В первую свою поездку по Апулии осенью 2016 года я совершенно упустил Терлицци из виду - его не видел Генри Мортон, его не описывали немногочисленные интернет-путешественники, чьи рассказы мне попадались в сети (это уже позже туда доехала неутомимая nantik7). Уже на месте, изучая гипсовые копии в музее замка Бари, я увидал копию люнета из церкви Розария в Терлицци. Но на тот момент менять продуманную программу путешествия я не решился, так и остался Терлицци белым пятном на карте Апулии аккурат между Руво и Битонто. И вот через два года я решил закрасить это постыдное белое пятно.
Терлицци - это маленький город и станция линии Nord Barese между Битонто и Руво. Город возник в XI веке. последовательно принадлежал нескольким феодальным родам, в 1779 году выкупил у казны право быть "королевским", т.е. более не отчуждаемым из монаршего домена, городом (супердеталь: мэрия Терлицци под это благое дело взяла деньги в долг у некоего неаполитанского аристократа и сумела расплатиться с ним только при Муссолини - 150 лет!). До 1752 года Терлиции входил в состав епархии Джовинаццо, в 1752 году здесь была учреждена отдельная кафедра (правда, ее по-прежнему занимали епископы Джовинаццо; на две епархии традиционно назначали одного прелата), в 1837 году оба города влились в триединую епархию Мольфетта-Джовинацци-Терлицци, а с 1986 года диоцез стал четырехединым (если есть такое слово; к этим городам присоединился еще и Руво). Хотя получается, что в Терлицци так ни разу и не случилось собственного епископа, тем не менее, епархиальным центром он числился, а потому здесь есть свой со-собор - concattedrale.
Если идти от станции в центр, то практически наверняка попадаешь на площадь перед Torre Maggiore (т.е. Большой башней) - единственным сохранившимся остатком прежней норманнской крепости (1075 год, однако)
(Понятно, что часы и беседка наверху - это уже поздние фантазии).
Если нырнуть от это башни в лабиринт улочек старого города, то придешь к местному собору Михаила Архангела. И в этом месте неподготовленному туристу потребуется скорая.
Дело в том, что путешествующий по Апулии свыкается с мыслью, что все местные соборы - это XII-XIII, ну максимум XIV века. А тут перед нами оказывается неоклассическое здание, да еще и с явно нарушенными пропорциями. Неужели это - самое интересное сооружение Терлицци? Конечно, нет. Дело в том, что предыдущий, вполне себе романский собор (1236-1287) достиг такого состояния ветхости, что горожане решили его снести и построить новый. Ну а поскольку на дворе стоял конец XVIII века, новый собор и выполнили по последней моде; перед нами - здание 1783-1872 годов постройки, архитектора звали Микеланджело (какой позор!) Бонвино.
Но во всей этой бочке дегтя случилась ложка меда. Портал прежнего собора не разрушили за ненадобностью, а аккуратненько разобрали и перенесли в другое место - в церковь Мадонны-дель-Розарио.
Вот она - справа на фото (слева другая церковь - Иммаколата; она нам неинтересна)
Вот ее главный фасад:
Первый сюрприз. Хоть церковь Розария и относительно новая, а ее главный портал охраняют львы и грифоны из старого снесенного собора.
Левый грифон
Правый грифон
Левый лев
Правый лев
Возможно, львы и не XIII века (а, быть может, просто хорошо отреставрированы), но грифоны-то каковы! А вот люнет - ну ладно, хотели как лучше...
И вот в этот критический момент главное - не расплакаться от увиденного с мыслью "Меня обманули", а завернуть за угол. Потому что боковой портал церкви Розария - это и есть самый настоящий XIII век, мастер Ансельмо из Трани.
Люнет поближе:
Тайная вечеря:
Обратите внимание на акробатический этюд в исполнении Иуды)))
Ниже скороговоркой идут евангельские сюжеты:
Благовещение
Заметьте, что в роли вифлеемской звезды выступает ангел
Распятие с предстоящими
Ну а теперь мы с вами переместимся в соседний Битонто.