Первые помещения музея я рекомендую пробегать, все самое интересное начинается с зала Дианы.
Венария, как и ранее виденный нами Ступиниджи, изначально задумывалась в качестве охотничьей резиденции, а потому тема охоты здесь преобладает. Вот и центральный зал, выходящий окнами и в парадный двор, и в парк, освящен назван в честь богини - покровительницы этой забавы богачей.
Зал Дианы, как и все ядро дворца, был выполнен при Карле Эммануиле II архитектором Амадео дель Кастелламонте. Оформление зала было завершено к 1663 году. Плафон нам показывает Юпитера, передающего Диане власть над охотой (автор - фламандец Ян Миль, спасибо за подсказку globus_belarusi!).
Прочие фрески также посвящены Диане, ну а многочисленные путти перемежаются с монограммой Карла Эммануила
Ярусом ниже помещены портреты дам из Савойского дома, выезжающих на охоту; видимо, по мысли художника эти женщины символизировали (я бы даже сказал громче: были иконами) Дианы. Портреты плохо сохранились, да и дамы там - не королевы, а принцессы, а они в силу салического закона для истории Пьемонта малоинтересны. Кстати, о портретах. Я уж писал, что в любой савойской резиденции тьма-тьмущая парадных портретов; я их не снмиал, понадеявшись на Викисклад; оказалось, что тщетны были мои упования. Так что, если кто-то поедет по моим стопам, фотографируйте побольше: мы желаем знать савойских владык поближе или хотя бы узнавать их в лицо!
Инфостенд говорит, что это - аллегории времен года; ну не знаю...
Ну и всякие разные зверушки: как живые, так и на вертеле:
Зал Знаменитых ланей (famous stags?). Иконография задумана Эмануэле Тезауро: нам показывают четырех славных в истории (скорее, мифологии) ланей, связанных с Александром Великим, Цезарем и Телефом; четвертой ланью Диана заменила Ифигению, предназначавшуюся на заклание. Предположим, про Телефа и вскормившую его лань я прочитал, про Ифигению с детства наслышан, но вот про ланей двух воителей ничего не знаю...Знатоки приглашаются в комментарии! Ну а можно не ломать себе голову, а просто полюбоваться штукатурными рельефами.
Ну а самая занятная история нас ожидает на потолке: король Франции Карл VI на охоте встречает лань Цезаря! А-а-а! Для сомневающихся есть даже надпись на ошейнике: "принадлежу Цезарю".
Зал Водной охоты. По замыслу Кастелламонте, четыре последовательных зала должны были демонстрировать власть Дианы над четырьмя стихиями. Сохранился в достойном виде только зал, посвященный рыбалке.
Меня недавно упрекали, что я ничего не смыслю в колбасных обрезках гобеленах. Вот теперь пусть будет стыдно тем, кто так думал:
Прервемся, продолжение следует.