся к более позднему времени - к XV веку. Минутной стрелки на них, как видите, нет. Да она и не особенно была нужна в то время, когда достаточно было знать, что есть время утренней службы, обедни и вечерни, а все остальное - от Лукавого!

    Но тем не менее, как вы могли убедиться, венецианцы все же, часы имели (и какие часы!!!).


    Благодарю за внимание.
    Сергей Воробьев.

    Прололжение следует...
http://sergeyurich.livejournal.com/595375....

Наверх страницы

Отели в Италии