Booking.com

ВАТИКАН. СОБОР СВ. ПЕТРА. ПЛОЩАДЬ СВ. ПЕТРА

Разместить рекламу на «Италия по-русски»
Изображение пользователя yulianna8500.

Сей случайной фотографией из сети открою серию постов про Ватикан. Регулярно писать не обещаю, но буду стараться.


Когда-то на том месте, где теперь стоит собор св. Петра, располагались сады цирка Нерона. 


Цирк Нерона. Сады. 
Реконструкция http://www.crestinortodox.ro/sarbatori/sfintii-apostoli-petru-pavel/circul-nero-locul-martiriului-sfantului-petru-125295.html

Первая базилика была построена в 324 году, в правление первого христианского императора Константина. 
Алтарь храма был размещен над могилой, со второго века считаемой захоронением св. Петра, принявшего в 66 году мученическую кончину в цирке Нерона.


На плане показаны фундаменты цирка и первой базилики, под алтарем захоронение св. Петра.
Иллюстрация из книги Pagan and Christian Rome by Rodolfo Lancian

Во перестроенном соборе св. Петра в 800 г. папа Лев III короновал Карла Великого Императором Запада.
В XV в. базилика, существовавшая уже одиннадцать столетий, грозила обрушиться, и её начали расширять и перестраивать. 


Реконструкция облика базилики ок. 1450 г. 

Кардинально решил этот вопрос Юлий II, приказавший построить на месте древней базилики огромный новый собор, который должен был затмить как языческие храмы, так и существовавшие христианские церкви. 

В результате разрушения древней базилики были утрачены многие произведения раннехристанского и средневекового мурального искусства. 
Частично удалось сохранить мозаику Навичелла (1305-13), приписываемую авторству Джотто (находится в центральном люнете портика).


Евангелие от Матфея 14:22-33
И тотчас понудил Иисус учеников Своих войти в лодку и отправиться прежде Его на другую сторону, пока Он отпустит народ. И, отпустив народ, Он взошёл на гору помолиться наедине; и вечером оставался там один. А лодка была уже на середине моря, и её било волнами, потому что ветер был противный. В четвёртую же стражу ночи пошёл к ним Иисус, идя по морю. И ученики, увидев Его идущего по морю, встревожились и говорили: это призрак; и от страха вскричали. Но Иисус тотчас заговорил с ними и сказал: ободритесь; это Я, не бойтесь. Пётр сказал Ему в ответ: Господи! если это Ты, повели мне прийти к Тебе по воде. Он же сказал: иди. И, выйдя из лодки, Пётр пошёл по воде, чтобы подойти к Иисусу, но, видя сильный ветер, испугался и, начав утопать, закричал: Господи! спаси меня. Иисус тотчас простёр руку, поддержал его и говорит ему: маловерный! зачем ты усомнился? И, когда вошли они в лодку, ветер утих. Бывшие же в лодке подошли, поклонились Ему и сказали: истинно Ты Сын Божий.

От прежней базилики остались огромные бронзовые двери центрального входа, выполненные флорентийским мастером Antonio Averuline, известного под именем Филарет (1445 г.). В верхней части дверей изображены большие фигуры сидящих на троне Спасителя и Богоматери. В центре - апостолы Петр и Павел. В двух нижних клеймах изображены сцены судилища у Нерона и последующей казни апостолов.

Филаретова дверь 


Филаретова дверь. Распятие Петра

... 


Филаретова дверь. Апостолы Пётр и Павел

... 


Филаретова дверь. Портреты Maffeo Vegio и Alvise Trevisan


Филаретова дверь. Деталь


Филаретова дверь. Похищение Европы 


Филаретова дверь. Деталь 

В 1506 г. был утверждён проект нового собора архитектора Донато Браманте, в соответствии с которым начали возводить центрическое сооружение в форме греческого креста (с равными сторонами).


План Донато Браманте. Реконструкция Geymüller.

Одним из способов получения денег на строительство храма была выдача индульгенций в обмен за вознаграждение. Так Альбрехт архиепископ и курфюрст Майнцский (1514), чтобы вернуть деньги, взятые у банкирского дома Фуггеров для оплаты кафедры архиепископа Майнцского, добился от папы Льва Х разрешения продавать индульгенции для покрытия долга, с тем условием, что половина вырученных сумм пойдет в Рим (на строительство собора св. Петра). Торговля индульгенциями была поручена Иоганну Тецелю, который повел ее с таким цинизмом, что это побудило Мартина Лютера обнародовать свои знаменитые 95 тезисов, явившихся прологом Реформации. 

После смерти Браманте строительство возглавил Рафаэль, обратившийся к традиционной форме латинского креста (с удлинённой четвёртой стороной), затем Бальдассаре Перуцци и Антонио да Сангалло Младший. 
Наконец, в 1546 г. руководство работами было поручено Микеланджело. Он вернулся к идее центральнокупольного сооружения, но его проект предусматривал создание многоколонного входного портика с восточной стороны (в древнейших базиликах Рима, как и в античных храмах, вход находился с восточной, а не с западной стороны). Все несущие конструкции Микеланджело сделал более массивными и выделил главное пространство. 


План Микеланджело Буонаротти. Реконструкция.


Южный фасад собора св. Петра, Микеланджело Буонаротти. Опубликован в 1569г. 
http://www.metmuseum.org/Collections/search-the-collections/90035202?rpp=20&pg=1&rndkey=20130105&ft=*&when=A.D.+1400-1600&who=Etienne+DuP%C3%A9rac&pos=1


Площадь св. Петра. Собор в ходе строительства. Кон. ХVI век. Неизвестный автор.

При Микеланджело был возведён барабан центрального купола, но сам купол достраивал уже после смерти Буонаротти (1564 г.) Джакомо делла Порта, придавший куполу более вытянутые очертания. Из четырёх малых куполов, предусмотренных проектом Микеланджело, архитектор Виньола возвёл только два. В наибольшей степени архитектурные формы именно в том виде, как они были задуманы Микеланджело, сохранились с алтарной, западной стороны.

Но на этом реконструкция не закончилась. В начале XVII в. по указанию Павла V архитектор Карло Мадерно удлинил восточную ветвь креста — пристроил к центрическому зданию трёхнефную базиликальную часть, вернувшись таким образом к форме латинского креста, и построил единый фасад вместо разновеликих корпусов, окружавших изначально атриум базилики. 


План Карло Мадерно. Разрез.


Собор св. Петра. Современный вид.

Аттик фасада венчают громадные, высотой 5,65 м, статуи Христа, Иоанна Крестителя и одиннадцати апостолов (кроме апостола Петра). Однако и Карло Мадерно не удалось выполнить свой проект полностью: осадка почвы не позволила построить на двух концах фасада предполагавшиеся дополнительные башни, которые перерезали бы однообразную линию аттика и придали бы ему большую монументальность и гармонию. 
В результате этой перестройки купол Микеланджело - Джакомо делла Порта оказался скрыт новым фасадом, утратил своё доминирующее значение, и хорошо просматривается только издали. 


Собор св. Петра. Вид с улицы Примирения 
(итал. Via della Conciliazione, проложена в ходе перепланировки Рима Муссолини в конце 30-х годов ХХ века, хотя обзорная перспектива по оси собора была предложена Карлом Фонтана ещё в конце XVII века)


Собор св. Петра. Восточный фасад. http://www.flashromani.com/Opere_ita_SF.asp

После сооружения столь грандиозного собра, потребовалась площадь, которая вмещала бы большое количество верующих, желающих принять участие в религиозных празднествах. 
Площадь перед собором была реконструирована в 1656-67 годах по проекту темпераментного Джованни Бернини. 
Он окружил площадь двумя симметричными колоннадами тосканского ордера, образующими в сочетании с собором символическую форму замочной скважины «ключа св. Петра». Над антаблементом возвышаются 140 огромных статуй святых.



В центре эллипса — "Игла" — египетский гранитный обелиск из Гелиополя, привезённый в Рим императором Калигулой в 37 г. и украшавший цирк Нерона. 
"Игла" - единственный обелиск в городе, который простоял в неизменном виде вплоть до Возрождения. Он стоял сбоку от собора.
И только в 1586 году он был перемещён в центр площади архитектором Доменико Фонтана. Эта работа заняла четыре месяца. 
Для того чтобы поднять 350-тонный монолит высотой 25,5 м, потребовалась сложная система подъёмных механизмов, 900 человек и 70 лошадей.


Установка обелиска перед собором св. Петра. Гравюра по рисунку Доменико Фонтана. XVI век.

"Несмотря на то что площадь св. Петра сооружалась в период расцвета пышных композиций барокко, она обладает спокойствием и четкостью членений. Монументальные колоннады из гладкоствольных тосканских колонн создают тяжеловесную раму для площади, находящую себе оправдание в ее громадных размерах. Не менее удачно скомпоновано продолжение колоннад, переходящих в крытые коридоры, расположенные по сторонам трапециевидной части площади. Поверхность мостовой здесь поднимается в направлении собора. И чтобы избежать того неприятного впечатления, когда здание, стоящее на косогоре, как бы врезается в землю, Бернини применил оптические коррективы: цоколь и карнизы коридоров идут у него по наклону, поднимаясь вместе с поверхностью площади, а все капители пилястр и проемы окон имеют легкие перекосы. Наблюдатель не замечает этих перекосов и вместе с тем ощущает естественность в строении фасадов, легко преодолевающих подъем.

Площадь св. Петра, занимающая территорию более 3,5 га, принадлежит к числу крупнейших площадей мира и уступает в размерах только парижской площади Согласия, Красной площади в Москве и Дворцовой площади в Ленинграде. Однако ее глубина (Общая глубина площади св. Петра составляет 255 м; большая ось овала имеет 200 м, малая ось - 130 м) все же не дает возможности видеть собор на том необходимом расстоянии, когда центральный купол рисовался бы на небосклоне вместе с боковыми куполами. Именно поэтому современники Бернини не считали площадь св. Петра вполне законченной и, безусловно, удачной площадью Рима. Один из крупнейших архитекторов конца XVII в. Карло Фонтана подверг эту площадь детальному разбору и критике в специальном трактате (Fontana Carolus. Templum Vaticanum et ipsius origo. Romae, 1694), предлагая ряд вариантов ее исправления. Согласно наиболее интересному варианту Карло Фонтана, площадь должна была получить трапециевидное дополнение с невысокой колокольней напротив собора. Далее в направлении замка св. Ангела предполагалось разбить длинную площадь, отвечавшую углу зрения, под которым был виден собор. Помимо этого, на зеленых склонах Ватиканского холма были предусмотрены пандусы и открывалась новая видовая точка на Рим. Если бы замысел Карло Фонтана получил осуществление, то барокко подарило бы Риму самую мощную осевую композицию, а площадь св. Петра, вероятно, нашла бы радикальное решение, в поисках которого и теперь еще безуспешно продолжаются планировочные работы. "
Бунин А.В., Саваренская Т.Ф. 'История градостроительного искусства. Градостроительство рабовладельческого строя и феодализма. Том первый' - Москва: Стройиздат, 1979 - с.496 

В 1748 в серии "Виды Рима" была опубликована гравюра Пиранези "Площадь Св Петра в Риме". Но здесь приведу изображение гравюры Джузеппе Вази 1753 года, безусловно созданной по мотивам листа Пиранези, однако более близкой мне в плане восприятия пространственного решения Бернини.


Piazza San Pietro. Giuseppe Vasi. 1753
Фотопанораму площади, созданную в 1906 году, можо посмотреть на сайте Библиотеки Конгресса:http://hdl.loc.gov/loc.pnp/pan.6a23080 

На этом, пожалуй, пока остановлюсь, хотя даже ещё не всё, что на площади есть интересного, удалось показать.

http://i-mar-a.livejournal.com/43522.html

 

Наверх страницы

Отели в Италии