Как водится, хотел начать с начала, то есть с истории строительства, но собор Трани - этот тот редчайший случай, когда эмоции полностью отключают разум. Пожалуй, из всего увиденного в этой поездке по Апулии и Базиликате собор Трани оказался самым ярким, самым поразительным, самым совершенным видением.
Я уже давал ссылку на сайт собора, где в качестве мультимедийной заставки показано здание с высоты птичьего полета, - посмотрите, пожалуйста. Собор стоит на мысу, две его стороны обращены к морю, еще две выходят на широкую площадь - ничто не мешает любоваться панорамами. Для фотосъемки деталей собор высоковат, так что некоторые детали получились у меня мелковатыми, но всё равно они видны.
Это - вид с запада, с площади:
Это - вид с северо-востока, от моря. В тот день с моря был холодный пронизывающий ветер, и поэтому я не пошел дальше по выступающей в море дамбе. если кому-то повезет с погодой, не поленитесь пройти дальше - должно быть еще выразительнее.
Это - вид с востока, опять-таки от моря:
То, что вы видите, полностью переворачивает уже сложившееся представление об апуло-романском соборе.
Во-первых, собор в Трани - двухэтажный: в нижнюю церковь нужно спуститься на десяток ступеней с площади, в верхнюю - подняться по лестнице. Скажу более, под нижней церковью есть еще и крипта Сан-Леучо, расположенная ниже уровня моря; увы, в мой приезд, там шла реставрация.
Во-вторых, обычный для апуло-романской архитектуры мощнейший трансепт в Трани завершается тремя апсидами.
В-третьих, кампанила в Трани стоит на арке - это очень редкой для романской архитектуры решение.
Пока это все, что можно увидеть из первых фотографий. Далее мы с вами будем последовательно, фасад за фасадом, всё это изучать, а пока все же маленькая историческая справка.
В 1094 году в Трани пришел некий странный греческий пастушок по имени Николай, певший непрестанно "Кирие элейсон". Пастушок намеревался дойти до Рима, но в в Трани он заболел и вскоре скончался 2 июня 1094 года. На могиле странника сразу же начались чудеса, и уже в 1098 году он был прославлен как святой. В Средние века довольно часто почти что из неоткуда возникали такие стихийные культы, можно воспомнить, например, Иакова Боровичского.
Для хранения мощей святого Николая Паломника епископ Византий (Bisanzio) начал в 1099 году строительство нового кафедрального собора на месте прежней византийской церкви Санта-Мария-делла-Скала. Бывшая церковь стала впоследствии криптой Сан-Леучо (там почивают мощи святого Левкий, некогда вывезенного транийцами из Бриндизи). Основные строительные работы развернулись в 1159 - 1186 годах при епископе Бертране II, датой окончания стрительства условно называют 1200 год. Кампанила была возведена чуть позже - в 1230 - 1239 годах.
Отдельно покажу особую достопримечательность собора - бронзовые западные врата работы местного мастера Баризано (около 1175 года). Сейчас они сняты и помещены внутри собора. Баризано был одним из первых итальянских мастеров по изготовлению бронзовых дверей, а до этого их (двери, а не мастеров) обычно покупали в КПоле и привозили морем. Помимо врат в Трани, Баризано изготовил северные врата для собора Монреале (Оказывается, я их не показывал в своем ЖЖ! Это ужасное упущение я пострараюсь исправить) и западные для дуомо Равелло (и их я не показывал! Решено, допишу о Трани и срочно выложу фотографии)
Вернемся к вратам Трани. Они выставлены внутри собора, как-то подсвечены, уж что получилось, то и выкладываю. Если они вам не понравятся, то это- исключительно моя вина, а не Баризано.
Верхний регистр слева направо:
Сайт собора сообщает, что на самом верху дважды показан Христос Вседержитель (по разу на каждой из сдвух створок), а слева и справа соответственно помещены склоненные Илия и Иоанн Креститель. Ниже - четыре евангелиста.
Следующий регистр, так же слева направо:
Еще ниже:
Самый нижний регистр:
Лично я вижу сцены Распятия и Сошествия в ад; должно быть еще и Рождество, но что-то я, видать, ослеп - не вижу. Одиночные фигуры - апостолы Петр, Павел, Иаков и Иоанн Зеведеевы, Фома, Симон Зилот, Фаддей, Андрей и Варфоломей. Вроде бы угадывается Георгий Победоносец. Ну и батальные сцены, куда же без них.
Свое обещание о вратах из Монреале и Равелло я запомнил - обязательно покажу после Трани (чтобы не запутать читателей). Очень странно, что я их не выкладывал раньше)))
Ну а в следующий раз мы с вами поглядим западный фасад с окнами, папертью и порталом. А потом быдут фасады северный, восточный, южный...Собор Трани - это неисчерпаемый кладязь для любителей романского стиля.