В Венеции есть музей только одного гениального художника, который и родился и умер в этом городе. Это Якопо Робусти, по прозвищу Тинторетто (1519-1594). Он учился в мастерской знаменитого Тициана, а в 20 лет уже стал самостоятельным художником.
1. Своё имя Тинторетто навсегда связал со Скуолой Гранде ди Сан Рокко, в которой работал в течение 23 лет, оставив после более 60 полотен с эпизодами из Ветхого и Нового заветов. Известный своим бескорыстием, он выполнил грандиозный цикл единолично за ничтожную плату - ежегодную ренту в 100 дукатов.
2. До этого Тинторетто уже прославил себя многочисленными шедеврами, среди которых была и картина c изображением Сан Рокко, излечивающего зачумлённых, которая находится в церкви Сан Рокко. Вот на эту площадь, где находятся два здания с полотнами Тинторетто, я и мечтала попасть и, конечно, посмотреть картины Тинторетто.
Удивительно, но удалось...
Святой Рох в больнице, 1549. Холст, масло. 307 x 673 см, Церковь Святого Роха, Венеция
3. Сейчас Венеция вспоминается как прекрасный сон ещё и потому, что кроме того что повезло с погодой, хотя предыдущий паром из Пирана был даже отменён, удалось осуществить намеченную цель. И за один день не только прокатиться на всех видах водного транспорта, кроме гондол, но и побывать в Скуоле Сан Рокко.
4. Скуола находится в центральной части Венеции, на одноименной площади, в районе Сан-Поло. Уверенности в том, что нам хватит времени на её посещение и мы сразу выйдем туда, не заблудившись в узких улочках Венеции, конечно, не было...
5. Итак, отметившись в лучшем месте встречи Il Caffé, отдохнув в лучшем в Венеции кафе-мороженое Il Doge, и попробовав лучшую пиццу навынос в Al Volo, мы довольно быстро вышли по указателям в намеченное место.
Сначала расскажу о том, что такое Скуолы (Школы) Венеции.
Во второй половине XIII века, в центральной и северной Италии появилось множество братств из мирян, объединяющихся во имя Христа, Богоматери или святого покровителя для проповедования религии или взаимопомощи. В Венеции подобными братствами являлись Скуолы. Их члены принадлежали к буржуазным слоям населения, то есть не к сословию патрициев, а просто граждан, проживающих в городе и занимающихся различными ремёслами и профессиями. Во многих случаях это были люди, обладающие большими финансовыми возможностями, но исключённые из олигархического правительства Республики. Тем не менее они могли играть престижную роль в венецианском обществе. Дворяне тоже могли состоять в братстве, но занимать правительственные посты не могли.
6. До падения Республики, Школы играли значительную роль в религиозной жизни общества и оказании помощи нуждающимся горожанам. Это была система по оказанию социальной помощи неимущим, поначалу в среде только членов общества, а потом - и всему населению.
7. В начале XV века в Венеции существовало несколько типов Школ: искусств и ремёсел, по национальности, по вероисповеданию. Среди школ религиозного толка выделялись Битые, которые практиковали самобичевание у всех на виду, как акт искупления грехов.
Подобное подразделение было официально подтверждено в 1467 году. Объединение Битых стало играть доминирующую роль и превратилось в Большие школы, которых в конце XVI века стало шесть.
8. Школа Сан Рокко - Святого Роха, покровителя больных чумой, посвятившего свою жизнь лечению немощных, была образована в 1478 году как школа религиозной общины Битых. И после множества злоключений, в конце века возвела в районе Фрари своё первое независимое место пребывания: небольшое здание справа от церкви, в настоящее время известное как Школетта.
9.
10.
11. Церковь возведена в честь Святого Роха, являющегося наряду со Святым Марком, покровителем Венеции. В церкви до сих пор с 1485 года покоятся его останки, которые чудесным образом оказались в Венеции, так же как и мощи Святого Марка.
Проектом по возведению церкви руководил архитектор Бартоломео Бон. Строительство продолжалось с 1489 по 1508 годы. Фасад церкви в стиле барокко, декорированный скульптурами архитектора Маккаруцци, был достроен в 1760 году.
12.
13.
14.
15.
16.
17. Каждый год 16 августа дож наносил визит в церковь и молился с призывом к святому, чтобы тот защитил город от чумы. Сейчас эта традиция разыгрывается в ежегодной театральной постановке. В церкви находятся четыре картины Тинторетто.
В течение XVI века Школа стала самым богатым братством в Венеции. К 1515 году в сообществе насчитывалось более 500 членов, поэтому было принято решение о строительстве нового большого здания. Возведение Скуолы началось в том же году по проекту Бортоломео Бона. Строительство велось с большим размахом и растянулось на тридцать с лишним лет. Здание было окончательно достроено лишь в 1549 году, и завершал проект уже другой итальянский архитектор - Антонио дель Скарпаньино.
18. В 1789 году Школа была возведена понтификом Пием VI в ранг Архибратства и до сих пор является единственной из из древних Больших Школ, переживших падение республики. Все остальные Школы были распущены по постановлению Наполеона в 1806 году, но эту Школу декрет обошёл стороной, хотя она и потеряла часть своего богатства. Тем не менее ей были оставлены и до сих пор находятся в её владении здания самой школы, церкви и Школетты. Главное здание на площади - это, конечно, Скуола: она слева от фасада церкви.
19. Сейчас братство насчитывает свыше трёхсот мужчин и женщин, ведёт не только активную благотворительную деятельность, но и курирует своё значительное художественное наследие.Школа является уникальной художественной галереей мастеров позднего Ренессанса, здесь несколько расписанных залов и большое собрание редких картин, огромный вклад в создание всех этих шедевров внёс Тинторетто.
В 1564 году для росписи стен и потолка был объявлен конкурс, в котором приняли участие лучшие итальянские живописцы того времени. Не без хитрости выиграл Якопо Тинторетто: вместо требовавшегося эскиза он представил на суд жюри готовую работу - фреску "Святой Рох". Кроме того, на картине стояла дарственная надпись "Святому Роху от Якопо Тинторетто", и, так как устав скуолы Сан-Рокко запрещал отказываться от подарков, братство было вынуждено отдать работу находчивому живописцу.
Зал первого этажа. Sala terrena. Скуола состоит из нижнего и верхнего этажей, а также зала Альберго. Генри Джеймс писал: "Вряд ли мы найдём в другом месте четыре стены, в которые вложены столько гениальности. Воздух этих полотен так густ, что трудно дышать".
И это правда, концентрация шедевров невероятная, и впечатление этот музей произвёл просто ошеломительное...
20. Считается, что смотреть 54 работы Тинторетто надо в том порядке, в котором они были написаны, т.е. пройдя мимо картин на первом этаже, а на втором этаже идти сначала в зал Альберго. Но я всё же хочу показать сегодня более строгий зал первого этажа с циклом картин, посвящённых Богородице и написанных в 1582-1587 годах.
21. Алтарь украшен статуей Святого Рокко работы Джероламо Кампанья начала XVI века.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
Цикл из 8 картин на первом этаже повествует о Богородице и детстве Христа. Цикл открывается совершенно чудесным "Благовещением" и заканчивается картиной "Успение Богоматери", изображающая Деву Марию в сиянии света.
Благовещение. L’ Annunciazione
Поклонение волхвов. L’Adorazione dei Magi
Бегство в Египет. La Fuga in Egitto
Избиение младенцев. La Strage degli Innocenti
Обрезание. La Circoncisione
Вознесение Марии. L’Assunzione della Vergine
Св. Мария Египетская. Santa Maria Egiziaca. Мария Магдалина. Santa Maria Maddalena
Все фотографии картин позаимствованы на официальном сайте Скуолы Ди Сан Рокко
Источник информации: проспект Скуолы Ди Сан Рокко
Продолжение будет...