21 сентября, второй день поездки. Куплен по Инету билет (59 евро) на экскурсию (на английском языке) в Ватиканские музеи, собор и гроты. Экскурсии с гидом проходят по определённому маршруту, отличному от маршрутов самостоятельных туристов. Время 12:15, Галерея Chiaramonti, откуда практически и начался осмотр музеев, хотя начало экскурсии в 11 часов. О том, куда ушёл час с четвертью в конце поста.
01.
В Галерее Chiaramonti выставлено более около 1.000 древних скульптур, бюстов, архитектурных украшений, урн и саркофагов. Здесь, перед этими бюстами древних римлян, мы притормозились. Гид заодно рассказала о Нерона, его Золотом доме и широко известной легенде о якобы Нерон поджёг Рим. О Нероне, как и нашем императоре Павле, рассказывают много негатива, хотя на самом деле, далеко не всё соответствует действительности. Очернить Нерона и Павла было политическим шагом тех, кто правил после них.
02.
Сейчас по Инету кочуют снимки раскрашенных древнегреческих и римских статуй, есть утверждение, что статуи в античности ярко раскрашивали. Ну, не знаю, как-то в это не особо верится: римляне, к примеру, создавали много бюстов и статуй из нескольких сортов разноцветного мрамора, зачем им надо было красить ещё статуи из белого мрамора? Греки же были большими эстетами, а раскрашенные сейчас статуи смотрятся очень аляписто.
03.
*****
Бельведерский дворик. Два фрагмента саркофагов в нишах на стенах.
04.
05.
******
Посмотрев на Аполлона и на Лаокоона и прочих, пошли дальше. Пролетели мимо двух залов животных, сделанный на бегу снимок не получился. Фотографирую потолочные фрески.
06.
07.
*****
Галерея статуй - Galleria delle Statue.
08.
Бельведерский торс - статуя, предположительно созданная в I веке до н. э. и приписываемая древнегреческому скульптору Аполлонию; изготовлена из мрамора, в высоту 1,59 м. Изображает, по различным теориям, Геракла. Точное происхождение статуи неизвестно: некоторые исследователи полагают, что она может быть поздней римской копией, изготовленной на основе греческого оригинала. Известности скульптуры во многом способствовал Микеланджело, бывший в восторге от неё и неоднократно её изучавший. Совершенного иного мнения о скульптуре был Стендаль, считая её памятником уродству, ставшим известным только благодаря имени Микеланджело. Скажу прямо, я совершенно согласна со Стендалем. Кадры статуи в другом ракурсе можно увидеть в Инете, эта популярная статуя, её все туристы фоткают. Я же просто не успела её толком заснять - энергичная гид-американка бодро зашагала вперёд.
09.
*****
Зал Ротонды - Sala Rotonda - знаковое место Ватиканских музеев: невероятной красоты римский мозаичный пол III века, огромная монолитная порфировая чаша (13 м в периметре) из Золотого дома Нерона. В нишах зала Ротонды установлены 18 статуй и бюстов римских и греческих богов и героев. Гид обратила наше внимание на колоссальный бюст красавца Антиноя, фаворита императора Адриана, но в подробности не стала вдаваться. Я же приведу немного фактов. Антиной погиб в октябре 130 года в водах Канопского Нила при невыясненных обстоятельствах. Адриан очень горевал о его кончине, он учредил культ Антиноя, который получил широкое распространение, главным образом, в Греции и в Египте. Замечу, что Антоний, ну и Адриан заодно, был геем, но в античности к этому относились спокойно, стоит, например, вспомнить древнегреческую поэтессу Сапфо, жившую на острове Лесбос в 6 в. до н.э.
10.
Скульптурам в этом зале гид вообще не удостоила вниманием даже вот этой знаменитой статуе Геркулеса из позолоченной бронзы, датируемой II веком и найденной близ театра Помпея. А ведь это единственная позолоченная статуя, сохранившаяся со времён античности.
Не рассказала гид и о том, что в античности был культ обнажённого тела, но в 1557 году Папской буллой было запрещено изображение полностью нагого мужского тела, причинные места на статуях отбивали молотком, прикрепляя затем фиговые листочки. "Фиговая кампания", или иначе "Великая кастрация", растянулась на столетия - в Ватикане сотни статуй обнажённых мужчин. Не остались без внимания и фрески, в том числе и "Страшный суд" Микеланджело.
11.
Прекрасная статуя императора Клавдия. Я её фотографировала в прошлый раз, но на этот раз она вышла более удачно. Когда смотрю на неё, невольно вспоминаю многочисленных нищих Рима. Вот также с протянутой рукой сидят они возле знаковых церквей Вечного города. Правда, сейчас у многих в руке пластмассовый стаканчик, но с плошками, как у Клавдия, тоже есть.
12.
*****
Зал греческого креста - Sala a Croce Greca. Здесь два порфировых саркофага, один из них - саркофаг Констанции из мавзолея Констанции, 350—360 года. На полу красивейшая мозаика, её я хорошо сняла в предыдущее посещение.
13.
*****
Из Дворца Бельведер, где располагается Музей Пио-Климента - Museo Pio-Clementino, путь лежит в Галерею канделябров - Galleria dei Candelabri, длиной в 80 метров. Здесь древнеримские канделябры II века, а также вазы, фрагменты саркофагов, фрески, римские копии с греческих оригиналов III-I вв. до н.э.
Статуя Артемиды Эфесской, II век.
14.
15.
Высокие причёски римлянок в виде башни давно обращают моё внимание. Оказывается, такие избыточные причёски были в моде во времена Флавиев до Траяна, т.е. с 69 до 99 г. н.э. Вот так, по причёске можно определить, в какое время создавалась та или иная скульптура.
16.
*****
Зал Кьяроскури - Sala dei Chiaroscuri. Эти фрески я сфотографировала в первое посещение в 2004 году, а теперь вот и в этот раз.
17.
18.
*****
Следующая Галерея - Галерея гобеленов, 100 метров в длину. Гобеленами нашего брата не удивить, в Эрмитаже шикарная галерея старинныз гобеленов. Но эти знамениты тем, что были изготовлены по картонам учеников самого Рафаэля. Кроме того, изначально гобелены висели в Сикстинской капелле. Сами гобелены полностью сфотографировать невозможно. Они огромны, коридор галереи узкий, по нему идут нескончаемым потоком туристы большими группами или отдельно. Сюжеты фресок - религиозные.
Эта фотография Музеи Ватикана является собственностью сайта TripAdvisor
*****
Галерея географических Карт - Galleria delle carte geografiche. Здесь на стенах 40 огромных фресок географических карт.
19.
120 метров неописуемой красоты росписей потолка галереи.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
'''''
Время 13:45. Гид ведёт нас к собору. Впереди передо мною идут группы туристов, их море. Главное - не потеряться в толпе. Внизу видна огромная очередь на купол собора.
27.
Что там народ ждёт - непонятно. По окончании экскурсии в 14:20 гид нас вывела именно сюда, где в фонтане я набрала свежей прохладной воды.
28.
Около 14 часов входим в собор. У входа справа "Пьета" Микеланджело. В 1972 году на статую напал со скальным молотком австралийский геолог венгерского происхождения, после чего перед статуей установили пуленепробиваемое стекло. На расстоянии статуя видится довольно небольшой, хотя высота её 174 см.
29.
Перед статуей огромная толпа, чуть ли не каждый турист делает на её фоне селфи и зачем, спрошивается.
"Пьета" Микеланджело меня завораживает. Ничего прекрасней не было создано рукой человека. Трудно поверить,
что изваял её Микеланджело в возрасте всего 24 лет, более пятисот лет назад - в 1499 году. Уже ради того, чтобы в третий раз увидеть эту самую прекрасную в миру статую стоило пойти на эту экскурсию.
30.
Статуя Св. Петра, XIII в. Прохожу мимо неё и, как в первое посещение собора, дотрагиваюсь до ступни статуи, веря в то, что моя просьба исполнится. От прикосновений миллионов туристов ступня статуи стёрлась...
31.
В соборе наблюдала забавную сценку. Подхожу к одной из двух великолепных кропильниц. Они огромны - два метра в диаметре. Перед кропильницей стоят две девушки и моют в воде чаши руки, а одна потом умывается. Я, конечно, была в огромном изумлении, но подумала, что, видно, они впервые в католическом храме и не знают, для чего в чаше вода и, очевидно, посчитали, что это очередной римский фонтан.
32.
*****
После небольшого знакомства с собором, пошли в гроты. Я там была в 2004 году, с экскурсией, но в следующее посещение собора не нашла вход туда. В первое посещение гроты оставили у меня большое впечатление, а сейчас нет - был несколько изменён в них маршрут. Гробницу Св. Петра плохо видно. Она не только за пуленепробиваемом стеклом, но и довольно далеко от места, с которого можно к ней приблизиться. Фотографировать в гротах нельзя, фото нашла в Инете.
******
В 14:30 выхожу из собора. Можно было ещё там остаться, но сил уже не было. В собор всё же надо идти отдельно, как я это сделала во второй раз, выстояв большую очередь на солнцепёке.
33.
Вид на собор.
34.
Площадь Св. Петра.
35.
Если не ошибаюсь, то окно под гербом именно то, из которого Папа обращается к народу.
36.
Лето этого, 2017 года, выдалось в Риме очень жарким, температура воздуха зашкаливала за +40, появилась проблема воды. Папа в целях экономии воды повелел отключить фонтаны Ватикана, и до сих пор на площади Св. Петра фонтаны стоят сухими.
37.
Колоннада Бернини прекрасна. Перед ней много простора.
38.
*******************************
Минусы экскурсии
Во-первых, почему-то надо приходить на место встречи аж за полчаса, хотя группа двинулась с места встречи на 10 минут позже. До осмотра музея выслушали лекцию, которая продолжалась академический час. Место для лекции непродумано, оно где-то у углу. Перед большим экраном, на котором гид показывала картинки, широкая скамейка, на ней лицом к экрану помещается человек пять-шесть, остальным приходится сидеть спиной к экрану, большая часть стоит. Передние места с ходу заняли более молодые. Так, молоденькой российской паре даже в голову не пришло, что уж они могли бы и постоять, уступив места более пожилым туристам.
Рассказ гид начала с истории создания собора, затем о Сикстинкой капелле, ради которой в Ватиканские музеи идут орды туристов. На потолке Сикстинской капеллы Микеланджело изобразил более 300 фигур. О всех не рассказать, но гид старалась.
Рассказав довольно детально о соборе, потолочной фреске, гид начала долгое повествование о фреске "Страшный суд", а на фреске, между прочим, изображено около 400 фигур. Замечу, что надо обладать очень цепкой памятью, чтобы в голове уместить все эти сведения и донести их до капеллы, тем более, что в неё мы сразу не попали, завернув во Дворик Сосновой шишки. Вообще, всемирно известный собор и капелла детально описаны в Инете, в путеводителях и книгах. А в любое знаковое место надо приходить хоть немного, но подготовленным.
На этом снимке из Инета не видно, насколько огромна Сикстинская капелла. Краски здесь ужасны, зато прекрасно виден пол, чего в реале турист не увидит - люди в капелле стоят плечо к плечу. В капелле стоит гул, фотографировать нельзя, время от времени служащие просят соблюдать тишину. Капелла производит огромное впечатление, особенно фреска "Страшный суд". Что касается потолка, то тут я согласна с критиками реставрационных работ - фреска смотрится слишком ярко, как новодел. О рестврации потолочной фрески статья в Википедии: "Реставрация фресок Сикстинской капеллы".
И ещё один минус - сложно фотографировать. Ты как будто привязан к группе. Если отойти в сторону для фотосъёмки, то несмотря на наушники, можно запросто потерять группу. Надо держать в поле зрения группу, выбирая объект для фотосъёски и одновременно вслушиваясь в объяснения гида. От звука в наушниках у меня гудит голова, приходилось их часто снимать.
******
Все нумерованные снимки - мои.
Источники сведений из Википедии.