Итак, немного исторической справки на тему:
"Античный Ватикан начинался на одном из семи римских холмов – Монте-Ватикане, где в то время проживали жрецы храма Аполлона, предсказывавшие будущее.
Это место считалось святым и там никто не жил. Постепенно храм обветшал, растерял часть клира, и при императоре Гае Юлии Калигуле здесь был возведен амфитеатр для гладиаторских боев."
В силу того, что с самого утра безжалостно жарит солнце, а очередь в Ватикан ну ооочень длинная.
Мы решили не скупиться и купили экскурсию на русском языке - группы пускают без очереди.
(наш русскоязычный гид)
(масштабы бедствия - очередь начинается и тянется далеко-далеко вдоль стен)
Пройдя внутрь через металлодетекторы, упираешься взглядом в современную скульптуру Джулиано Ванджи.
Которая символизирует основную идею правления Иоанна Павла II:
на одном из барельефов изображен улыбающийся Иоанн Павел II, который поддерживает фигуру Человека - символ всего Человечества в тот самый момент когда он отрывается от мраморной глыбы,
принимая форму и завладевая окружающим пространством. Название произведения-"Переступить порог надежды", с верой и уверенностью в будущее переступить порог третьего тысячелетия.
Поднявшись по извилистой лестнице,
мы попали во внутренний двор.
Первое место, куда мы направились: Museo Gregoriano Etrusco - один из григорианских музеев Ватикана, расположенный во дворце Иннокентия VIII и здании времён папы Пия IV.
Его мы как-то очень быстро пробежали. Ничего особо запоминающегося, кроме архитектуры и скульптур внутреннего двора.
Шишка, датируемая I и II веками н.э., в свое время была центральной фигурой старинного фонтана,находившегося в районе Марсова поля.
Впоследствии Шишке, нашли иное применение, и она была установлена в центре входного атриума Базилики Святого Петра, построенной императором Константином.
Она была покрыта роскошным балдахином,опирающимся на четыре колонны из порфира и украшенного бронзовыми павлинами из близлежащего Мавзолея Адриана.
Использовалась как фонтан, в котором паломники совершали омовения прежде, чем войти в собор.
Во дворе сейчас копии павлинов, оригиналы хранятся в Новом Крыле музеев.
"Сфера со сферой"- произведение миланского автора Арнольдо Помодоро, символизирует, по словам самого автора, связь между планетой (маленький шар) и Вселенной (большой шар).
Шар был приобретен для коллекции достопримечательностей Ватикана при папе Иоанне Павле II в 1990 году.
Круглый зал это "связной элемент" начальной части Музея Пия-Климента. Посреди Круглого Зала огромная садовая чаша времен Римской Империи.
В углублении находится статуя Апоксимена. Которая изображает атлета в тот момент, когда он с помощью скребка старается очиститься от остатков масла, прилипшего к телу песка и пота.
Статуя представляет собой копию в мраморе, датируемую I в.н.э. с бронзовой фигуры работы греческого мастера Лизиппа.
Так же с балкона зала открывается чудесная панорама на город:
Далее был Museo Pio Clementino - один из музеев Ватикана во дворце Бельведер.
Внутренний восьмиугольный дворик дворца Бельведер.
Первоначально здесь был разбит апельсиновый сад квадратной формы, впоследствии превращенный по распоряжению Юлия II и по проекту Браманте в сад статуй.
Более короткие стороны восьмиугольника называются "кабинетами", в них установлены самые ценные статуи, некогда украшавшие старинный сад Юлия II.
В центральной нише, слева: статуя Венеры Феликс, копия Афродиты Книдской Праксителя, с портретной головой, напоминающей молодую Фаустину около 170 г.
Согласно подписи на цоколе постамента, статуя была посвящена Венере Счастливой Саллюстией и Гельпидом.
Одной из самых знаменитых скульптур двора считается римская мраморная копия статуи Аполлона Бельведерского с бронзового оригинала скульптора Леохара.
Статуя Фьюме (называемая также "Арно") и саркофаг Амазономахии.Статуя речного божества, является плодом множества реставраций и дополнений.
Правая рука и голова статуи,дополнение и реставрация времен Возрождения.Есть предположения,что дополнял и реставрировал статую Микеланджело.
Скульптурная группа "Лаокоон и сыновья".
В соответствии с легендой жрец Лаокоон и два его сына были задушены ужасными змеями, вызванными из морских глубин богиней Афиной и богом Посейдоном.
Жрец возражал против перевозки в город деревянного троянского коня, оставленного греками в качестве жертвоприношения Афине, и сделавшими вид, что они сняли осаду города,и даже требовал предать его сожжению. Троянцы сочли его гибель знамением небес и решили принять коня,внутри которого укрывались греческие герои, предопределив таким образом печальную участь города.
Легенда о Лаокооне стала мифическим предостережением тем, кто старается противится неизбежному:
падение и разрушение Трои было предопределено на небесах, а из пожиравшего её пламени должен был восстать Эней-прародитель нового рода основателей Рима.
Скульптура была найдена в 1506 г., в районе Эсквилино, в зоне, где в свое время располагался Золотой Дворец императора Нерона.
В восьмиугольном дворике хранится также обширная коллекция саркофагов времен древних римлян, в свое время дававшего работу множеству специализированных мастерских,
постоянно совершенствовавшихся в искусстве барельефа и создавших подчас настоящие шедевры.
Резные усыпальницы свидетельствуют о завидном финансовом положении заказчиков.
Через восьмиугольный дворик прошли вв Зал Животных - самый настоящий зоологический музей в мраморе.
Зал Муз в центре которого находится знаменитый Бельведерский торс.
Аполлон изображен выходящим вперед, чтобы сыграть на кифаре.
В античной мифологии Аполлон фигурирует,как властитель волшебной горы Парнас, бог музыки и поэзии, окруженный музами и считается покровителем прорицателей и поэтов.
Скульптура представляет собой копию времен эпохи императора Адриана
(слева направо: Мельпомена - муза трагедии, Аполлон, Эрато - муза элегии)
Далее Зал Ротонда.
Построен Микеланджело Симонетти в 1780 - 1782 гг. в соответствии с идеалами классицизма XVIII в.
В центре зала находится огромная монолитная порфировая чаша (13 м в периметре) из Золотого дома императора Нерона.
В нишах установлены 18 статуй и бюстов римских и греческих богов и героев.
( статуя Геркулеса из позолоченной бронзы - единственная позолоченная статуя, сохранившаяся со времён античности)
Вход в Зал Греческого Креста. Входной портал охраняют две гигантские фигуры атлантов, выполненные в египетском стиле и украшавшие прежде виллу Адриана;
император совершил множество путешествий по восточным владениям и проникся любовью к культуре великих цивилизаций.
Мозаика у входа в зал была найдена при раскопках одной из римских вилл, где она украшала триклиний (обеденный зал), и отреставрирована в 18 веке.
Сразу на право перед входом в длинную Галерею Канделябров - круглый Зал Биги.
Зал был построен по проекту архитектора Джузеппе Кампорезе по заказу папы Пия VI.
В нем стоит бига-римская колесница, запряженная двумя лошадьми, статуя «Дискобол»(II в.н.э.), и другие статуи и саркофаги.
Главные Галереи Папского Дворца-Канделябров.
Потолочная фреска сразу у входа изображает фамильный герб Папы и его Папскую эмблему в виде двух перекрещенных ключей под Папской короной.
Следующая Галерея-Галерея Гобеленов.
Галерея длинной в 100 метров, главные экспонаты-гобелены Брюссельской мануфактуры Питера Кук ван Альста, вытканные в 16 веке.
До этого момента они украшали стены знаменитой Сикстинской капеллы.
Галерея Географических Карт.
Идея проекта принадлежит Папе Григорию XIII, пожелавшему воспроизвести карту всей Италии.
Галерея представляет собой коридор длиной 120 м. и шириной 6 м.
Она расписана 40 географическими картами с изображением бывших владений Католической церкви и важнейших регионов Италии в эпоху папы Григория XIII.
После галереи Географических Карт и через комнаты апартаментов Папы Пия V и Зал Собески.
Прихожая купола (Vestibolo a Cupola) здесь заканчивается череда длинных-длинных галерей:
В нашу экскурсионную програму не входило посещение Станцы Рафаэля, но я не могла такое пропустить и увлекла Сергея за собой, о чём он потом ни разу не пожалел.
Если идти напрямую, то вниз по лестнице спустишься в Сикстинскую капеллу, но об этом позже:)
Из Прихожей купола мы отправились налево.
Sala dell’Immacolata, т.е Непорочного Зачатия.
В католицизме существует догмат Непорочного Зачатия Девы Марии. Согласно ему Богородица была освобождена от первородного греха еще во чреве матери.
Станцы Рафаэля - серия из четырех комнат, расположенная над Апартаментами Борджиа.
Эти комнаты были частью личных апартаментов Папы Юлия II.
Станцы начали расписывать знаменитые художники того времени - Бальтазаре Перуцци, Содома, Перуджино.
Браманте, главный папский архитектор, представил Папе Юлию своего протеже Рафаэля.
Папа пришел в восторг от эскизов молодого художника ( Рафаэлю было 25 лет) и поручил сделать росписи станц Рафаэлю.
Первая станца дель Инчендио ди Борго.
Расписана Рафаэлем сюжетами из истории папства. Сюжетами являются исторические события, происходившие при папах, носивших имя "Лев".
Лучшая фреска этой станцы, по имени которой она и названа, — «Пожар в Борго» (правый верхний угол и на 2-м фото левый).
Фреска "Победа Льва IV над сарацинами в морском сражении при Остии в 849 г."
Фреска "Коронация Папой Львом III Карла Великого"
Затем идет зал Константина. Этот зал был расписан после смерти Рафаэля, по эскизам мастера его учениками.
фреска Дж. Романо " Битва на Мильвийском мосту"
фреска "Крещение Константина Великого"
Станцу д’Элиодоро (Stanza d’Eliodoro) Рафаэль расписал в 1511—1514 гг.
Тематика её росписей — чудесное покровительство, оказываемое Богом церкви.
Фреска «Изгнание Элиодора», по которой станца получила своё название, рассказывает о том, как небесный всадник изгоняет сирийского военачальника Элиодора из Иерусалимского храма, который он хотел разграбить.
Считается, что в этом сюжете содержится намёк на изгнание французов из Папской области. Слева изображён сидящим папа Юлий II.
Прекрасно передан характер этого сильного и властного человека.
Фреска "Освобождение апостола Петра из Мамертинской тюрьмы":
Фреска "Месса в Больсене". Справа от алтаря изображен Папа Юлий II.
Станца делла Сеньятура (Stanza della Segnatura) была папским рабочим кабинетом, и здесь же подписывались папские указы.
Это первая из станц, расписанных Рафаэлем (1508—1511 гг.).
Тема росписи — духовная деятельность человека. Фрески представляют четыре её области:
«Афинская школа» — философию, «Мудрость, умеренность и сила» — правосудие.
«Парнас» — поэзия.
«Диспута» — богословие. Изображает диалог о таинстве Св. Причастия и смысле гостии.
Я совершенно не помню что это был за зал, но от такого количества совершенной красоты я очень расчувствовалась.
Пожалуй станцы произвели на маня самое мощное впечатление.
Далее были Апартаменты Борджиа - апартаменты папы Александра VI (Родриго де Борджиа), расположенные этажом ниже станц Рафаэля.
Эта часть дворца Николая V была в конце XV в. перестроена под личные апартаменты Александра VI и в 1490-х гг. украшена росписями Бернардино Пинтуриккьо и художников его мастерской.
Мыслитель. Роден
Коллекция современного религиозного искусства
В 55 залах представлены произведения современного искусства: живопись, скульптура, прикладное искусство, графика, витражи, подаренные Ватикану художниками и коллекционерами.
В ранней коллекции находились произведения Эль Греко, Симоне Мартини, Тоси, Манчини и др. Фонды коллекции включают около 800 произведений художников со всего мира.
Винсент Ван Гог "Пьета"
Гаэтано Превиати , Clair de lune (1909)
Анри Матисс "Мадонна с ребенком"
Отто Дикс , библейские сюжеты. Это святой Христофор, несущий Иисуса:
Педро Кано "Объятия" (The Embrace) - это моя любимая картина, почему-то так понравилась, что я бы себе забрала домой и повесила на стену:)
Сальвадор Дали:
"Миланский собор с крыши" Джорджо де Кирико
Уилл Барнет "Четыре поколения" 1984 - нам с Сергеем эта картина показалась несколько жутковатой))
И наконец, после того как мы немного запутались в коридорах и пошли было назад в сторону выхода, вернулись и пошли в Сикстинскую Капеллу - бывшая домовая церковь в Ватикане. Построена в 1473—1481 годах архитектором Джордже де Дольчи, по заказу папы римского Сикста IV, откуда и произошло название.
Вообще-то в капелле запрещено(!) фотографировать и разговаривать, но гул стоит жуткий.
"После сближения папы и Лоренцо Медичи (спустя два года после заговора Пацци) группа флорентийских художников была приглашена в Рим,
где вместе с умбрийскими мастерами в 1481-83 гг. украсили стены Сикстинской капеллы.
Это были Боттичелли, Перуджино, Гирландайо и Козимо Росселли, при участии своих помощников:
Пинтуриккио, Синьорелли, Бартоломео делла Гатта, Давид Гирландайо, Пьеро ди Козимо, Бьяджо д'Антонио.
Эти фрески содержали множество портретных фигур (в сохранившихся 12 фресках насчитывается не менее сотни).
Первоначально фресок было 16, сохранилось 12."
" Роспись потолка Сикстинской капеллы представляет собой известнейший цикл фресок Микеланджело, созданный в 1508—1512 годах и считающийся одним из признанных шедевров искусства Высокого Возрождения. Сложнейшую задачу, поставленную перед ним папой Юлием II — Микеланджело, называвшему себя скульптором, а не живописцем, не приходилось ещё осуществлять столь масштабную работу в технике фрески,
— мастер выполнил в рекордные сроки и практически один."
После посещения капеллы, из которой выгнали товарища с камерой :), мы пошли обратно в сторону выхода.
Кусочек внутреннего двора:
Вид на купол собора святого Петра:
Вновь по коридорам музея:
открытки из Ватикана близким:) *ну как тут удержишься от такой чудесной традиции:)?*
Рядом с отделением почты находятся - сувенирная лавка (чьооооотки нннада? :)
И макет Ватикана:
Так незаметно пролетел почти весь день), мы вышли на площадь перед собором и решили заглянуть в него до заката:
Туда тоже очередь т.к. необходимо пройти металодетекторы и имейте ввиду - соблюсти дресс-код!
(В собор нельзя входить с голыми плечами)
Собор Святого Петра (итал. Basilica di San Pietro) -католический собор, центральное и наиболее крупное сооружение Ватикана, крупнейшая историческая христианская церковь в мире.
Одна из четырёх патриарших базилик Рима и церемониальный центр Римской католической церкви. Над его созданием трудилось несколько поколений великих мастеров: Браманте, Рафаэль, Микеланджело, Бернини.
Вместимость около 60 000 человек+400 тыс человек на площади.
"Оплакивание Христа" - первая и наиболее выдающаяся пьета, созданная Микеланджело Буонарроти.
Это единственная работа скульптора, которую он подписал/Она была создана им на рубеже XV и XVI столетий в возрасте 23 лет.
После того как злоумышленником была совершена попытка разбить статую, её защитили стеклом.
Рядом располагается небольшая капелла Распятия (или Реликвии), в которой хранится великолепное деревянное распятие конца XIII — начала XIV в., приписываемое Пьетро Каваллини.
Купол, шедевр архитектуры, имеет внутри высоту 119 м и диаметр 42 м. Он опирается на четыре мощных столба. В нише одного из них стоит пятиметровая статуя св. Лонгина работы Бернини.
Роль Бернини в создании скульптурного убранства собора очень велика, он работал здесь с перерывами почти пятьдесят лет, с 1620-го до 1670 г.
В подкупольном пространстве над главным алтарём находится шедевр Бернини — огромный, высотой 29 м балдахин (киворий) на четырёх витых колоннах, на которых стоят статуи ангелов.
Среди ветвей лавра на верхних частях колонн видны геральдические пчелы семейства Барберини.
Бронзу для кивория взяли из Пантеона, разобрав по приказу папы Урбана VIII (Барберини) конструкции, которые поддерживали крышу портика.
Сквозь балдахин видна находящаяся в центральной апсиде и также созданная Бернини кафедра св. Петра.
Она включает поддерживаемое четырьмя статуями отцов церкви кресло св. Петра, над которым парит в сиянии символ Святого Духа.
Справа от кафедры — надгробие папы Урбана VIII работы Бернини, слева — надгробие Павла III (XVI в.) работы Гульельмо делла Порта, одного из учеников Микеланджело.
Центральный неф- Общая длина базилики 211,6 м.
На полу центрального нефа имеются отметки, показывающие размеры других крупнейших соборов мира, что позволяет сравнить их с собором св. Петра.
В конце центрального нефа, у последнего столба справа, находится статуя св. Петра XIII в., приписываемая Арнольфо ди Камбио.
Статуе приписываются чудодейственные свойства, и многочисленные паломники благоговейно прикладываются губами к бронзовой ноге.
Швейцарская гвардия — один из видов вооружённых сил Ватикана. Её по праву можно считать старейшей армией мира, сохранившейся до наших дней.
Основанная ещё в 1506 году, она на данный момент включает в себя всего 100 гвардейцев, которые готовятся в швейцарских вооружённых силах и служат в Ватика.
На военную службу на добровольной основе призываются получившие среднее образование мужчины-швейцарцы только католического вероисповедания в возрасте от 19 до 30 лет.
Немного нас уставших, но чертовски довольных недаром проведённым временем:)
http://cristina-k.livejournal.com/tag/%D0%92%D0%B0%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D0%BD