Booking.com

Vacanza Italiana. "Сокровища Ватикана"

Разместить рекламу на «Италия по-русски»
Изображение пользователя Кампана.

 



Итак, сегодня мы гуляем по Ватикану - сначала посетим Музеи Ватикана, потом погуляем по Piazza San Pietro, сходим к Замку Святого Ангела (Castel Sant'Angelo), а ближе к вечеру, вернемся к Собору Святого Петра (Basilica di San Pietro) и даже поднимемся на купол Собора... если успеем, конечно...
Ну что, вперёд!
Свернуть
Для начала, давайте вспомним, что же такое Ватикан... Государство Град Ватикан (Stato della Città del Vaticano) есть суверенное государство, находящееся в западной части Рима, но полностью независимое от Италии. Как по площади, так и по числу жителей Ватикан является самым маленьким независимым государством в мире.
Территория Ватикана составляет всего 44 гектара; она ограничена стенами и белой демаркационной линией на площади Святого Петра, соединяющей два крыла соборной колоннады Бернини.

Юрисдикция Ватикана простирается также и на некоторые объекты в Риме и за его пределами – три "великие базилики": Santa Maria Maggiore, San Giovanni in Laterano и San Paolo fuori le mure; четвертая – San Pietro в самом Ватикане и ряд дворцов и вилл общей площадью 70 Га. Ватикану принадлежит также замок Кастель-Гандольфо вблизи Рима, где находится летняя загородная резиденция Папы.

Stato della Città del Vaticano возникло в результате Латеранских соглашений, заключенных 11 февраля 1929 года между Святым Престолом и Италией; признавших за Ватиканом статус суверенного субъекта международного общественного права, созданного для обеспечения Святому Престолу как наивысшему институту Католической Церкви "абсолютной и зримой независимости и гарантирования ему неоспоримого суверенитета в международной сфере"

Наша прогулка по этому мини-государству начинается в Музеях Ватикана. Музеи всегда упоминаются во множественном числе, так как представляют собой комплекс, объединяющий 1400 залов, несколько двориков и 50 000 шедевров, являясь самым большим музеем мира. Для того чтобы обойти все представленные экспонаты придется пройти 7 км, а если задержаться у каждого хотя бы на пару минут, для осмотра всей коллекции потребуется чуть больше 6 месяцев.

Мы таким временем не располагаем, да и в искусстве откровенно говоря "не шибко сильны", поэтому осматриваем только самые интересные (по мнению нашего гида) экспонаты. Как выясниться позже, мнение гида и наше "ощущение прекрасного", как говорят в Одессе, - это две большие разницы.

Начинаем с Музей Пия-Климента. Осматриваем издалека, почему-то... Прямо, за дверным проемом - Зал Ротонда (Sala Rotonda). Построен Микеланджело Симонетти в XVIII веке. В центре зала находится огромная монолитная порфировая чаша, 13 метров в диаметре, привезенная сюда из Золотого дома императора Нерона. Того самого, на месте, которого императоры династии Флавиев построили Колизей. В нишах установлены 18 статуй и бюстов римских и греческих богов и героев. В проеме виднеется бронзовая статуя Геркулеса.

Ближе к нам - Зал греческого креста. Оформлен в египетском стиле. В плане имеет вид равноконечного греческого креста. Здесь находятся порфировые саркофаги IV века - Констанции и Елены, дочери и матери императора Константина. Первый (слева на фото) украшен рельефом с изображением амуров, собирающих виноград как символ радостей Диониса, бога виноделия, и христианства (вино как кровь Христа). На втором (справа на фото) изображены римские всадники, торжествующие над варварами. Предположительно, этот саркофаг предназначался для самого императора Константина. В центре зала находится мозаика (III век) из Тускула.



Проходим в следующий зал - Галерея статуй (Galleria delle Statue) - изначально являлась летним павильоном дворца папы Иннокентия VIII, во второй половине XVIII века переделана в галерею статуй. Здесь находятся римские статуи, а также копии греческих оригиналов классического периода (V-IV веков). Одна из них - загадочная статуя Богини плодородия Артемиды. Археологи и искусствоведы до сих пор гадают, как образ непорочной девы может сочетаться с плодородием и многочисленными грудями. Есть даже предположение, что три яруса грудей у Артемиды  - вовсе не груди, а нечто от мужских принадлежностей...



Потолок украшен гербом папы Лео XIII



Затем попадаем в зал Галереи Арацци (Galleria degli Arazzi). Галерея интересна гобеленами с картинами на христианскую тематику. Здесь выставлены десять фламандских гобеленов, созданных по рисункам учеников Рафаэля на Брюссельской мануфактуре Pietre van Aelst. В 1531 году эти гобелены были вывешены в Сикстинской капелле, рядом с фресками Рафаэля, а три столетия спустя, в 1838 году, их перенесли в галерею Арацци и сделали открытыми для широкого доступа.



Орнамент и фрески на потолке кажутся объемными, но этого всего лишь искусная игра светом и тенью - такой средневековый 3D-эффект.



В зале запрещено фотографировать с использованием вспышки - яркий свет негативно воздействует на экспонаты, поэтому освещение в зале поддерживается в режиме "легкий полумрак". Благодаря этому гобелены сохранили свое качество - яркость красок и четкость рисунка.





В следующем зале расположена Галерея географических карт (Galleria delle Carte Geografiche) - представляет собой коридор длиной 120 метров и шириной 6 метров; возникла в 1578-80 годах, для этого западное крыло Папского дворца было увеличено на один этаж. Галерея расписана 40 географическими картами с изображением бывших владений Католической церкви и важнейших регионов Италии в эпоху папы Григория XIII.

На некоторых картах показаны виды отдельных городов, островов и владений церкви. Здесь также представлены карта Французского Авиньона, в прошлом резиденция пап, а также карты Сицилии, Сардинии и Корсики, которые в то время контролировались Испанией, сцены осады Мальты, сражения при Лепанто и крупномасштабные карты морских республик Генуи и Венеции.

Подробные карты были сделаны по заказу папы Григория XIII в мастерской картографа и математика Игнацио Данти для украшения стен дворца. Их изготовление заняло 3 года. На карты нанесены не только географические данные, но также исторические события, памятники и особенности изображённых мест, моря украшены кораблями, морскими чудовищами и мифологическими персонажами.

Зал разделён на 17 частей, карты расположены с севера на юг, а потолок украшен изображениями из жизни апостолов, Иоанна Крестителя, Св. Бенедикта, Св. Бернара, Петра Дамиани, пап Сильвестра I, Целестина V, а также 24 сценами из Ветхого Завета и пейзажами, аллегориями и арабесками. Галерея разделяет географию Италии на две стороны - одну омывает Тирренское и Лигурийское море, другую - Адриатическое.



Поражает и то, с какой географической точностью выполнены карты. Если сравнить эти карты, сделанные (на секундочку) в XVI веке, с современными спутниковыми картами, различия будут не велики.



На одной из карт изображен нехитрый способ доставки египетских обелисков в Римскую империю - заволокли на галеру, посадили рабов-гребцов и вперёд!



Тем временем мы добрались до самого, на мой взгляд, интересного места нашей экскурсии - Сикстинской капеллы. Внутри нельзя разговаривать, нельзя фотографировать, ничего нельзя... можно только смотреть и тихо восторгаться. Нам налево...



Сикстинская капелла (Cappella Sistina) - бывшая домовая церковь в Ватикане. Построена в 1473-81 годах архитектором Джордже де Дольчи, по заказу папы римского Сикста IV, откуда и произошло название. Ныне Капелла - музей, выдающийся памятник Возрождения, который используется также для проведения конклавов, на которых кардиналы избирают нового папу римского. Хор Сикстинской капеллы - всемирно известный профессиональный церковный хор католиков.

Сикстинская капелла была сооружена на месте, где до неё существовала "Великая капелла" (Cappella Maggiore), в которой в эпоху Средневековья собирался папский двор, состоявший из около двухсот членов - кардиналы, представители различных религиозных орденов и знатных семейств. Римский папа Сикст IV опасался военной угрозы со стороны флорентийской Синьории Медичи, с которой находился в напряжённых отношениях, и от Мехмеда II, чьи войска угрожали восточным берегам Италии. Поэтому он решил укрепить эту постройку. Проект создал архитектор Баччо Понтелли, работы велись под руководством Джордже де Дольчи.



В 1481-83 гг. группа флорентийских художников была приглашена в Рим, где вместе с умбрийскими мастерами они украсили стены Сикстинской капеллы. Эти фрески содержали множество портретных фигур (только в сохранившихся насчитывается не менее сотни). Первоначально фресок было 16, до наших дней сохранилось лишь 12.



Стены опоясывают два цикла историй: на северной стене фрески, изображающие события из истории Христа - Крещение Христа, Призвание первых апостолов, Искушение Христа и очищение прокаженного, Нагорная проповедь, Тайная вечеря, Вручение ключей апостолу Петру. Фрески на южной стене посвящены историям из жизни Моисея - Избиение еврейских младенцев в Египте и призвание Моисея, Обрезание сына Моисея Елиазара, Переход через Красное море, Дарование заповедей и золотой телец, Возмущение против законов Моисея, Смерть и завещание Моисея.

В 1508-12 годах Микеланджело расписывал свод капеллы, по заказу папы Юлия II. Микеланджело, называвшему себя скульптором, а не живописцем, не приходилось ещё осуществлять столь масштабную работу в технике фрески. Но не смотря на это, мастер выполнил работу в рекордные сроки и практически один - помощник лишь разводил краски внизу, пока мастер расписывал свод, лежа на деревянных лесах под самым потолком.

Техника аффреско требует ежедневного нанесения свежего слоя штукатурки такой площади, которую художник может покрыть за один день. Дневная норма фрески называлась джорната. Слой штукатурки, не покрытый росписью, удалялся, края срезались наискось наружу и зачищались. Новая джорната "приштукатуривалась" к уже готовым фрагментам.



На роспись потолка Микеланджело потребовалось четыре года. Такие тяжелые условия труда не могли не сказаться на здоровье мастера - за время работы, огромное количество краски попало в легкие. После окончания работы, в 1512 году, Микеланджело вновь переключился только на создание скульптур, практически не занимаясь живописью, вплоть до 1536 года, когда он начал работу над "Страшным Судом".



Страшный суд (Giudizio universale) буквальный перевод "Последний суд" или "Последний приговор" - фреска на алтарной стене Сикстинской капеллы. Художник работал над фреской четыре года - с 1537 по 1541. Микеланджело вернулся в Сикстинскую капеллу двадцать пять лет спустя после того, как завершил роспись её потолка. Масштабная фреска занимает всю стену позади алтаря Сикстинской капеллы. Темой её стало второе пришествие Христа и апокалипсис. "Страшный суд" считается произведением, завершившим в искусстве эпоху Возрождения, которой сам Микеланджело отдал дань в росписи потолка и сводов Сикстинской капеллы.

С конца XV века в Капелле проходят Конклавы. Конклав (от лат. cum clave - "с ключом" или "под ключом") - собрание кардиналов, созываемое после смерти или ухода в отставку папы римского для избрания нового папы, а также само помещение, в котором проводится собрание. Первым Конклавом, прошедшим в Капелле, был Конклав 1492 года, на котором был избран Александр VI.

Происходит конклав следующим образом: кардиналы запираются в Сикстинской капелле, и не могут покидать капеллу, пока не изберут нового главу католической церкви; поэтому кардиналам выделены места, где они могут слушать мессу, есть, спать и общаться со слугами. В капелле устанавливается печка с трубой, ведущей на крышу капеллы. Если кандидат не набрал двух третей голосов, то бюллетени сжигаются с добавлением черного красителя, если набрал - то добавляют сырой соломы - она дает белый дым. Верующие, собравшиеся на площади, узнают о результатах голосования благодаря условному дымовому сигналу: белый дым извещает об избрании нового папы, черный - о продолжении голосования.

Никогда неизвестно как долго будет продолжаться конклав, на котором кардиналы изберут преемника Петра. Эта процедура может занимать от несколько часов до нескольких лет. Самый длинный конклав в истории Церкви продолжался три года, тогда был избран папа Григорий X. Самый короткий конклав, избравший 31 октября 1503 года Юлия II, продолжался лишь несколько часов.

Побродить внутри капеллы самостоятельно, рассмотреть каждую фреску и одновременно послушать Хор Сикстинской капеллы можно здесь 3D модель Сикстинской капеллы. Благо современные технологии и администрация Musei Vaticani позволяют это сделать. Наслаждайтесь!

А мы покидаем Музеи Ватикана и направляемся к площади Святого Петра. По пути обращаем внимание на мраморную статую во внутреннем дворике Собора Святого Петра. Гид объясняет нам, что это памятник первому католикосу Армянской апостольской церкви Григору Лусаворичу - Григорию Просветителю. Памятник установлен здесь совсем недавно, в 2005 году, в связи с 1700-летием провозглашения христианства в Армении государственной религией.



Площадь Святого Петра или пьяцца Сан Пьетро (Piazza San Pietro) - грандиозная площадь в виде двух симметричных полукружий, разбитая перед базиликой Святого Петра по проекту Джованни Лоренцо Бернини.



Здесь собираются толпы верующих, чтобы слушать выступления понтифика. В 1930-е года Муссолини проложил из центра Рима на площадь широкую улицу Примирения (Via della Conciliazione).



Площадь обрамляют спроектированные Бернини полукруглые колоннады тосканского ордера, образующие в сочетании с собором символическую форму "Ключа Святого Петра".



284 колонны в 4 ряда, 162 гигантские статуи святых, многократно воспроизведенная по всему миру колоннада Бернини (в частности в петербургском Казанском соборе), должна была решить непростую задачу: сохранить старый вход в папский дворец и площадку непосредственно перед входом в базилику, да еще ни в коем случае не загораживать вид на дворцовое окно и балкон над центральным входом в базилику, откуда папа благословлял — и до сих пор благословляет — паству.



Посередине площади - египетский обелиск из Гелиополя, привезённый в Рим императором Калигулой и, по преданиям, украшавший цирк Нерона, в котором и был казнён апостол Пётр и на месте которого воздвигнут собор. Это единственный обелиск в городе, который простоял в неизменном виде вплоть до Возрождения. Средневековые римляне полагали, что в металлическом шаре на вершине обелиска хранится прах Юлия Цезаря. От обелиска по брусчатке расходятся лучи из травертина, устроенные так, чтобы обелиск выполнял роль гномона (часть солнечных часов, по тени от которой определяется время).



Площадь Сан Пьетро от Рима отделена линией из крупных серых плит, начертанной прямо по брусчатке. Как правило, никто не обращает на нее внимание, а зря: это самая что ни на есть государственная граница между Ватиканом и Италией.



Мы ненадолго покинем территорию Ватикана. Жарко знаете ли, да и голодно как-то... Пойдем подкрепимся и немного отдохнем в тени деревьев у Замка Святого Ангела. По пути нужно не забыть набрать водички. В Риме, повсюду встречаются маленькие питьевые фонтанчики - фонтанеллы: пить из которых воду не только можно, но и нужно! Дело в том, что вода в них до сих пор доставляется по античным акведукам, которые в свою очередь подпитываются из глубоких подземных ключей. К тому же это экономично - поллитровая бутылочка воды в Риме стоит порядка 2€.
Вот как раз и фонтанчик)



Замок Святого Ангела находится недалеко от Базилики Святого Петра. Нужно идти все время прямо, до конца Via della Conciliazione, а затем, еще немного прогуляться вдоль набережной Тибра.
Тибр хоть и не судоходная река, но вполне себе байдарочная.



Замок Святого Ангела (Castel Sant'Angelo) сначала был гробницей, затем замком, резиденцией пап и хранилищем их ценностей и одновременно тюрьмой и, наконец, в наши дни является музеем.

Император Адриан начал строить его в 135 году как мавзолей для себя и членов своей семьи. Завершил строительство в 139 году, после смерти Адриана, его преемник Антонин Пий. Мавзолей представлял собой цилиндр диаметром 64 метра и высотой около 20, на квадратном основании (длина стороны - 84 м), увенчанный насыпным холмом, а на его вершине скульптурная группа - император в виде Гелиоса, управляющего квадригой.
Затем это гигантское сооружение было включено в построенные при Аврелиане стены, окружающие город, и стало использоваться в военных и стратегических целях.

Согласно преданию, в 590 году, во время эпидемии моровой чумы, папе Григорию Великому на вершине крепости явился архангел Михаил, который вложил меч в ножны, что означало конец бедствия. Отсюда и произошло название - Замок Святого Ангела. В средние века замок был соединён с Ватиканом укрепленным коридором. Римские папы превратили его в настоящую крепость: Климент VII в 1527 г. укрылся в замке, когда войска императора Карла V вторглись в Рим.

В осаждённом замке находился в это время и принимал самое деятельное участие в отражении атак Бенвенуто Челлини, скульптор, ювелир, автор известных мемуаров. Несколькими годами позже он был заключён в замке как узник и сумел совершить невозможное — бежал из тюрьмы. За всю историю замка это единственный человек, которому это удалось.



Мост Святого Ангела (Ponte Sant’Angelo) - самый древний пешеходный мост через Тибр, построенный в 134-139 гг. римским императором Адрианом. Поскольку мост вёл к мавзолею Адриана, римляне называли его "Мостом Адриана".

В 1450 году перила моста не выдержали наплыва паломников, спешивших на празднование к собору Святого Петра, и обрушились в реку. Множество пилигримов погибло. В ответ папа велел снести древнюю триумфальную арку, которая якобы перекрывала выход с моста.



C XVI века установился обычай вывешивать на мосту тела казнённых преступников. Тогда же на мосту появились статуи апостолов Петра и Павла, к которым с подачи Бернини добавилось ещё десять статуй ангелов.



По соседству с Замком Святого Ангела расположился Дворец Правосудия (Palazzo di Giustizia) - резиденция Кассационного суда Италии и Судебной Публичной библиотеки, расположенная в самом престижном районе города - Прати.

Это монументальное здание было возведено на рубеже XIX-XX веков. Архитектор, Гульельмо Кальдерини, изначально планировал гораздо более скромное здание. Но в ходе строительства, которое длилось целых 12 лет, возникла необходимость достраивать дополнительные помещения и залы. В довершение всего, к концу строительства на крыше появилась огромная квадрига, и в результате весь палаццо получился в стиле нео-барокко.

Количество "украшательств" на нём просто зашкаливает, отчего местные жители называют его "Palazzaccio", что в переводе означает "Уродливый дворец" или "Грязный дворец". Негативное отношение горожан Дворец Правосудия вызвал еще и тем, что во время его строительства, которое длилось слишком долго, то и дело возникали коррупционные скандалы, ведь строили не казино, а Дворец Правосудия - место, где всё должно быть кристально чисто.

Но, несмотря на все перипетии, здание получилось величественным. Перед парадным входом установлено 10 статуй известных итальянских юристов разных времён. Один из фасадов украшает бронзовый герб Савойской династии. А внутренние стены Большого зала Дворца, где проходят заседания Верховного суда, расписаны фресками.



Буквально в двух шагах от Дворца правосудия находится церковь Святого сердца (Chiesa del Sacro Cuore del Suffragio). В этой маленькой церкви на берегу реки находится единственный в мире римско-католический музей с артефактами, доказывающими существование мертвых душ.

Коллекцию, в 1912 году, начал собирать настоятель церкви, увидевший человеческий силуэт во время пожара в алтарной части храма. Священник решил, что это чья-то неприкаянная душа, и начал собирать информацию о появлении подобных знаков по всему миру.Сейчас здесь покоятся сотни экспонатов, тем или иным образом связанные с привидениями. К примеру, здесь есть колпак с отпечатками запачканных в саже пальцев. Считается, что это следы от прикосновения Луизы ле Сенешель.



Продолжение следует...   http://blognoteg.livejournal.com/     blognoteg  

 

Наверх страницы

Отели в Италии