Три города в центре Италии — бермудский треугольник путешественника.Чтобы не заблудиться, последуйте примеру Михаила Рябова.
РИМ (власть)
Сильвия — просто чудо. Мы с ней идем от Ponte Sant’Angelo, самого красивого моста в Риме, в отель, в котором она работает. Полчаса пути по древним улочкам в непринужденной болтовне. Она интересуется языками и просит научить ее русским фразам. Старательно повторяет: «Я — Сильвия из Рима. Я тащусь от кино и мороженого». Мы смеемся —она догадывается, что ее дурачат. Объясняю, что значит «тащусь». Мы оба тащимся по Риму.
Это мой третий Рим. Я здесь был уже два раза. Домашняя обстановка отеля D’Inghilterra, недалеко от Piazza di Spagna. Если судить по первым этажам, это самое оживленное место Вечного города. Все модные Дома мира решили образовать здесь самые модные кварталы. Да пребудут с вами силы обойти все магазины!
Что я хочу найти в Риме, о котором давно написаны самые толстые путеводители? Истоки вечной славы Рима — это тема. Извольте немного покопаться. Начать стоит с канализации. Известно, что Клоака Максима осушила болота и дала городу свежесть. Тибр, правда, навсегда стал сточной канавой.
Затем — дороги. Широкие и каменные, все они ведут в Рим. Правильно говорить «идут из Рима». Дорога — символ римской силы. Идти по ней надо маршем, в ногу.
Следующее — это бетон, бум римского строительства и архитектуры.
Четвертым пунктом — водопровод. Акведуки. 2 тысячи лет назад вода была здесь в каждом доме. Расход на человека больше, чем сейчас в Москве. До сих пор из римских фонтанов можно пить. Мне кажется или правда, что итальянский кофе, приготовленный на московской воде, не имеет того пробуждающего вкуса?
ФЛОРЕНЦИЯ (искусство)
Над кроватью — копия работы Рафаэля. «Мадонна в кресле». Оригинал висит за рекой в палаццо Питти. Копия — в огромной золоченой раме. Номера отеля Helvetia & Bristol достойны экскурсий. Покои не отличаются сдержанностью цветовых сочетаний — роскошные тканевые обои бордового цвета с орнаментом. Романтичный будуар. Законченность образу придает ванная комната с большим окном и видом на именитых соседей — палаццо Строцци.
На другом берегу Арно не так многолюдно, меня зовет туда оригинал картины.
От палаццо Питти через сказочные сады Боболи, налево по Via di Belvedere, мимо вилл богатых флорентийцев. Час волшебной прогулки по самому зеленому маршруту с финишем на пьяццо Микеланджело, в центре которой — нелепый (уже третий в городе!) Давид с украшенным скульптурами гробницы Медичи подножием. Второй Давид на Piazza della Signoria — тоже копия, только очень хорошая. Единственный и неповторимый находится в Академии, которую в любое время украшает огромная очередь. Воспользуйтесь предварительной записью по телефону или зарегистрируйтесь на сайте.
В приделе церкви Санта-Мария-дель-Кармине — клуб Роберто Кавалли. Заводная музыка, отличные коктейли.
Брусчатка улиц манит прочь. Мне милей с очаровательной болтушкой Сильвией. «Наши отели — мой дом. В квартире даже комнатные растения на меня в обиде», — шутит Сильвия. По-моему, Сильвия, как и все сотрудники Royal Demeure Hotel Group, — эталон гостеприимства и внимания. Не поверю, что это всего лишь обязанность. Навстречу — девушки модельной внешности в боевой раскраске, родная речь. Спешат в покинутый нами клуб. В этом Флоренция — бурлящая грешная жизнь на фоне святого искусства.
Галерея Уффици занимает полдня. И оживляет ваши чувства на годы. Остаток времени необходимо посвятить Санта-Мария-дель-Фьоре и музею собора. Если после этого есть еще силы — вперед и вверх, на купол. Инженерное чудо и символ Флоренции. В вашем распоряжении 463 крутые ступени.
Синдром Флоренции — расстройство психики обилием шедевров. Срочно в аптеку! Officina Profumo-Farmaceutica di Santa Maria Novella работает с 1612 года. Опять музей, мозаики, своды. Лекарства здесь не покупают, но тем, кто верит в старинные рецепты, охотно продадут таблетки вечной молодости, а заодно — уникальный парфюм и мыло с тонким ароматом.
Вечером на кухне ресторана Hostaria Bibendum нас ждет кулинарный урок. Флорентийская кухня — это бренд, кулинарная алхимия. Шеф-повар Энцо Пете, брутального вида обладатель мишленовской звезды и профиля конкистадора, зовет сомелье. «Хотите познакомиться с любимым вином нашего хозяина? Без него ужин может не состояться». Богатство букета ошеломляет. Запомните —Balzini.
На завтрак — черничный пирог от Сильвии, колдовавшей с шефом на кухне в «продленной группе» (она в него явно влюблена и втайне мечтает сменить должность в отделе маркетинга в Риме на работу у плиты под руководством обаятельного маэстро-кулинара).
Утро и шум под окнами разрушают перспективу нежиться дольше. Чтобы выйти на балкон, халата явно недостаточно. Эпицентр Возрождения и украшенный флагами балкон обязывают выходить при полном параде, как на трибуну. Туристы с интересом изучают постояльца вместе с фасадом. Взглядом здесь правит архитектура. Остается только снисходительно провожать глазами таких же, как ты, туристов, полагающих возможным за пару-тройку дней узнать Флоренцию.
СИЕНА (страсть)
Кривые улочки зрительно увеличивают небольшой город. Люди на улицах, словно статисты на съемках. Давняя вражда с соседней Флоренцией не забыта. Черный петух на горлышке каждой бутылки с вином — напоминание, как соседи делили земли. По первому крику петуха всадники оседлали коней и помчались на встречу по дороге, связывающей Флоренцию с Сиеной. На месте встречи пролегла граница владений. Кьянти, самая лакомая территория, отошла Флоренции.
Может, поэтому здесь в чести скачки. Четыре века 2 июля и 16 августа горожане устраивают рыцарский турнир Палио. Во имя справедливости. Итальянские страсти в роскошных декорациях Пьяццо-дель-Кампо, главной площади Сиены. Толпы зрителей в центре площади и на балконах. Апартаменты с видом держат самые состоятельные семьи. Устланная торфом и засыпанная песком полоса по периметру — арена событий. Бесконечный парад, красочные театрализованные представления, средневековые костюмы. Полдня на подготовку к заезду, который длится меньше 2 минут. Прийти вторым — больший позор, чем быть последним. Второй считается проигравшим. Победителя чествуют как героя. Он человек года. Большей чести достойна только лошадь. Угощения, столы на улицах, реки вина и незамысловатые розыгрыши.
Luca Ciaffarafà — шеф Sapordivino wine bar & restaurant и Manfredo Venditti — сомелье Enoteca ai Banchi. Сегодняшний ужин в их руках. Пора в The Grand Hotel Continental, дворец XVII века Palazzo Gori Pannilini. Немного времени передохнуть и посмотреть в потолок, на свод и фрески. Краем глаза — в телевизор: «Квант милосердия», антураж — Сиена. Дениэл Крэйг выпрыгивает из фонтана на Пьяццо-дель-Кампо во время Палио. Бежит через толпу, прыжок — и он уже на черепичной крыше. Агент 007 во время съемок жил в башне этого отеля.