"Вольтерра - темный, угрюмый в своей крайней древности город. Он выстроен весь громоздко и тяжело, и как полный контраст ему вспоминается благородное изящество Монтепульчиано. Дикие горные крестьяне в плащах из грубого сукна толпятся на его улицах в дни базаров и праздников. В этих людях нет приветливости и веселости сьенского contadino. В облике их чудится что-то не итальянское, что укрылось от благодетельных переплавлений Ренессанса и сохранило в целости черты сказочно древней расы. " П.Муратов "Образы Италии".
В Вольтерру мы прибыли уже под вечер; пока искали отель, пока парковались, пока устраивались, уже наступили сумерки. То что мы увидели по дороге туда (красивые пейзажи и деревушки) я покажу в сводном посте по полям-лугам Тосканы чуть позже.
Вечерняя мрачная Вольтерра нам понравилась.
Городские ворота (Porta all′Arco) IV в, до н.э. еще этрусские. Много повидали эти стертые головы (идут споры о том кто это... может Диоскуры с кем-нибудь, а может Юпитер с Юноной и еще кто-то)...
Сан Александро, XII
Наваливаясь на заборы
Город расположен высоко на холме .. прямо-таки балкончик с видом на Тоскану.
Площадь Приоров.
Дворец Приоров (Palazzo dei Priori) - старейшая ратуша Тосканы - сер. XIII в.
История средневековой Вольтерры (этрусскую часть мы проигнорировали, оставили "на когда-нибудь") не сильно отличается от других тосканских городов.. лангобарды, коммуна (ее символом и был дворец Приоров), борьба гвельфов и гибеллинов "кто победил не помню, должно быть греки" :) ... Подчинение Флоренции, в этом поучаствовал известный кондотьер Федериго да Монтефельтро., тот самый про которого недавно выяснилось, что он "заказал" Джулиано и Лоренцо Медичи (Джулиано был убит, Лоренцо спасся). После включения в герцогство Тосканское полностью разделил его судьбу - поэтому были и Габсбурги, и сестрица Наполеона, и все остальные.
Зубцы и не гвельфские, и не гибеллинские, кругленькие, сглаженные, свои собственные.
Утром все выглядело совсем не так завлекательно-загадочно.
Этрусские ворота уже не манили разгадывать изображенных персонажей.
Сан Александро
Белье на старых стенах, такая мирная жизнь. Поднялись наверх а там надпись - via Labirinti. Углубились в лабиринты улиц.
Дуомо (вторая половина XIII в) оказался в лесах на реставрации. К . нашел ракурс когда этого не видно ;)
В короткие периоды процветания город хотел по примеру соседей облицевать все вокруг хоть что-нибудь мрамором, причем в полосочку, по тогдашней моде. Но деньги быстро заканчивались и мероприятие откладывалось до лучших времен. Всё ждут.
В баптистерии мрамором облицевали лишь одну стену
Вход, поближе
Сделала коллаж. Не Тайная ли это вечеря...Какие необычные лица - "дикие горные крестьяне" и правда
На капителях три ведьмы (прямо Макбет), сфинксы разных полов и прочая нечисть
Старая купель Андреа Сансовино 1502 г
В центре купель Джованни Вакка (1759) статуя кон. XVIII в.
Рядом располагается станция скорой помощи, а напротив нее крохотный закуток - бесплатный медицинский музейчик.
Катафалк 1800 года
Так выглядел член братства в XVII в.
Днем площадь смотрится по-другому
Мы отправились в Palazzo dei Priori.. Всюду гербы, гербы
На лестнице фреска - Распятие, Пьера Франческо Фьорентино, 1490 г.
Главная достопримечательность зала Большого Совета - фреска Благовещение, 1383, Якопо ди Чоне и Николо ди Пьетро Джерини
Герб и держатель для факела в виде симпатичного дракона.
Тоже чей-то герб
Можно было (или все же нельзя, я что-то не спросила) выглядывать в окна и фотографировать виды.
Черепичная крыша образовала на стыке крест.
Лабиринты улиц.
Крепость Медичи, и сейчас действующая тюрьма (характерно, как мне кажется)
Башня "Поросенок" Преторианского дворца (XIII в.)
Тот самый поросёнок - Porcellino.
К. бьет в колокол (ээ, можно ли было это делать? тоже забыли спросить.)
Сан Микеле XIII в.
Прекрасный незнакомец меня лорнировал из-под балкона
Выход есть!
Прямо на улицах попадаются фрески
Люблю такие часовенки - на стрелке мысу
Фонтан Доччола, 1254 г. Никаких неприиличных фресок там пока не открыли.
Ворота святого Феликса (Porta San Felice)
Много разнонаправленный линий, плоскостей, изгибов, а все вместе - хорошо.
Окошечко
Этот кадр хочется назвать "Добро пожаловать в Тоскану"
Напоследок покажу еще коллажики
Двери
Звери
Далее мы отправились смотреть капеллу Санта Кроче (святого Креста) в церковь Сан Франческо, которая оказалась довольно далеко от центра города. Аскетичный фасад XIII в. будто специально отпугивает возможных туристов, но опытные путешественники по Италии знают, что может прятаться в таких "сараях" . :)
Входишь и тоже...ничего интересного... "интерьер почти полностью обновлен", даже не стали фотографировать, а где же капелла? Нашли, но темно и никого нет - кажется во всем храме мы были совсем одни. Я нащупала на стене выключатель, осмелела и включила всю подсветку.
"В 1410 году люнеты и стены капеллы были украшены фресками Ченни ди Франческо и Джакопо да Фиренце, на которых изображены сцены из легенды о святом Кресте. Иконография базируется на «Золотой легенде» Якова Ворагинского, сам цикл создан под очевидным влиянием фресок Аньоло Гадди в церкви Санта-Кроче во Флоренции" (лаконично сообщил нам cult-turist.)
Ваша покорная слуга в углу безрезультатно уговаривает фотоаппарат перестать артачиться... ну миленький, ну пожалуйста. Хорошо что у нас с собой было два фотоаппарата.
Евангелисты написаны Джакопо да Фиренце
В алтаре Распятие Винченцо Таманья, начало XVI в..
Сначала посмотрим фрески с понятными (читай, евангельскими) сюжетами, а потом перейдем к истории святого Креста. Благовещение
Рождество, деталь. Забавный пастух в чулочках и с волынкой
У св.Иосифа рядом седло и баклашка.
Какие человеческие лица у вола и ослика. И пар из ноздрей идет, согревает.
Сретение
Св. Екатерина всегда хорошо узнаваема
Повторю, что цикл на тему истории Животворящего Креста (в вики подробно) был создан под влиянием фресок на эту же тему в центральном алтаре церкви Санта Кроче (Флоренция) написанных Аньоло Гадди около 1380 года (ссылка). Я буду давать ссылки на "симметричные" фрески, все желающие могут сравнить.
История Креста начинается с того, что Ева и Сиф отправляются в Рай просить о масле прощения для исцеления занемогшего Адама. Архангел Михаил масло не дал (объяснил, что даст через 5.5 тыс лет - трактуется как пророчество о Христе), но принес ветвь Древа Жизни (из-за плодов которого прародители и были изгнаны). Вернувшись Ева и Сиф увидели, что Адам уже почил. Сиф положил ветвь Адаму в рот и из нее выросло дерево. Сравним с Гадди.
Древо росло "без приключений" до времени правления царя Соломона, который решил его срубить и использовать для строительства Храма. Брус почему-то не подошел и Соломон не долго думая, не пропадать же добру использовал его в качестве мостика. Царица Савская приехавшая к нему в гости узнала Древо, страшно удивилась, и по мостику не пошла (Пьеро делла Франческа прекрасно это изобразил на фреске в Ареццо; меньше чем через 50 лет после цикла в Вольтерре). К сожалению в Вольтерре фреска не сохранилась, поэтому покажу что написал Гадди во Флоренции. В правой части брус прячут в землю до других времен. от греха подальше
Долго ли коротко ли, прошла тысяча лет.... "Израильтяне достают Древо из целебной купели и делают из него крест для распятия Христа" Сравним картинку. Таким образом получается, что Крест сделан из того самого Древа.
Какие чуднЫе шапочки и приспущенные чулочки
После Распятия Крест был утерян и найден в 326 г. Еленой матерью имп. Константина Великого. Три найденных креста по очереди возлагали на покойника. Покойник воскрес после наложения на него Истинного Креста.
Сравнить можно здесь
Св.Елена переносит Крест в Иерусалим. Сравним. Обратите внимание, что здесь мы последний раз видим целыйКрест. Св. Елена крест разделила - одна часть отправилась к Константину, а что стало со второй, оставшейся в Иерусалиме мы сейчас и увидим. Про Константина ни Гадди, ни Ченни ди Франческо более нам не повествуют, в отличие от Пьеро делла Франческа (освежить в памяти).
Детали. Изящные запястья у всадников (про шлемы вообще молчу -красота, а лица, а фасоны камзолов...) и умные лица у лошадей.
Иерусалим. Если убрать круглый храм (Храм?) все остальное выглядит точь-в-точь как Тоскана. Башни,башни, башни. Еще колокольни у церквей и кажется приставные фасады ;) Зубцы на стене гвельфские :)).
В 614 г. иерусалимскую часть Креста похитил персидский царь Хосров. Сравним.
В белом прямо-таки по ощущению ронин ;), ну или самурай.
Какой шлем ;)
Сюжет сверху понять не могу. Что за светская тетенька, будто на охоту выехала.. а тут война-битва, но кажется ее больше интересует беседа. Тем более у собеседника такая миленькая собачка.
Наверное изображено что-то что было до битвы... или наоборот, после.
"Придворные поклоняются Хосрову; Сон Ираклия, византийского императора" (в Санта Кроче это единая фреска, )
Сон византийского императора Ираклия (не Константина). Наверное не очень удобно спать в короне и со штандартом в обнимку.
Очередная битва; на этот раз между Хосровом (персы) и византийским императором Ираклием (629 г). Наши победили Хосрова обезглавили, Крест возвращают в Иерусалим. Сравнить
Постарел Хосров, 14 лет прошло, да.
Что это за античный бог, неужели Марс?
Меня восхитил крошечный мостик через речку и карликовые деревца.
Когда у меня будет досуг (на пенсии) я займусь изучением головных уборов на средневековых фресках.
Опять Иерусалим... что-то он сильно изменился. Стало значительно меньше церквей, больше жилых башен. Симпатичная белая собачка влезла в кадр
И напоследок оставила вам страшноватую фреску Избиение младенцев
Какие-то уже взрослые младенцы
Утешительное... Ангелы относят души младенцев прямо в Рай
Выйдя из Сан Франческо мы поняли, что уже пресытились Вольтеррой и решили махнуть в ... Сан Джиминьяно... это же совсем рядом... Продолжение будет.